Интеллектуальная собственность и с чем е едят

Дорогой патент

«Среди авторов-изобретателей порой встречается недоверие и предубеждение к процедуре регистрации изобретений, – рассказывает Никитова. – Клиенты делятся своими опасениями: известны случаи, когда заявителю отказывают в регистрации не потому, что нет самого изобретения, а по формальным причинам – несоблюдение каких-либо процессуальных требований, а потом другие лица дорабатывают новую заявку и регистрируют первыми схожий патент». Оспорить подобную регистрацию, по ее словам, довольно сложно.

Дело государственной важности

К 2024 г. Россия должна войти в пятерку стран по удельному весу в общем количестве заявок на изобретения, проданных в мире по приоритетным областям научно-технологического развития. Такая задача поставлена в нацпроекте «Наука».

1500 заявок на получение патентов должны подать организации – участники научно-образовательных центров и центров компетенции «Национальной технологической инициативы»

250 технологий, продуктов или услуг должно быть создано с участием крупных компаний

Само по себе оформление патента – недешевое и долгое удовольствие для частного изобретателя и стартапов. С учетом пошлин нижний порог стоимости регистрации изобретения начинается от 10 000 руб., но на этом траты на поддержание патента не заканчиваются, рассказывает Никитова. А, например, проведение экспертизы по нескольким классам для оформления сложного объекта для промышленного производства по общим затратам может доходить и до 100 000 руб. Другой путь – внедрение в производство и получение патента после того, как актив начнет приносить прибыль, – рискован из-за вероятности потери изобретения. Его могут зарегистрировать находчивые конкуренты.

Средний срок рассмотрения заявки Роспатентом, по данным Минобрнауки, – 8 месяцев.

Западные рынки промышленной интеллектуальной собственности – это целый мир со своими подводными течениями, альянсами и войнами, а в России он кажется минимальным, констатирует Кричевский: в одном ноутбуке число использованных патентов может измеряться тысячами.

Проблемы развития рынка технологических инноваций связаны с общей ситуацией на рынке. Он растет только тогда, когда на инновации существует высокий спрос, который, в свою очередь, зависит от уровня конкуренции, напоминает Константин Суворов, партнер юридической фирмы «Косенков и Суворов». На конкурентных рынках компании постоянно разрабатывают новые продукты и защищают свои права, чтобы получить преимущество над конкурентами. В России же конкурентная среда ухудшается, а доля госсектора в экономике, по данным ФАС, приближается к 65%, напоминает он.

Индикатором изобретательской активности может служить количество международных заявок на коммерческое использование патентов на изобретения – у нас в стране такие регистрации исчисляются сотнями в год и это микроскопическая часть от общего числа международных заявок, говорит Суворов.

Цена интеллектуальных усилий

В Технопарке «Сколково» 3 декабря 2019 г., еще до официальной премьеры, показали фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем в одной из главных ролей. Картина рассказывает о взаимоотношениях изобретателей Томаса Эдисона, Джорджа Вестингауза и Николы Теслы на рубеже XIX и XX вв. Причиной ожесточенной конкуренции стала электрификация США: Эдисон предлагал использовать для этого постоянный ток, а Вестингауз – переменный. На примере «войны токов» авторы картины показывают проблемы, прекрасно знакомые любому современному инноватору-предпринимателю: легкость использования чужих идей, сложность защиты интеллектуальной собственности, проблему нереализованного потенциала сотрудников, острую конкуренцию. Среди организаторов показа были Ассоциация IPChain, Фонд «Сколково», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Предлагаем ознакомиться:  Бланки свидетельства о регистрации права собственности

В кинематографе, которому больше 100 лет, технических проблем с защитой авторских прав уже нет: можно легко отследить всю цепочку, кто и как участвовал в производстве фильма. Сложности возникают в сфере новых технологий, рассказывает «Ведомости&» кинорежиссер, сценарист, продюсер картины «Война токов» Тимур Бекмамбетов. «Самые большие проблемы в сфере защиты интеллектуальной собственности сегодня – философские. Нужны дискуссии на тему, что такое права и кто ими обладает. Наш проект Vera Voice, который позволяет синтезировать голоса людей, вскрыл вопрос: кто обладает правами на сгенерированный голос{q}» – говорит он.

Исследование сферы креативных индустрий

Объединить разрозненных креативщиков намерены авторы исследования 100 Most Creative Russians, 100 наиболее выдающихся российских личностей и команд креативных индустрий. Определяющий фактор – значительные достижения человека или команды в своей сфере деятельности. Сейчас авторы исследования опрашивают экспертов индустрий, эту работу планируется закончить до конца января 2020 г. Итоговый список планируется составить к апрелю.
Исследование проводит команда Creative Russia Network, объединение, инициированное РСПП и Ассоциацией IPChain. Экспертным партнером исследования выступает университет креативных индустрий Universal University, консультантом – фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики».
К креативным индустриям в России исследователи относят музеи, архитектуру, музыку, IT, дизайн, изобразительные искусства, TV и радио, рекламу, издательское дело, кино, театр. «Без официального признания существования креативных индустрий в России сложно развиваться», – говорит Намаконов.

«На уровне духа законодательства по защите авторских прав Россия делает все правильно (в России в отличие от США источником авторского права может быть только физическое лицо, а не компания. – «Ведомости&»)», – говорит президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. Но есть проблема с вознаграждением, продолжает он: «В России автор продал права и больше не получает доходов с проданного произведения, в Европе – получает за каждое последующее использование его произведения». Именно так, по его мнению, возникает проблема дотационности культуры.

Новые технологии возникают обычно на стыке разных дисциплин, искусств и сфер знания. Регулировать отношения интеллектуальной собственности в этих областях традиционными методами становится все сложнее.

/Андрей Гордеев / Ведомости

«Больше всего развитию рынка мешают сложности с оценкой интеллектуальной собственности. Провести ее практически невозможно, она очень субъективна», – говорит Роман Скляр, управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал». Компании в своих отчетах чаще всего указывают стоимость интеллектуальной собственности только по расходному принципу – как накапливание расходов, понесенных в связи с созданием объекта интеллектуальной собственности, объясняет Костыра из Deloitte. Поскольку активного оборота таких объектов на рынке нет, то и имеющиеся данные не всегда отражают настоящую стоимость, говорит она. Товарный знак может обеспечить добавочную стоимость в 200–300%, но оцениваться по балансу по затратному принципу в 50 000–100 000 руб., соглашается Скляр.

И это не только российская проблема. В США считается нормальным, что топ-менеджмент компании не может ответить на вопрос «Сколько стоит наша интеллектуальная собственность и какой она приносит доход{q}», указывали авторы доклада РВК.

Предлагаем ознакомиться:  Договор страхования. Виды, сроки, условия заключения

В нашей стране ни изобретатели, ни инвесторы долгие годы не воспринимали зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности как экономические активы, признает Костыра. А, сталкиваясь с относительно новыми видами активов, например базами данных, компьютерными алгоритмами и т. д., компании не знают, как их идентифицировать в своих отчетах.

В европейском деловом обороте уже существует целый пласт новых видов сделок, в которых используется блокчейн, но которые пока не закреплены законодательно, указывают эксперты юридической фирмы Baker McKenzie. Это, например, кредиты, обеспеченные интеллектуальной собственностью, распределение долей в сложных объектах интеллектуальной собственности, технология интегральных схем между правообладателями и распределение вознаграждения, инвестиции в создание таких объектов интеллектуальной собственности. Блокчейн в таких сделках может использоваться для депонирования объектов интеллектуальной собственности, автоматической записи юридически значимых событий, выплаты авторских вознаграждений и т. д.

Реальной оценкой интеллектуальной собственности ее владельцы озадачиваются в основном перед сделками или судами, говорит Суворов. На практике стоимость интеллектуальной собственности часто оценивается в размере трехлетней выручки от продаж товара или 5–7 лет лицензионных платежей (составляющих 5–10%) от выручки, рассказывает Скляр.

Банки неохотно учитывают интеллектуальную собственность при оценке заемщиков, практика ее передачи в залог на российском рынке не распространена, говорит директор департамента кредитования малого бизнеса Альфа-банка Марина Полякова. Причин, по ее словам, несколько: во-первых, потребуются дополнительные расходы на создание инфраструктуры оценки интеллектуальной собственности и последующей передачи ее в залог; во-вторых, на рынке нет практики реализации интеллектуальной собственности при дефолтах; в-третьих, сложно оценить риск последующего обесценивания интеллектуальной собственности, потому что на ее стоимость влияют сложно прогнозируемые факторы – деловая репутация компании, доверие покупателей и т. д.; в-четвертых, есть вероятность оспаривания прав на интеллектуальную собственность. Наконец, на стоимость интеллектуальной собственности негативно влияет распространенная практика пиратства. Так что в поточный процесс кредитования этот продукт сегодня не встроишь, заключает Полякова.

Четкой методики определения стоимости нематериальных активов нет даже у судов при расчете компенсаций в пользу правообладателей, рассказывает Скляр. За одно и то же нарушение разные суды присуждают различные компенсации, продолжает он: компенсации для правообладателей могут колебаться от 5000 руб. до миллионов, признает он.

Сложности с оценкой отражает и судебная практика, говорит Суворов. «По моей оценке, огромное количество споров связано с использованием объектов авторских прав, очень много споров по товарным знакам, средствам индивидуализации и минимальное – по изобретениям», – объясняет он.

Музыка продается

Только продажа прав в музыкальной индустрии принесла их держателям $2,4 млрд, подсчитала отраслевая организация правообладателей IFPI.

И эта часть рынка в России по настроениям гораздо ближе к мировому. В России рынок авторских, смежных прав – все, что связано с производством контента и его монетизацией, – тоже бурно растет, говорит Суворов.

Авторское право и смежные права, относящиеся в основном к сфере медиа и IT, в России достаточно хорошо работают и рынок похож на зарубежные, говорит Кричевский из IPChain.

Философия и интеллектуальная собственность

По данным Роспатента, последние пять лет число сделок с товарными знаками (продажа или выдача лицензий) растет – оно увеличилось почти на 22% за этот период. А вот количество зарегистрированных договоров на распоряжения о передаче патентов в тот же период увеличилось минимально – 2621 распоряжение, всего на 4,5% больше, чем в 2014 г. Причем число договоров об отчуждении исключительного права (т. е. о продаже) патента продолжает падать: за пять лет оно уменьшилось на 3,5%.

Предлагаем ознакомиться:  Государственная регистрация права собственности на квартиру документы

Российские креативщики-одиночки

Креативные индустрии в России сегодня – это разрозненная среда. «Даже редкое рекламное агентство в России регистрирует собственное название и логотип», – говорит исполнительный директор комитета РСПП по интеллектуальной собственности Игорь Намаконов.

«Исследование среди представителей креативных индустрий показало: около 40% российских и иностранных авторов не задумываются о защите объектов интеллектуальных прав ни в момент их создания, ни во время их первичного обнародования в цифровой среде», – рассказывает советник президента Ассоциации IPChain по маркетингу и PR, гендиректор Агентства комплексных коммуникационных решений PROPHET Евгения Дорофеева. Но около 80% воспользовались бы простым, удобным механизмом защиты прав при его наличии, добавляет она.

Искусственный интеллект станет соавтором Десятой симфонии Бетховена

Команда музыковедов и программистов намерена завершить неоконченную симфонию Людвига ван Бетховена. Алгоритм обучается на всех произведениях композитора и на их основе составляет общий музыкальный профиль. Эти данные будут экстраполированы на создание Десятой симфонии. Первые наработки искусственного интеллекта получили одобрение сотрудников Дома Бетховена в Бонне.
Идея завершить музыкальное произведение с помощью алгоритмов машинного обучения приурочена к 250-летию со дня рождения композитора, который будут отмечать в декабре 2020 г.
Недописанная симфония представляет собой несколько заметок в тетради, которые композитор оставил перед смертью в 1827 г. Девятая симфония была закончена в 1824 г.
По данным AFP

Часто предприниматели-креативщики просто не знают нюансов авторского и патентного права и как защитить свои интересы в этой области, подтверждает президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий. В Москве эту проблему позволяют преодолеть информационно-консультационная поддержка специалистов Московского экспортного центра (МЭЦ) и тематические семинары и мастер-классы Московской школы экспортера, рассказывает руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин.

Цифра в помощь

Решить эти проблемы могли бы помочь цифровые технологии: они открывают океан возможностей для включения интеллектуальной собственности в экономический оборот, уверен Кричевский.

Ассоциация IPChain (подробнее о ней читайте в интервью Кричевского) реализует проект по созданию одноименной цифровой платформы с реестрами, в которые будут включаться сведения об объектах интеллектуальной собственности и информация о сделках с ними. В большинстве ведущих стран есть давно сложившаяся система государственных институтов и регуляторов рынка интеллектуальной собственности, но целостной архитектуры для эффективного взаимодействия между бизнесом и государством нет, говорит Кричевский. IPChain в России и ее аналоги на других рынках могли бы стать общественной сетевой инфраструктурой, которая фиксирует все значимые факты, связанные с объектом интеллектуальной собственности и правами на него, и дает доступ к этой информации всем участникам рынка, объясняет он логику. Использование блокчейна позволяет охранять подтвержденные и проверенные группы транзакций от несанкционированного вмешательства и отслеживать историю жизни объекта, объясняет он.

В начале мая Минкомсвязи опубликовало проект указа президента о создании общественно-государственной организации «Российский центр интеллектуальной собственности». Предполагается, что именно она может стать оператором новой цифровой платформы, создаваемой IPChain. &

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector