Государство защищает права потребителя

Отдельные нормы закона

Сегодня Федерация закрепляет широкий спектр правовых положений, которые актуальны для покупателя и потребителя. Последняя редакция закона будет регулировать настоящий порядок ведения деятельности, поэтому каждая его глава подлежит подробному анализу.

Закон разделен на четыре части, каждая из которых содержит определенные нормы. Как уже сказано выше закон устанавливает правила в отношениях между сторонами договоров купли-продажи, предоставления услуг или работ. При этом одной из сторон всегда выступает физическое лицо – потребитель.

Помимо указанного закона, потребителей защищает Гражданский кодекс и другие федеральные законы. Правительство Российской Федерации не вправе принимать акты, касающиеся защиты прав потребителей.

Вторая глава посвящена только товарам, третья – услугам и работам. Они содержат отдельные положения по защите прав. Что здесь важно знать?

Защита покупателей

Во второй главе можно ознакомиться с правами потребителя при недостатках, обнаруженных в товаре. Какие сроки предусмотрены для предъявления их продавцу, что нужно делать, какие у покупателя права. Ответственность и последствия нарушения норм тоже здесь указаны.

Отдельно скажем, что в 25 статье перечислены все возможные причины возврата качественного товара, а также его сроки и порядок. Перечень невозвратных вещей утвержден Правительством РФ.

Третья глава делает акцент на отношения, возникающие при оказании услуг и выполнении работ. Какие сроки должны быть в договоре, какая ответственность лежит на исполнителе, что делать при обнаружении недостатков и другие важные нюансы (из какого материала делается работа и т. п.).

В частности, статья 32 дает право потребителю в любой момент отказаться от договора оказания услуг или выполнения работ без объяснения причин, статья 33 настоящего ФЗ регламентирует составление сметы.

О государственной и общественной защите прав потребителей закон говорит в последней главе. Органы исполнительной власти РФ осуществляют надзор в области защиты прав потребителей согласно законодательству. Это такие службы, как Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т. д.

При этом граждане самостоятельно могут создавать объединения и союзы для защиты своих прав (ст.45 ЗоЗПП РФ).

Существуют и специальные нормативные акты в сфере защиты прав потребителей, которые устанавливают требования, предъявляемые к определенным товарам (например, ФЗ «О техническом регулировании»).

Государство защищает права потребителя

Жительница г. Москвы Е. приобрела пуховик на вещевом рынке. Но рукава ей были слишком длинные. Она отдала пальто в ателье (ИП К…) на укорачивание длины рукавов по размеру. При этом по договору оказания услуг она внесла предоплату.

Когда Е. пришла забирать заказ, она обнаружила, что пуховик испорчен. Рукава обрезали очень коротко. Соответственно она потребовала в ателье возврата предоплаты и компенсации полной стоимости пуховика.

На это Е. получила ответ от ателье, что они готовы восстановить длину рукава либо приобрести для нее аналогичное пальто, и недостатков в работе мастера нет. Пострадавшую такой ответ не удовлетворил, она отказалась от предложенных вариантов, настаивая на компенсации стоимости пуховика и возврате предоплаты за работу. В ателье ей отказали.

Предлагаем ознакомиться:  Адвокат свидетеля по уголовному делу

Тогда Е. обратилась в юридическую консультацию. Представитель от ее имени подал иск в суд, в котором просил удовлетворить следующие требования: возместить ателье (ИП К…) стоимость пуховика, неустойку, вернуть предоплату, компенсировать моральный ущерб и расходы на юриста.

Истице пришлось покупать новый пуховик, тратить время и нервничать. Но в суде Е. уточнила, что не настаивает на возмещении морального ущерба.

Защита прав потребителя

Ответчик указал в возражении на иск, что Е. отказалась от предложенных вариантов разрешения ситуации и ателье не пойдет на уступки.

Свидетель ответчика дал пояснения, что пуховик истице мал, замеры делал ее муж, а не работник ателье. Суд не нашел подтверждения этому.

При приемке пуховика присутствовал свидетель. Из его показаний было ясно, что замеры делали в ателье, пуховик при сдаче истица примеряла, мастер все проверял. При этом истица и ее муж не имеют опыта в швейных делах, поэтому они не могут знать, как правильно замерять длину. Работники ателье не предупредили истицу, что рукава могут оказаться короткими, просто сняв мерки.

Во время судебного разбирательства была проведена экспертиза, и выяснилось, что рукава имеют дефекты – сборки на подкладке.

Руководствуясь статьями 13 (об ответственности исполнителя), 29 (обнаружение недостатков при оказании услуг) и 35 (выполнение работы с вещью потребителя) ФЗ «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации суд вынес решение – удовлетворить требования истца, кроме возмещения морального ущерба, от которого истец отказался. А также взыскать с ответчика штраф. Расходы на услуги юриста были уменьшены в пределах разумного.

В статье 29 Федерального закона о защите прав потребителей четко сказано, что заказчик при обнаружении существенных недостатков может отказаться от договора.

При покупке товара или услуги, а также заказе работы вы как потребитель вправе рассчитывать на безопасность, качество, достоверные сведения о товаре (услуге или работе), на возврат, устранение недостатков и другие важные аспекты. Если кто-то нарушает ваши права, обращайтесь за разъяснениями, не тяните и не думайте – закон РФ на стороне потребителей.

Предлагаем ознакомиться:  В какие сроки банк снимает обременение

Правда, не всегда в пользу потребителей решаются вопросы, касающиеся возврата страховок при кредитовании. Но здесь нужно смотреть условия договора, потому что вы ставите подписи на документах и выражаете согласие на условия банка.

Что делает государство для защиты прав потребителей?

Поскольку основные понятия по надзору за исполнением прав покупателя или защите при оказании услуг интересуют каждого гражданина, государственные службы ведут работу в этой области.

Основные направления государственной политики в области защиты прав потребителей следует определять по результатам указов, содержание которых выражает намерение властей.

Сегодня основные государственные службы работают в области улучшения здравоохранения, реализации открытого законодательства, оптимизации работы службы в области по надзору за потреблением в РФ.

Также поднимается тема работы медицинской службы в области:

  • профилактики инфекционных заболеваний;
  • совершенствуется понятие работы из направления по надзору за санитарно-эпидемиологическим положением;
  • ведется деятельность по улучшениям в сфере соблюдения положения о защите потребления в РФ, правового обеспечения в сфере каждого вида деятельности, предоставления услуг в государственной сфере и уровня обслуживания при их оказании, профилактики коррупции и прочего.

Судебная практика

Для наглядности правоприменения рассматриваемого федерального закона приведем примеры из судебной практики в Российской Федерации. Она в основном положительна. Однако, лучше сразу ознакомиться со всеми условиями покупки, уточнить нюансы, чтобы потом не попадать в неприятные ситуации.

Житель г. Таганрог Н. приобрел в магазине бытовой техники и электроники ООО «М…» ноутбук. Он выбирал товар через сайт, подробно изучая характеристики. Н. интересовало наличие двух слотов для увеличения оперативной памяти. Н. нашел ноутбук, который отвечал  его потребностям. Он пришел в магазин, чтобы уточнить у продавца-консультанта, все ли характеристики на сайте верны. Получив подтверждение, Н. оформил покупку в магазине.

Далее Н. обратился в компанию ООО «Ваш аудитор» для удаления с ноутбука ненужных рекламных приложений магазина, обновления программного обеспечения и установки дополнительной памяти. Он полностью оплатил услуги этой компании. Но проведя часть работ, Н. сообщили, что в модели его ноутбука только один слот памяти и дополнительно увеличить до нужного размера ее не получится.

Основные жалобы в сфере защиты прав потребителей

Основные положения закона в РФ упоминают также такие понятия как правила обслуживания потребителей и правила работы с жалобами.

Каждый предприниматель должен знать понятия в сфере потребительского законодательства, ведь за содержанием не одной статьи товар или сервис могут являться обжалованными.

Сегодня возможны разные направления для составления претензии:

  • на возврат;
  • на компенсацию;
  • на некачественный продукт;
  • на несвоевременное исполнение работ и другие основные аспекты, положения которых изложены в договоре.
Предлагаем ознакомиться:  Какие права у работника имеющим больного родственника

Пример по статье 26.1 (дистанционный способ продажи товара)

Интересна практика по статье 26.1 ФЗ «О защите прав потребителей». Приведем пример с возвратом смартфона.

Так как этот товар относится к технически сложным, его не получится вернуть просто так, если он качественный. Но это условие не распространяется на товары, купленные через интернет-магазины.

Соответственно смартфон можно вернуть согласно статье 26.1 ЗоЗПП РФ в течение семи дней либо трех месяцев, если покупателю не была предоставлена полная информация и инструкция по возврату в письменной форме.

Житель г. Пермь А. приобрел на сайте магазина ООО «Евросеть-Ритейл» смартфон фирмы Lenovo. После доставки он включил телефон и обнаружил, что большую часть оперативной памяти занимают неудаляемые рекламные приложения. Потребителя не устроил такой факт, и он решил вернуть товар. А. написал заявление о возврате денег за смартфон, но в магазине получил отказ. Отметку об этом поставил менеджер магазина.

Покупатель обратился в Пермский региональный центр защиты прав потребителей. Представитель центра от имени А. обратился в суд. В исковом заявлении было потребовано: взыскать сумму за товар, возместить моральный ущерб (ст. 15 ЗоЗПП), взыскать неустойку (ч. 1 ст. 23 ЗоЗПП) и штраф (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП РФ).

Согласно ст. 26.1 покупатель может вернуть любой качественный товар в течение 7 дней после его передачи, а в указанном случае в течение трех месяцев, потому что А. не получил необходимой информации о возврате вместе покупкой (п. 4 ст.26.1).

Ответчик ссылался на то, что ему не был предоставлен товар в надлежащем виде. Но доказательств этому не было. Покупатель приходил в магазин лично и писал заявление. О том, что он не принес с собой телефон, сведений нет. У него не приняли заявление, не рассмотрели его требования, что нарушает его права как потребителя.

Какие органы осуществляют защиту потребительских прав

Понятия и положения потребительского законодательства РФ любого направления регулируются государством. Эти понятия защищает Роспотребнадзор РФ, его территориальные подразделения по надзору и общественные организации.

Положения часто могут затрагивать другие понятия, которые приводит любой другой кодекс в РФ, поэтому привлекаются сторонние службы.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector