Арест имущества налоговой инспекцией

Процедура ареста

Согласно п. 3 ст. 77 НК РФ арест может быть применен только для обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 Кодекса.

Процедура взыскания с налогоплательщика-организации суммы налога и пени в бесспорном порядке следующая:

  1. Налоговый орган выставляет налогоплательщику требование об уплате налога и пени (ст. 45 НК РФ).
  2. В случае неуплаты налога и пени налоговый орган принимает решение о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках (п. 2 ст. 46 НК РФ).
  3. Налоговый орган выставляет и направляет инкассовые поручения в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (п. 4 ст. 46 НК РФ).
  4. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган принимает решение о взыскании сумм налога и пени за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).
  5. На основании этого решения налоговый орган выносит постановление о взыскании сумм налога и пени за счет имущества налогоплательщика.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика признается недействительным при нарушении любого из указанных этапов процедуры взыскания сумм налога и пени.

Так, судебные органы единодушны в мнении о том, что отсутствие решения налогового органа о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств на счетах налогоплательщика является основанием для признания постановления о наложении ареста недействительным <2>.

Судебная практика по данной категории дел определенно подтверждает, что налоговые органы, выносящие постановления об аресте имущества налогоплательщика без принятия решения о взыскании сумм налога и пени за счет его имущества, нарушают процедуру наложения ареста на имущество налогоплательщика <3>.

В то же время некоторые судебные органы считают нарушение указанной процедуры вынесения постановления о наложении ареста не достаточным, а чисто формальным основанием для признания постановления недействительным и предлагают налогоплательщику помимо прочего доказать, что такие суммы включены в постановление без достаточных оснований.

Важно отметить, что на необходимость соблюдения процедуры наложения ареста на имущество налогоплательщика указывают и сами налоговые органы.

Так, например, по информации С.Ю. Раснюк, советника налоговой службы РФ III ранга Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщиками по Новосибирской области, налоговый орган должен соблюдать порядок взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, а именно принимать в установленном порядке и в установленные сроки решения о взыскании налогов в оспариваемой сумме за счет денежных средств налогоплательщика, а также предъявлять инкассовые поручения к счету налогоплательщика; иметь основания полагать, что истец скроется или скроет свое имущество <5>.

Важным обстоятельством, на которое должен обратить внимание суд, является факт отсутствия на счетах налогоплательщика денежных средств, достаточных для взыскания сумм налога и пени.

Так, суд признал недействительным постановление налогового органа о наложении ареста на имущество общества в порядке, предусмотренном ст. 77 НК РФ, поскольку из имеющихся в материалах дела выписок банка следует, что на дату принятия указанного постановления на счетах общества в банке имелось достаточно денежных средств для взыскания недоимки в бесспорном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках <6>.

Зачастую данное обстоятельство является основанием для направления дела на новое рассмотрение. Так, одно из дел по заявлению о признании недействительным постановления о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика передано на новое рассмотрение для проверки наличия и достаточности средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, для погашения задолженности <7>.

При этом сами налоговые органы ранее разъясняли, что взыскание сумм налога и пени за счет имущества налогоплательщика возможно при наличии в налоговых инспекциях следующих документов:

  • лицевых счетов налогоплательщиков, подтверждающих задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • расчетных, текущих, валютных, спецссудных либо иных счетов налогоплательщиков в банках, свидетельствующих об отсутствии денежных средств на этих счетах;
  • результатов выверки расчетов по актам проверки соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства (в случае проведения таких проверок) <8>.

а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

б) дату вынесения и номер постановления;

в) наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

г) ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;

д) сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должен быть наложен арест;

е) вид ареста (полный или частичный);

ж) перечень имущества, подлежащего аресту;

з) основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Согласно п. 7 Методических рекомендаций постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Арест имущества налоговой инспекцией

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения арестованным имуществом налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом, устанавливающий обязательность их обращения в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом (п. 8 Методических рекомендаций).

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименований, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

В протоколе должно быть отмечено, что налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент предупреждены об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Арест имущества производится с участием понятых, в качестве которых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

В налоговых правоотношениях порядок ареста имущества, налагаемого налоговыми или таможенными органами, регламентируется ст. 77 НК РФ, а также корреспондирующими ей нормами главы 8 НК РФ, посвященными принудительному исполнению обязанности по уплате налогов (сборов). В литературе отмечалось, что «…

арест имущества не относится к процессуальным действиям налогового контроля», но «…фактически произведение ареста имущества по своей правовой природе является процессуальным действием с участием должностных лиц уполномоченных органов, налогоплательщика (налогового агента, сборщика налогов), понятых, специалистов» <*>.

Расширение круга лиц, участвующих в правовой процедуре, включение во взаимоотношение «налоговый (таможенный) орган — обязанное лицо» третьей стороны (прокурора), а также иных лиц (понятых и специалистов) призваны обеспечить соблюдение конституционных прав собственника при наложении ареста на принадлежащее ему имущество.

Предлагаем ознакомиться:  Отказ от имущества в пользу супруга

Процесс наложения ареста на имущество состоит из нескольких последовательных стадий.

  1. Принятие решения. Оно принимается руководителем или заместителем налогового или таможенного органа в форме постановления. Решение о наложении ареста на имущество не может предшествовать решению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Более того, исходя из системного анализа статей 46, 47 и 77 НК РФ, принятию решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должно предшествовать решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, и лишь после установления недостаточности либо отсутствия таких средств может быть вынесено упомянутое выше решение и наложен арест.

НК РФ в качестве непременного условия законности решения о наложении ареста указывает два обстоятельства, которые должны существовать одновременно:

  1. налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налога (сбора) в установленные сроки. Данная формулировка не совсем точна: в случае уплаты налога (сбора) с нарушением срока она позволяет считать первое условие для применения ареста соблюденным. Предпочтительнее указать, что арест применяется при наличии недоимки по налогам (сборам). В случае отсутствия недоимки, но при наличии задолженности по уплате пени арест не может быть наложен. Кроме того, при наличии недоимки и задолженности по уплате пени стоимость арестованного имущества должна рассчитываться из суммы недоимки без учета пени. Данная позиция обосновывается следующим образом. Во-первых, арест имущества и пеня являются способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) согласно ст. 72 НК РФ, поэтому арест не может применяться для обеспечения действия другого способа обеспечения. Во-вторых, ст. 77 НК РФ, а равно иные нормы законодательства о налогах и сборах не предусматривают возможности наложения ареста на имущество при отсутствии недоимки по уплате налогов (сборов), а также для обеспечения уплаты пени. Более того, п. 5 ст. 77 НК РФ прямо указывает, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, без упоминания об уплате пени. В-третьих, необходимо учитывать имущественный характер пени как меры юридической ответственности. Наделение налогового органа, начисляющего пени (а по существу привлекающего налогоплательщика к ответственности), полномочием накладывать арест для обеспечения взыскания имущественной санкции является, по нашему мнению, недопустимым нарушением принципа сдержек и противовесов в правовом государстве.

Общие сведения

Согласно действующему законодательству РФ, граждане обязаны ежемесячно оплачивать государственные налоги, такие как пенсионный фонд, медицинское страхование, соцзащита и др. В противном случае, должники будут привлечены к административной ответственности и штрафным взысканиям. При злостном уклонении от оплаты (просрочке платежей более полугода) на имущество налагается арест.

Арест — это запрещающие меры распоряжения собственностью должника, по отношению к движимому или недвижимому имуществу. Такая процедура является крайним методом воздействия на гражданина и применяется только при наличии весомых на то оснований (например, если налогоплательщик намерен скрыть счета в банке). Арест проводится в соответствии с НК РФ и применяется на основании решения руководителя налогового или таможенного органа.

Согласно статье №77 действующего законодательства, арест движимости, недвижимости и ценных вещей налогоплательщика может быть двух видов:

  1. Полный – когда должник утрачивает право распоряжения имуществом;
  2. Частичный — владелец остается собственником, однако вправе распоряжаться имуществом только под строгим контролем правоохранительных органов.

Аресту подлежит только та часть собственности, балансовая стоимость которой равна сумме неуплаченного налога или иной выплаты в бюджетные фонды страны.

Законные основания

Наложение обременения на имущество злостного неплательщика осуществляется с целью покрытия имеющихся долговых обязательств перед налоговой службой.

Согласно статье №446 ГПК РФ, в перечень имущества должника, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, входит:

  • единственное жилье налогоплательщика и его семьи (за исключением ипотечной квартиры);
  • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в первом пункте;
  • личные вещи и предметы индивидуального пользования (одежда, обувь и другие);
  • инвентарь, необходимый для работы;
  • средства транспорта и вещи, необходимые гражданину-должнику в связи с его инвалидностью;
  • призы, государственные награды.

Основания наложения обременения могут быть следующими:

  • наличие движимой и недвижимой собственности или ценных вещей, стоимость которых составляет более 25 % суммы неоплаченного налога;
  • наличие дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не выплачивает НДФЛ в установленном законом порядке (в течение более 6 месяцев);
  • размер общей суммы долга превышает 50 процентов от стоимости собственности;
  • при изучении бухгалтерской отчетности, на основании которой должник уклонялся от оплаты НДФЛ;
  • срочная распродажа имущества или переоформление на третьих лиц;
  • участие посреднических фирм в расчетах ООО;
  • получение сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога.

Одним из оснований наложения ареста на имущество налогоплательщика является наличие достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

В п. 3 Методических рекомендаций под основаниями, свидетельствующими, что должностные лица налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента — организации могут попытаться скрыться либо скрыть имущество, рекомендуется понимать следующие:

  1. наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
  2. наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент не принимает мер к ее взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала.

Однако следует учитывать, что, например, наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, меры по взысканию которой налогоплательщиком не принимались, не может рассматриваться как безусловное основание для признания попыток налогоплательщика скрыть свое имущество или скрыться.

Судебные органы обоснованно указывают, что в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на орган, который принял такой акт, т.е. в данном случае на налоговый орган <9>;

  1. размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.
Предлагаем ознакомиться:  Порядок и правила начисления зарплаты

Данное основание также не рассматривается судебными органами как безусловное для признания того, что налогоплательщик предпримет меры к сокрытию своего имущества <10>;

  1. получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел, ФСФО России и иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента-организации скрыться;
  2. анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например:
  • систематическое уклонение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от явки в налоговый орган;
  • проведение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц;
  • участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента за его продукцию;
  • аккумулирование средств налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на счетах других юридических лиц;
  1. иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста.

Очевидно, что все указанные в Методических рекомендациях основания для признания в действиях налогоплательщика намерения скрыться или скрыть свое имущество подлежат доказыванию налоговым органом. Судебные инстанции неоднократно указывали на такую обязанность <11>.

Арест имущества в целях взыскания пеней

Ранее налоговым законодательством РФ не было предусмотрено наложение ареста на имущество налогоплательщика для обеспечения взыскания пеней. Теперь в силу прямого указания ст. 77 НК РФ арест может налагаться не только на сумму налога, но также на суммы пени и штрафа.

Однако следует иметь в виду, что п. 3 ст. 77 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2007 и применяется к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31.12.2006, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Таким образом, попытки налоговых органов наложить арест на сумму не только налога, но также пени или штрафа по отношениям, возникшим до 31.12.2006, представляются необоснованными.

Рассмотрим доводы, на основании которых можно утверждать неправомерность включения пени и штрафа в размер задолженности, на сумму которой возможен арест имущества.

Основным доводом может послужить то обстоятельство, что пеня, как и арест имущества, является мерой обеспечения исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Однако налоговые органы считали возможным налагать арест на имущество налогоплательщика в счет обеспечения исполнения им обязанности по погашению задолженности по пене и до принятия п. 3 ст. 77 НК РФ в новой редакции.

Арест имущества налоговой инспекцией

Данное утверждение вытекает из анализа п. 2.2 Методических рекомендаций, в котором говорится, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в соответствии со ст.

47 Кодекса в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), а также пени, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Кодекса. Взыскание налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

Судебная практика, как правило, придерживалась мнения о невозможности ареста имущества на сумму начисленной налоговым органом пени <12>.

Вместе с тем в судебной практике встречаются единичные примеры, когда судебные инстанции признавали допустимым наложение ареста на имущество налогоплательщика в счет взыскания пени.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2001 по делу N А29-2693/01А указано, что согласно п. 3 ст. 77 НК РФ арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 Кодекса.

Арест имущества налоговой инспекцией

В соответствии с п. 7 (в действующей редакции — п. 8) ст. 47 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Поэтому вывод суда первой инстанции о недопустимости наложения ареста на имущество налогоплательщика во исполнение обязанности по уплате пеней за несвоевременную уплату налога (сбора) противоречит действующему законодательству.

По данному поводу можно возразить, что, во-первых, в ст. 77 НК РФ предусмотрена возможность наложения ареста только по налогу, во-вторых, ссылка на аналогию применения ст. 47 НК РФ относительно пеней распространяется на процедуру взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента — организации), индивидуального предпринимателя, а не ареста такого имущества.

Стоит, однако, учитывать то обстоятельство, что указанные доводы можно приводить лишь относительно правоотношений, возникших до 31.12.2006.

Налоговый орган, взыскивая в бесспорном порядке суммы задолженности по налогу, руководствуясь при этом прописанной в НК РФ процедурой, нередко на деле использует одновременно две меры бесспорного взыскания суммы налога с налогоплательщика. Это означает, что одновременно с вынесением решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика к счетам последнего уже выставляются инкассовые поручения.

Арест имущества налоговой инспекцией

Что делать в такой ситуации и законно ли это?

Пунктом 3.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях защиты прав должника и приведения действий по принудительному взысканию налогов (сборов), а также пеней в соответствие с законодательством РФ после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк.

Решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника принимается налоговым органом в отношении сумм задолженности, указанных в постановлении налогового органа о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации), по которому судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

Судебные органы признают недопустимым обращение взыскания на имущество налогоплательщика без отзыва из обслуживающих его кредитных учреждений не исполненных в установленном порядке инкассовых поручений (распоряжений) налогового органа на перечисление налога, поскольку одновременное обращение взыскания на денежные средства и имущество налогоплательщика может повлечь за собой повторное изъятие одних и тех же сумм и, таким образом, существенно нарушит законные права и интересы налогоплательщика <13>.

Вместе с тем налоговое законодательство не содержит положений, обязывающих налоговый орган отзывать из банка инкассовые распоряжения перед принятием решения об обращении взыскания на имущество должника. Из этого следует, что выставленные налоговым органом инкассовые поручения по счетам могут быть приостановлены.

Более того, отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества, а само наличие инкассовых поручений, выставленных к счету налогоплательщика, не может быть основанием для признания этого решения недействительным <14>.

Предлагаем ознакомиться:  Как добавить ОКВЭД для ООО в 2019 году

Таким образом, в данной ситуации основным критерием, по которому одновременное применение налоговым органом двух мер, направленных на взыскание в бесспорном порядке сумм налога и пеней, можно считать неправомерным, будет являться опасность повторного взыскания сумм налога и пеней.

Отмена ареста в отношении имущества налогоплательщика

Арест имущества налоговой инспекцией

Для того чтобы наложение обременения на имущество было законным, уполномоченные лица обязаны подтвердить правомерность своих действий и доказать виновность должника.

Статьей №77 НК РФ предусмотрен порядок документального оформления действий налогового органа по аресту имущества и процедура его проведения:

  • решение о наложении обременения принимается руководителем налогового органа либо его заместителем в форме соответствующего постановления. Текст документа должен содержать следующее:
    • ФИО должностного лица;
    • дату вынесения и номер постановления;
    • паспортные данные должника;
    • ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты налогов;
    • сумму задолженности;
    • вид ареста (полный или частичный);
    • перечень недвижимости, движимости и ценных вещей, подлежащих аресту;
    • основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть собственность;
  • на основании постановления налоговым органом оформляется протокол об аресте имущества(ст. 77 НК РФ). В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется или описывается имущество, подлежащее обременению, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости;
  • арест имущества производится при участии свидетелей.

На счета должника

Одним из видов имущества налогоплательщика, на которое может быть наложен арест, является банковский счет. Сотрудники правоохранительных органов вправе реализовать доходы в счет погашения имеющейся задолженности. Если стоимость счета не покрывает полную сумму долга, изымается та часть денежных средств, которая имеется в наличии.

Согласно статье №81ФЗ «Об исполнительном производстве», если неплательщик умышленно скрывает или предоставляет недостоверные данные о банковском счете, судебные приставы направляют специальное постановление в банк.

Задолженность может быть компенсирована также за счет государственных пособий, таких как:

  • пенсия;
  • стипендия;
  • пособие по инвалидности и т.д

Список документов

Для того чтобы наложить арест на имущество должника потребуются следующие документы:

  • исковое заявление о привлечении должника к ответственности;
  • письма ответчику в порядке досудебного разрешения конфликта;
  • выписка из налоговой о состоянии общей задолженности;
  • постановление о реализации движимости, недвижимости и ценных вещей;
  • выписка из банка о состоянии счетов налогоплательщика;
  • информация о имуществе должника и др.

Порядок действий при отмене ареста:

  1. Оплатить часть задолженности НДФЛ;
  2. Подать исковое заявление в суд об отмене обременения.

Для того чтобы ответчик смог полноправно распоряжаться имуществом, он обязан погасить задолженность. В суде долг может быть реструктуризован, по результату чего составится график платежей, в соответствии с возможностями гражданина.

При подаче иска об отмене ареста на имущество, в заявлении необходимо указать следующее:

  • наименование судебной палаты, адрес местонахождения;
  • ФИО истца;
  • ссылка на решение суда о наложении ареста на движимость, недвижимость или иную собственность;
  • сумма общей задолженности перед государством;
  • уплаченная стоимость;
  • основания, по которым должник не может погасить долг своевременно;
  • прошение о пересмотре дела;
  • список прилагаемых документов;
  • дата, подпись.

Должник может быть оправдан только в том случае, если докажет собственную платежеспособность. По решению суда, полный арест может быть снят после уплаты всех НДФЛ.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Судебная защита

Если налоговый орган вынес постановление об аресте, налогоплательщик может воспользоваться своим правом на судебную защиту и обратиться в суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.

При этом налогоплательщик может воспользоваться следующими доводами (см. таблицу).

 Довод 
 Основание 
 Судебная практика в пользу 
налогоплательщика
Нарушена 
процедура
вынесения
постановления
Статьи 46, 
47, 77 НК РФ
Постановления ФАС Северо- 
Кавказского округа от 01.07.2003
N Ф08-2232/2003-833А; ФАС
Уральского округа от 22.10.2003
N Ф09-3501/03-АК, от 18.06.2004
N Ф09-2411/04-АК; ФАС Поволжского
округа от 15-16.01.2004 по делу
N А49-3080/03-136А/22; ФАС
Восточно-Сибирского округа от
06.04.2004 по делу
N А19-15309/03-41-Ф02-995/04-С1;
ФАС Западно-Сибирского округа
от 05.07.2004
N Ф04/3686-1150/А45-2004
Не выполнены 
основания
наложения
ареста
на имущество
налогоплательщика
Пункт 1 
ст. 77 НК РФ
Постановления ФАС 
Дальневосточного округа от
21.06.2001 N Ф03-А51/01-2/1098;
ФАС Западно-Сибирского округа
от 22.09.2004
N Ф04-6768/2004(А67-4854-3); ФАС
Восточно-Сибирского округа
от 27.01.2005 по делу
N А33-10726/04-С3-Ф02-5926/04-С1
В постановление 
включены суммы
взыскиваемой пени
Пункт 3 ст. 
77 НК РФ (до
31.12.2006)
Постановления ФАС 
Дальневосточного округа от
28.05.2004 N Ф03-А73/04-2/1128;
ФАС Поволжского округа от
15.02.2005 по делу
N А49-11949/04-383А/11; ФАС
Западно-Сибирского округа
от 04.05.2005
N Ф04-2645/2005(10985-А27-33)
В постановление 
включена сумма
большая, нежели
сумма налога,
подлежащая
взысканию
Пункт 5 
ст. 77 НК РФ
Постановление ФАС Уральского 
округа от 06.12.2004
N Ф09-5133/04-АК; Информационное
письмо Президиума ВАС РФ от
21.06.2004 N 77 "Обзор практики
рассмотрения дел, связанных с
исполнением судебными приставами-
исполнителями судебных актов
арбитражных судов"
Налоговым органом
одновременно
принимаются две
меры,
направленные на
бесспорное
взыскание сумм
налога
Постановления ФАС Северо-        
Западного округа от 22.08.2001 по
делу N А52/745/2001/2; ФАС
Центрального округа от 07.05.2003
по делу N А62-2624/02; ФАС
Западно-Сибирского округа от
01.03.2004
N Ф04/1010-224/А45-2004, от
23.03.2005
N Ф04-542/2005(8661-А02-25); ФАС
Поволжского округа от 11.04.2006
по делу N А65-9777/2005-СА1-7
Нарушены         
требования к
оформлению
постановления,
отсутствует
санкция прокурора
Статья 77 НК
РФ
Постановления ФАС Московского    
округа от 23.09.1999
N КА-А40/3024-99; ФАС Западно-
Сибирского округа от 11.09.2002
N Ф04/3396-1031/А27-2002

Следует отметить, что в настоящее время особое значение приобретает обжалование постановлений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщиков. Это связано с изменениями в НК РФ, предусматривающими право налоговых органов налагать арест на имущество не только на сумму начисленных налогов, но и на суммы пеней и штрафов, которые, как показывает практика, могут не только иметь существенный размер, но и превышать само налоговое обязательство.

К.Е.Коробкова

Ведущий юрист

ООО «Юридическая компания «АВЕГА»

г. Новосибирск

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector