Акты применения норм административного права примеры

4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового
регулирования — совокупность административно-правовых средств, кᴏᴛᴏᴩые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с задачами
общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

  • представляет собой совокупность юридических
    средств;
  • средства носят административно-правовой характер;
  • объектом воздействия выступают управленческие отношения;
  • направлено на решение задач
    общества и государства;
  • активизирует субъекты управленческих отношений;
  • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
  • обеспечивается
    принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. принципы административного
    права;
  2. административно-правовые нормы;
  3. акты официального толкования административно-правовых норм;
  4. акты применения административно-правовых
    норм;
  5. административно-правовые отношения.

Стадии административно-правового регулирования:

  • регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих
    нормы административного права);
  • возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
  • конкретизация субъективных прав и юридических
    обязанностей;
  • реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении
    прав и ϲʙᴏбод в сфере управления, при наличии спора в праве.

Существуют следующие
способы административно-правового регулирования:

  1. императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
  2. диспозитивный
    (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах,
    определенных законом;
  3. рекомендательный — способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант
    поведения с позиции действующего законодательства;
  4. поощрительный — способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих
    отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

4.3. Принципы административного права

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного
права и выражающие его сущность, составляют
принципы административного права, кᴏᴛᴏᴩые:

  • определяют юридическую природу административного
    права;
  • закрепляются в административно-правовых нормах;
  • будут ориентиром для законодателя при создании новых норм административного
    права;
  • выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
  • обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам
административного права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие.

1.
Принцип демократии (народовластия). Он находит ϲʙᴏе проявление в сфере правотворчества и
правореализации. В правотворческой деятельности он пробудет в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном
(референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права.

2.
Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и
основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и
нормам международного права и международным договорам РФ.

3.
Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за
нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер
государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической
ответственности.

4.
Принцип федерализма. Пробудет в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

5.
Принцип гуманизма. Заключается в юридическом
признании приоритета общественных ценностей. Права и ϲʙᴏбоды человека, степень их закрепления и обеспечения будут критерием оценки качества управленческих
отношений.

Предлагаем ознакомиться:  Лицензия на право торговли продуктами питания

6.
Принцип справедливости. Требование ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, кᴏᴛᴏᴩые за ϶ᴛᴏ
наступают.

7.
Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.

Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в
законодательстве: текстуальный, кᴏᴛᴏᴩый закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания
нормативного правового акта.

Административно-правовые
нормы ϶ᴛᴏ общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее
общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности
общества.

Особенности административно-правовых норм:

  1. будут разновидностью юридических норм;
  2. объектом регулирования выступают особого
    рода общественные отношения – управленческие;
  3. административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного
    управления;
  4. устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  5. содержатся в
    нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  6. имеют представительно-обязывающий
    характер;
  7. обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  8. преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  9. во многих случаях
    регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура
административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов.
Элементы структуры административно-правовой
нормы:

  1. гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении кᴏᴛᴏᴩых норма начинает действовать;
  2. диспозиция –
    часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
  3. санкция – часть административно-правовой нормы,
    указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие
виды административно-правовых норм.

1.
По
предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;
процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2.
По функциям права: регулятивные –
регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений,
чуждых данному обществу.

3.
По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в
сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической
альтернативы; рекомендательные, с помощью кᴏᴛᴏᴩых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения
стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта
заслуги.

4.
По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в кᴏᴛᴏᴩых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений,
выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по ϲʙᴏему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические
обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на
совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5.
По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов
исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений;
отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих;
административно-правовой статус граждан.

Предлагаем ознакомиться:  Доверенность на оформление пенсии образец

6.
По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные
(окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные –
действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7.
По действию во
времени: срочные – нормы, для кᴏᴛᴏᴩых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или
юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8.
По кругу лиц общего действия –
регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы
субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9.
По юридической силе: законодательные – содержащиеся
в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической
защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – ϶ᴛᴏ
практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды)
реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение — форма реализации предписывающих
административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение — форма
реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под
угрозой наказания.

Использование — форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений ϲʙᴏим
активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение — особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в
разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Толкование административно-правовых норм
деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-
правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.

Элементы толкования административно-правовых норм:

  1. уяснение сущности
    толкуемой административно-правовой нормы;
  2. разъяснение сущности толкуемой нормы.

Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств,
направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы.
Виды способов толкования:

  1. грамматический (филологический, языковый,
    текстовый);
  2. логический;
  3. систематический;
  4. историко-политический;
  5. специально-юридический.

4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм

Акты официального толкования административно-правовых норм — ϶ᴛᴏ вид юридических актов, принятых
уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.

Особенности актов официального толкования административно-правовых норм:

  1. не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не
    изменяют их содержания;
  2. принимаются уполномоченными субъектами;
  3. раскрывают содержание толкуемой нормы;
  4. определяют порядок реализации толкуемой
    нормы;
  5. обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;
  6. обладают государственно-властным
    характером;
  7. адресуются субъектам правоприменения.

По форме выражения акты могут быть письменными или устными.

По юридической природе
выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования.

По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты
исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.

Учитывая зависимость от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на
аутентичные и легальные.

4.6. Акты применения административно-правовых норм

Признаки актов административно-правовых
норм:

  • носят государственно-властный (обязательный) характер;
  • принимаются компетентными субъектами государственного управления;
  • индивидуализируют
    требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;
  • применяются на базе и во исполнение законов, т. е. носят
    подзаконный характер;
  • имеют чаще всего документальную форму;
  • выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение
    правоотношений;
  • принимаются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленной процедурой (порядком).

4.7. Административно-правовые отношения

Особенности
административно-правовых отношений:

  1. ϶ᴛᴏ властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;
  2. ϶ᴛᴏ результаты опосредования
    управленческих отношений административно-правовыми нормами;
  3. для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного
    характера;
  4. возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
  5. могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй
    стороны необязательно;
  6. споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
  7. при нарушении требований административно-
    правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
  8. по ϲʙᴏей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной
    деятельности людей и их коллективов.

Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без кᴏᴛᴏᴩых
административно-правовые отношения не могут возникнуть.

В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная
правосубъектность и юридический факт.

Предлагаем ознакомиться:  Жалоба на лифт, куда обратиться, в каком случае можно подать жалобу на лифт

Среди
элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений,
объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений – участник
административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Можно
выделить следующие
виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие,
общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу
чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.
Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т.
п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.
п.

Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников
административно-правовых отношений.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с кᴏᴛᴏᴩым административно-правовая норма связывает
возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра-
воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

По форме проявления: положительные, с наличием кᴏᴛᴏᴩых административно-правовая норма связывает
возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие кᴏᴛᴏᴩых крайне важно для возникновения правоотношений.

По связи с волей субъекта: события –
факты, кᴏᴛᴏᴩые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, кᴏᴛᴏᴩые связаны с волей хотя бы одного из участников
правоотношения.

По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления,
урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на базе административно-
процессуальных норм.

По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на базе регулятивных административно-правовых норм, и
охранительные – складывающиеся на базе охранительных административно-правовых норм.

По характеру связей между участниками правоотношений:
вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.

По характеру
юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.

Учитывая зависимость от
конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением
принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с
непосредственной реализацией внешних функций управления.

Учитывая зависимость от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во
внесудебном (административном) порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector