Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Доминирующее положение на рынке — это позиция хозяйствующего субъекта на определенном рынке товаров, которая позволяет ему оказывать решающее воздействие на данный рынок в части:

  • порядка обращения на нем конкретного вида товаров;
  • вытеснения с него иных хозсубъектов;
  • лимитирования доступа к нему новых хозсубъектов (п. 1 ст. 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Признание Федеральной антимонопольной службой РФ некоего хозсубъекта как имеющего доминирующее положение на рынке — это один из инструментов государства, направленный на поддержание прочих участников товарного рынка, обладающих иным правовым статусом и, как следствие, являющихся более слабыми игроками такого рынка (более подробно с основными векторами антимонопольной политики в РФ можно ознакомиться в нашей статье «Государственная антимонопольная политика — цели и задачи»).

Объяснить это можно следующим: ст. 19 Конституции РФ регламентирует, что при аналогичных условиях субъекты права должны находиться в одинаковом положении. Если же условия неравны, законодательством для них должен быть установлен и различный юридический статус (определение Конституционного суда РФ от 02.02.2006 № 17-О).

При этом хозсубъект правомочен представлять доказательства того, что он не является доминирующим на рынке (п. 4 ст. 5 закона № 135-ФЗ).

Расчет долей хозсубъектов на рынке и выявление среди них доминирующего производится на основании специальных регламентов, например, Порядка проведения анализа…, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (гл. VI и XII). 

Признаки, на основании которых можно говорить о том, что хозсубъект доминирует на рынке, таковы (п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • занятие таким хозсубъектом более половины объема соответствующего рынка (хотя судом или антимонопольным органом может быть определено, что даже при такой доле данный субъект не доминирует на рынке);
  • установление данного правового статуса хозсубъекта антимонопольным органом даже при занятии им соответствующего рынка менее чем на 50% (кроме финансовых организаций).

По общему принципу не могут признаваться доминирующими хозсубъекты, доля которых на рынке не превышает 35% (п. 2 ст. 5 закона № 135-ФЗ). Хотя и из этого правила есть исключения:

  1. Хозсубъект является финорганизацией.
  2. Отдельными законами хозсубъект признается доминирующим на рынке даже при недостижении указанного размера доли на рынке (например, п. 4 ст. 21 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ т. д.).
  3. Хозсубъект входит в группу хозсубъектов, и его статус характеризуется совокупностью признаков, перечисленных в п. 3 ст. 5 закона № 135-ФЗ:
  • суммарная доля 3 таких хозсубъектов превышает 50% или 5 таких хозсубъектов — 70% доли на рынке, однако данное правило не может быть применено, если доля хотя бы 1 из таких хозсубъектов не достигает 8%;
  • в течение достаточного временного отрезка размеры долей таких хозсубъектов на рынке стабильны, а вход на рынок новых участников затруднен;
  • продаваемый им товар является незаменяемым, увеличение цены на него не влечет снижения спроса, а все условия продажи доступны неограниченному кругу лиц. 
Предлагаем ознакомиться:  За сколько увпдомлять работников с изменениями в премировании

Фактически занятие доминирующего положения на рынке — это не нарушение закона, но злоупотребление таким положением предупреждается и пресекается.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке — это использование хозсубъектом или группой таких лиц доминирующего положения, препятствующего конкуренции и/или ущемляющего интересы других лиц в предпринимательской сфере либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

Основные формы злоупотребления хозсубъектом рассматриваемым статусом перечислены в ст. 10 закона № 135-ФЗ. К ним относятся в т. ч.:

  • определение и поддержание монопольно высокой или низкой цены на продукт;
  • исключение товара с рынка, следствием чего стало повышение цены на него;
  • уменьшение объемов или прекращение выпуска пользующегося спросом товара, если не имеется экономических, технологических или правовых обоснований таких действий;

Данный список не является закрытым. В разъяснении ФАС от 07.06.2017 № 8 приведена совокупность признаков такого нарушения:

  • доминирующее положение хозсубъекта;
  • осуществление им действия или бездействия;
  • наступление негативных последствий в виде устранения конкуренции и т.п.;
  • наличие связи между доминирующим положением субъекта, его действиями и возникшими негативными последствиями.

Как правило, злоупотребление совершается в форме действий (направление писем, заключение договоров, распространение информации, принятие управленческих решений). Бездействие должно содержать в себе 2 фактора: действия, которые не были совершены, и установленная законом обязанность такие действия совершить.

Итак, доминирующее положение на рынке — это статус хозсубъекта на некоем товарном рынке, который позволяет ему в значительной мере влиять на условия функционирования такого рынка и оборот товаров на нем.

Причем доминирующее положение на рынке — это не нарушение антимонопольного законодательства. Доминирование на рынке хозсубъектов не считается препятствием к развитию нормальной конкуренции между участниками рынка. Злоупотребление доминирующим хозсубъектом своим положением на рынке (т. е. применение такого статуса для препятствия развитию конкуренции и ущемления интересов других хозсубъектов) контролируется и пресекается государством.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно составить договор дарения земельного участка

34.Картель как наиболее опасная форма антиконкурентного соглашения

1)
в зависимости от отраслевой принадлежности:

    • гражданско-правовые
      (все соглашения между структурными
      единицами товарного рынка; непосредственно
      связанные и непосредственно не связанные
      с передачей продукта деятельности);

    • административные
      (совершаются между хозяйствующими
      субъектами и органами государственной
      власти, местного самоуправления,
      реализующими административно-властные
      полномочия).

2)
в зависимости от возможности конкуренции
между хозяйствующими субъектами:

    • горизонтальные;

    • вертикальные.

Горизонтальные
соглашения — когда
субъекты хозяйствования, в состав
которых входят участники соглашения,
конкурируют или могут конкурировать
между собой на одном рынке товара.

«Вертикальное»
соглашение —
соглашение между хозяйствующими
субъектами, один из которых приобретает
товар, а другой предоставляет (продает)
товар. Не является «вертикальным»
соглашением агентский договор (ст. 4
ФЗ).

При
этом участники соглашения не конкурируют
и в существующих условиях не могут
конкурировать между собой на одном
рынке товаров и при этом находятся или
могут находиться в отношениях купли-продажи
на соответствующих товарных рынках
(продавец — покупатель, поставщик —
потребитель).

Картель —
это горизонтальное договорное объединение
коммерческих организаций, как правило,
одной отрасли, которые, оставаясь
юридически самостоятельными, отказываются
от части своей хозяйственной
самостоятельности в соответствии с
картельным договором. Цель — ограничение
или ликвидация риска конкуренции.

В
зависимости от целей соглашений возможны
различные виды картелей:

  • сбытовые
    картели (синдикаты), члены которых
    обязуются продавать свою продукцию
    через совместную сбытовую компанию
    (синдикат);

  • картели
    по специализации производства, предметом
    которых является рационализация
    производственных процессов путем
    унификации и ограничения производственных
    или выпускаемой продукции и др.

Признаются
картелем и запрещаются соглашения
между хозяйствующими субъектами-конкурентами,
то есть между хозяйствующими субъектами,
осуществляющими продажу товаров на
одном товарном рынке, если такие
соглашения приводят или могут привести
к:

    1. установлению
      или поддержанию цен (тарифов), скидок,
      надбавок (доплат) и (или) наценок;

    2. повышению,
      снижению или поддержанию цен на торгах;

    3. разделу
      товарного рынка по территориальному
      принципу, объему продажи или покупки
      товаров, ассортименту реализуемых
      товаров либо составу продавцов или
      покупателей (заказчиков);

    4. сокращению
      или прекращению производства товаров;

    5. отказу
      от заключения договоров с определенными
      продавцами или покупателями (заказчиками).

Картели
запрещены априори, то есть не существует
условий, при которых такое соглашение
является допустимым. Это всегда
противоправно, а при определенном
размере убытков еще и уголовно наказуемо
(ст. 178 УК РФ). Целью картелей, как правило,
является поддержание цен на рынке, на
торгах, раздел товарного рынка по тому
или иному принципу, сокращение производства
товаров, которое тоже преследует цель
роста цен на товар либо отказа от
заключения договора с определенными
продавцами и покупателями.

С вступлением
в силу четвертого антимонопольного
пакета картелями признаются не только
соглашения между продавцами на рынке
товаров работ и услуг, но и между
покупателями. Крупные оптовые покупатели,
имеющие вес на рынке, тоже могут вступить
в сговор против продавцов, например,
договориться о том, чтобы покупать по
определенной низкой цене, снижать объем
закупок и пр. По сути, картель покупателей
оказывает такое же негативное воздействие
на рынок, как и сговорившиеся продавцы.

Предлагаем ознакомиться:  Если наказали не законно куда жаловаться

Субъекты конкуренции: финансовые организации

Согласно п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ регламент признания финорганизаций доминирующими (за исключением кредитных) определяется Правительством РФ (см. Условия признания…, Правила установления…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359).

Регламент же признания кредитных организаций как доминирующих на соответствующем рынке вводится Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409). Алгоритм проведения анализа состояния конкуренции на предмет установления доминирующего положения кредитных организаций регламентирован Порядком проведения анализа…, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433.

При этом законодатель устанавливает отдельный минимальный порог размера доли на рынке, после превышения которого финорганизация будет признаваться доминирующей на рынке. Он равен (п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • 10% объема рынка — на единственном в РФ товарном рынке;
  • 20% объема рынка — на товарном рынке, обращающийся на котором товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Постановлениями № 359 и 409 это правило дополняется: финорганизация (в т. ч. кредитная) будет признана доминирующей в т. ч. при условии, что в течение длительного временного промежутка (от 1 года или менее, но в течение всего времени существования данного товарного рынка) доля такой финорганизации стабильно увеличивается и/или превышает 10% объема рынка на единственном в РФ товарном рынке либо 20%, если обращающийся на таком рынке товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector