Изъятие земель у собственников

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Основным условием для полноправного владения, длительной собственности и полноценного пользования земельными территориями является соблюдение правил рационального распоряжения земельными территориями. Согласно действующему законодательству рациональное использование земли заключается в принятии максимальных мер со стороны пользователей и обеспечение эффективных способов для охраны земли и повышения ее плодородных свойств.

Помимо этого, эксплуатация не должна причинять никакого вреда территориям, как природному объекту, полностью соответствовать ранее определенному целевому предназначению, а также оптимальной территориальной и административной организации участков.

Использование земель также включает в себя экономическое, финансовое, экологическое и сельскохозяйственное подспорье. Законодательные акты земельной сферы включают в себя определенные требования к пользователям земельных территорий, основные среди которых:

  • Использование недвижимости в полном соответствии с прямым целевым предназначением, а также законно разрешенными способами, которые не наносят ущерба природному ресурсу. На данный фактор влияет также категориальная принадлежность территорий
  • Исключать какое-либо загрязнение, структурную деградацию и существенное ухудшение плодородных свойств верхнего слоя почвы
  • Осуществлять и регулярно применять всевозможные мероприятия для сохранения плодородного слоя и естественных свойств земли
  • Применять всяческие меры для охраны не только земли, но и лесных, водных объектов, а также обеспечить пожарную охрану окружающей среды
  • Проводить различные мероприятия по рекультивации земель с нарушенной структурой, восстановлению плодородного слоя почвы.

Соответственно ненадлежащее использование земельных территорий заключается в такой эксплуатации недвижимости, которая не соответствует данным нормам закона, а также характеризуется грубым нарушением всех юридических норм.

Основными параметрами ненадлежащего использования участков являются следующие факторы:

  • использование участка не в соответствии с целевым предназначением конкретной территории;
  • нарушение правил рациональной эксплуатации земель;
  • допуск длительных перерывов в процессе распоряжения территориями;

Земельные участки подлежат изъятию только тогда, когда будут соблюдены основные принципы и порядок устанавливаемым земельным законодательством РФ.

Изъятие земельного участка может осуществляться только при наличии основания, которые строго прописаны в законе.

Лишь после этого, государство может изъять участок с целью использования их в общественных интересах.

Может происходить в несколько этапов:

  • Предупреждения для собственника земли о каких-либо нарушениях.
  • Меры по принятию решения органами местного самоуправления или органов гос. власти об изъятии земли.
  • Продажа, собственно, участка. Когда собственник будет согласен продать землю и осведомит об этом соответствующий орган, то земля будет продана сразу же.

Изъятие земель у собственников

Если же собственник согласия не давал на изъятие у него земли, то орган, который принял это решение, должен решить этот вопрос через суд.

Основания и условия

1) При выполнении межнациональных обязательств РФ.

2) Размещение таких объектов, как:

  • энергетические системы;
  • атомная энергия;
  • оборона и безопасность;
  • космическая деятельность;
  • обеспечивающие защиту государству;
  • газо -, электро-, водоснабжения;
  • транспортные дороги.

Но это в случае, если данные объекты больше некуда разместить.

3) Существуют и иные обстоятельства, которые установлены законом РФ.

Самым важным из условий изъятия земли является процедура возмещения, которая устанавливает выкупную цену, определяющаяся соглашением между собственником и органом, занимающимся изъятием участка земли.

Также обязательно должен составляться договор на выкуп. Выкупная цена заключает в себя рыночную цену земли и все другие убытки.

За 2 месяца должно приняться решение об изъятии земельного участка, оно должно содержать в себе:

  • Основания для изъятия земли;
  • Указание лица, у которого изъяли земельный участок;
  • Указание площади участка и кадастрового номера.

На протяжении семи дней с того дня, когда было принято решение об изъятии земельного участка, определённый орган публичной власти, должен отправить копию решения о том, что собственник земли больше не имеет на неё права, определённым учреждениям.

corp-realty-net-014

Как гласит Конституция РФ, никого не вправе лишать имущества, этот вопрос можно решить только через суд. Существует несколько оснований, изложенных в гражданском законодательстве, о принудительном изъятии земельных участков у собственников:

  • Взыскание на землю по обстоятельствам;
  • Отчуждение участка, не принадлежащий по закону данному лицу;
  • Конфискация, реквизиция, национализация участка;
  • Выкуп земли для муниципальных нужд;
  • Если нарушено законодательство.

Права на землю собственника прекращаются в следующих случаях:

  • Если выполнены международные обязательства РФ;
  • Если по размещению объектов не предвидится никаких иных вариантов.
  • Если принудительное изъятие происходит для муниципальных нужд, то на основании суда должна быть выплачена стоимость участка, являющаяся либо равноценной, либо предварительной.

Равноценная – это выкупная цена земельного объекта, которая включает в себя рыночную цену и всё имущество, находящееся там, кроме того, входят все убытки, которые причинялись во время изъятия земли.

Когда же собственник не соглашается с установлением выкупной цены, то арбитражный суд сам определяет цену объекта.

Данный термин обозначает принудительное изъятие земельного участка, в соответствие с законом, при котором у частного собственника изымают землю для неотложных государственных нужд, при этом специальным органом выплачивается компенсация. Таким образом, частный собственник теряет право на владение землёй.

Изъятие земель у собственников

Согласно ЗК РФ, Статья 51 реквизиция земельного участка может быть только в тех случаях, если в стране происходят чрезвычайные происшествия, например, эпидемии, аварии, стихийные бедствия, проводится только в интересах общества. Это решается государственными органами, причём в данном случае решение не требует судебных разбирательств.

Кроме того, реквизиция может носить и временный характер. Как только время оснований реквизиции подойдёт к концу — земельный участок должен быть возвращен собственнику. Если это сделать нельзя или не представляется возможным, то рыночная цена на землю возвращается.

Изъятие земли для государственных нужд происходит по решению федерального органа исполнительной власти. Кроме того, таким делом могут заниматься органы местное самоуправление.

Собственник земли должен за 12 месяцев осведомлен о его прекращении прав на землю. Ее выкуп может быть осуществлен только по предварительному согласию собственника.

Такое решение должно быть зарегистрировано, а собственник уведомлен о данной регистрации.

В этом случае земля изымается принудительно, так как собственник пользуется ею не по назначению, нарушая законодательство.

Земля может изыматься в таких случаях:

  • Участок предназначен для строительства или ведения сельского хозяйства, но в течение 3-х лет она никак не используется или используется не по назначению.
  • Если использование земли происходит с нарушением законодательства, например, если из-за неправильного использования, земля теряет свою плодородность, или ухудшается окружающая экология.

Изъятие земель у собственников

Если собственник соглашается на изъятие участка, то он тут же продаётся с общих торгов, если нет, то вопрос решается через суд.

Чтобы рассчитать компенсацию за земельный участок, необходимо знать кадарстровую стоимость, которая более близка к рыночной.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки возврата денег за товар надлежащего качества

Часто цифра получается размытая и не удовлетворяет собственника земли.

После чего, было принято решение, по которому оценщики определяли цену недвижимости по рыночной стоимости.

Собственник мог выбрать два пути получения компенсации: наличные деньги за землю или предоставлялся равноценный участок на другой территории. Если выдавался участок, то по закону, он не мог быть оформлен.

: Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Изъятие земельных участков выступает в качестве одного из инструментов, с помощью которого осуществляется отчуждение наделов для эксплуатации в публичных интересах. В соответствии с законодательством, его использование допускается в строго определенных случаях. Рассмотрим далее, как осуществляется изъятие земельных участков.

Общие сведения

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков.

При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца).

Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

Случаи, при которых допускается изъятие земельного участка у собственника, определены в ст. 49. Они могут быть связаны с:

  1. Исполнением международных обязательств РФ.
  2. Размещением объектов федерального и местного значения при отсутствии иных вариантов.
  3. Другими обстоятельствами, предусмотренными в законодательстве.

Ограничения

В законодательстве прописаны правила, в соответствии с которыми осуществляется выкуп земельных участков. В нормах определены случаи его ограничения. Например, они устанавливаются для обеспечения охраны сельскохозяйственных территорий.

Законодательство допускает изъятие земельных участков для строительства. Однако отчуждение должно осуществляться исключительно в соответствии с генпланами и правилами пользования территорией и размещения на ней объектов.

Для особо охраняемых участков устанавливается специальный режим эксплуатации. В соответствии с ним, использование таких территорий для других целей, в том числе и отчуждение, ограничено либо запрещено.

В исключительных случаях специальные правила действуют в отношении земель, занятых лесными насаждениями первой группы.

Основанием для отчуждения надела выступает решение об изъятии земельного участка. Оно принимается исполнительным органом федеральной или региональной власти.

Местные структуры не могут принимать постановления на изъятие земельных участков для муниципальных нужд.

При возникновении такой необходимости территориальный орган власти обязан обратиться в региональный.

Специфика процедуры

За ненадлежащее пользование

Причины изъятия и ограничения оборота земельных участков предусмотрены нормами гражданского и земельного законодательства. Исходя из оснований, послуживших причинами для изъятия, финансовые потери владельца участка могут быть компенсированы. В отдельных случаях земли изымаются без предоставления выплат.

Решения о принудительном изъятии принимаются только в рамках судебных заседаний. Государственный орган не вправе провести эту процедуру самостоятельно.

Действующим законодательством предусмотрены 2 способа изъятия земель:

  • с предоставлением компенсационных выплат (подобные решения принимаются в тех случаях, когда земли изымаются для нужд государственного или муниципального характера);
  • без предоставления компенсаций (если собственником участка были нарушены требования по его использованию).

Инициирует вопрос об изъятии сельскохозяйственного надела уполномоченный орган, в ведении которого находятся данные территории. Подобные ситуации рассматриваются на основании искового заявления заинтересованного государственного органа. Законодательство устанавливает ограничения на инициирование процедуры изъятия в том случае, если гражданин владеет оспариваемым наделом менее 90 дней.

Если суд принимает во внимание позицию службы, контролирующей оборот земель, то в решении указывается период времени, когда необходимо произвести изъятие, объем денежных выплат, компенсирующих издержки собственника, порядок перехода прав на оспариваемый участок. Если судом принято решение отказать в предоставлении компенсационных выплат собственнику надела, это также должно отражаться в решении.

Отобрать земельный надел государственные органы вправе только при наличии веских оснований в рамках действующего законодательства. Процедура изъятия может отличаться в зависимости от характера прав пользователя участка.

izyatie-uchastka

Правовые основания на использование земельных угодий:

  • право собственности (наличие свидетельства, договора купли-продажи и т. д.);
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право пользования земельным наделом неограниченный срок;
  • в рамках договора аренды;
  • в результате установления сервитута (права ограниченного использования).

Из представленных правовых оснований возможность распоряжения имуществом дает только право частной собственности. Все остальные виды оснований относятся к категориям ограниченных прав.

Процедура изъятия может быть применена как к землям, находящимся в собственности, так и к участкам, пользователи которых ограничены в правах.

Основания для принудительного перехода земельного участка в собственность государства следующие:

  • судебный акт с решением отобрать землю у собственника, не исполнившего свои обязательства по уплате налогов (решение передается судебным приставом для применения мер принудительного исполнения, на землю накладывается арест);
  • принятие на муниципальном уровне нормативного акта о реквизиции (наличие обстоятельств чрезвычайного характера, для устранения которых необходимо владение спорным наделом земли);
  • судебное решение о конфискации имущества, в том числе земельного участка (применяется в качестве наказания лица, совершившего тяжкое преступление);
  • нормативный акт органа местного самоуправления об изъятии надела в связи с государственной необходимостью (прокладка коммуникаций, строительство дорог, возведение объектов социального значения);
  • судебный акт о переходе прав на участок в пользу государства в связи с нецелевым использованием земли со стороны собственника (использовался с нарушением установленных законодательством требований);
  • заключение, сформированное по результатам проведенной экспертизы на предмет плодородности почвы (деятельность собственника повлекла ухудшение свойств земли);
  • решение суда об изъятии участка в связи с тем, что земля длительное время не возделывалась (участок считается заброшенным, если сельскохозяйственные работы на нем не проводились более 3 лет).

Предоставление денежных выплат со стороны государственных органов за изъятие участка у собственника, возможно только в случае перехода прав на землю в целях государственной необходимости. В большинстве случаев, в этой ситуации собственник сам вправе назвать цену, за которую он готов уступить свои права.

В отдельных случаях, уполномоченный орган устанавливает цену участка самостоятельно, расчет ведется исходя из рыночной стоимости земель конкретной местности. При изъятии земель в государственных целях, владелец участка, как правило, не несет никаких убытков.

Изъятие наделов по причине недобросовестного использования происходит не только при наличии вины собственника, но и в случаях нарушений, совершенных в результате незнания свойств почвы, некомпетентности в вопросах посева сельскохозяйственных культур (использование опасных для экологической обстановки удобрений, бездействие, повлекшее за собой гибель урожая, заражение почвы и т. д.).

Изъятие земель у собственников

Участок, отобранный у владельца, передается в ведение муниципального органа, ответственного за оборот земель. Дальнейшая судьба надела решается уполномоченным органом, в компетенцию которого входит передача земли другому гражданину или организации на праве собственности, срочного или бессрочного использования.

Новым хозяином участка должен строго соблюдаться целевой характер земельных угодий, в противном случае его постигнет та же участь, что и прежнего владельца, участок будет отобран в пользу государства.

Если надел передается на основании договора аренды, то при нарушении правил целевого использования, данный договор будет расторгнут в досрочном порядке.

Предлагаем ознакомиться:  Документы для дарственной на долю земли

Аналогичная статья ГК РФ предусматривает выкуп земли в принудительном порядке у владельца, если он игнорирует требования экологической безопасности. Когда его действиями причинен вред окружающей среде, понизилась степень плодородия с/х земель.

Земельное законодательство предусматривает определенные случаи, которые характеризуются ненадлежащим использованием земельных территорий владельцами, собственниками и пользователями. Осуществление какого-либо из указанных в законе действий предусматривает принудительное прекращение прав на земельный участок по причине ненадлежащего распоряжения территориями и влечет за собой принудительное изъятие недвижимости из собственности и эксплуатации по той же причине.

Основными причинами изъятия земельных территорий вследствие нерационального распоряжения территориями, являются следующие:

  • длительный отказ от использования земли сельскохозяйственного предназначения на протяжении трех лет подряд или более длительного срока, который предусмотрен земельным законодательством;
  • ненадлежащее эксплуатирование территорий;
  • грубое нарушение всех правил и норм надлежащего использования земель, которые предписаны законодательными актами.

Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.

Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:

  • признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
  • признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
  • отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
  • привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.

Этот процесс регламентирован федеральными актами – земельным и гражданским и частично нормами уголовного права. Изъятие имущества у его хозяина представляет собой процесс прекращения правомочий на объект недвижимости.

Одна из таких ситуаций – это принудительное отчуждение надела, которое предполагает передачу прав государству. При этом личное право в этот момент оканчивается.

Они установлены гражданским законодательством России. Их составляют:

  1. Предъявление взыскания на недвижимость по причине существующих обязанностей, когда она является залоговым имуществом;
  2. Исключение угодий, которые незаконно были переданы в собственность лицу, например, в случае наследования их иностранным гражданином;
  3. Национализация земли, её реквизиция, конфискация;
  4. Выделение части общей площади с оплатой её стоимости, когда вырезание доли невозможно;
  5. Выкуп объекта, участвующего в государственных программах развития;
  6. Прекращение владения наделом, используемого в нарушение существующих правил;
  7. Исключение участка, на который оформлено право владения под зданием.

Что включает решение об изъятии участка? ppt-online.org

Насильственное аннулирование прав на надел применяется, когда нарушаются принципы разумного пользования земельными богатствами:

  • Направление использования противоречит предназначению и определенной категории (ст.ст.7,8 ЗК РФ);
  • Методы пользования влекут порчу экологии пространства, исчезновение плодородия угодий с/х назначения (за исключением случаев, когда его разумному применению препятствовали объективные причины);
  • Отсутствие желания исправлять результаты нарушений, направленных на порчу охватывающего пространства, ложной системой эксплуатации участка, имеющего особый статус (ст.ст.95-100 ЗК РФ), невыполнение установленных мероприятий по проведению защитных мер, качественное усовершенствование почвы;
  • Невыполнение налоговых обязанностей.

Собственник может быть лишен правомочий, в случае использования площади не по назначению в течении 3 лет или выявления грубого несоблюдения правил пользования.

Такие наделы обследуются инспекторами земельного надзора, в частности, проверяется реальное состояние земельных ресурсов, формы пользования, степень понесенного ущерба.

Условия изъятия участков. Возмещение убытков при изъятии земельных участков

По оценкам Счетной палаты [8], в России из 386,5 млн. га земли сельскохозяйственного назначения фактически не используется около 56 млн. га. (14,5%). В планах правительства за 5 лет ввести в оборот 10 млн. га земель, которые сейчас простаивают. Из этой площади 5,5 млн. га планируется ввести в оборот на Дальнем Востоке, чему в значительной мере будет способствовать принятие закона о бесплатном предоставлении земельных участков в дальневосточном регионе.

1)  Первое, что нужно сделать, – согласовать между собой нормы законодательства из Гражданского и Земельного кодексов, прописать четкую процедуру изъятия ненадлежаще используемых земель, как это сделано в 2015 г. для изъятия земельных участков в связи с государственными или муниципальными нуждами. При этом в новом порядке обязательно должно быть сохранено правило выполнения условия о наличии неустраненного правонарушения, а также порядок изъятия земли через суд.

2)  В новых условиях изъятия земельных участков в 2016 г. может быть предусмотрено сокращение срока допустимого неиспользования земель с «3 лет подряд 2 года на освоение» до «3 лет». В частности, может быть установлено, что на основании критериев неиспользования, по которым оценивается состояние земельных участков, формируемое в течение определенного времени, можно установить факт неиспользования земли всего за одну проверку.

Данная норма сейчас действует на практике, поскольку суды могут не требовать от исполнительных органов власти результатов проверок в течение 3 лет подряд. Но ее также могут закрепить в законе. Ранее существовали предложения о сокращении срока допустимого неиспользования участка до 1 года. Норма о предоставлении двухлетнего срока на освоение земель может быть изъята из Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

3)  По действующим правилам в случае изъятия земля продается с публичных торгов, а бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако есть предложение определить порядок действий в случае, если правонарушение совершено только на части участка, а не на всей его площади.

Например, если ненадлежащим образом используется только 30% общей площади участка. В таком случае земельный участок может быть разделен на используемую и неиспользуемую части. Неиспользуемая земля будет продана на торгах, а используемая останется собственнику. В этом случае из передаваемой собственнику суммы, полученной от продажи неиспользуемой части участка, будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы по разделу.

4)  В 2015 г. уже были повышены суммы административных штрафов за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, а также за неустранение правонарушений. Не исключено, что размеры штрафов будут и далее повышаться.

5)  Также в Налоговый кодекс могут быть внесены правки о повышении земельного налога на неиспользуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения. Для таких земель будет применяться обычная ставка налога на землю 1,5% от кадастровой стоимости вместо пониженной ставки 0,3% для сельхозземель.

6)  Также в противовес существующему порядку, когда при получении документов от органов земельного надзора о нарушениях использования земли органы исполнительной власти имеют право (но не обязанность) обращаться в суд для изъятия земельных участков, в 2016 г. в законодательство планируется ввести норму об обязательстве органов местной власти в течение 3 месяцев подавать обращение в суд об изъятии земли и выставлении ее на продажу.

Предлагаем ознакомиться:  Служебка об окончании испытательного срока у сотрудника образец

7)  Законом может быть предусмотрена возможность снижения минимальной начальной цены земельного участка при выставлении на торги.

8)  В законодательство планируется ввести обязательство местных властей обеспечивать запрет на совершение сделок с участком изъятой земли. То есть в течение некоторого времени изъятый земельный участок нельзя будет продать, подарить или совершить с ним другие сделки.

9)  В законодательство планируется ввести обязательство местных властей выкупать участки в случае отсутствия покупателя земли при ставке не ниже 50% от кадастровой стоимости.

10)  Рассматривается возможность безвозмездного предоставления заинтересованным лицам изъятых земельных участков.

11)  Доработки законодательства также могут производиться в области расширения и уточнения признаков неиспользования земельных участков.

Все эти нововведения помогут простимулировать целевое использование сельхозугодий. Как видим, работы у законодателей довольно много. В 2016 г. станет ясно, какие нововведения относительно условий изъятия земельных участков будут приняты.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ, а также гражданское законодательство закрепляют все основополагающие условия, которые могут использоваться в качестве основания для изъятия земли у собственника.

В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст. 55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Что собой представляет понятие «возмещение убытков при изъятии участков»? Это равноценная плата за подобное правомочие со стороны государственных или же муниципальных органов, которая подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, но и покрытие дополнительных расходов собственника, и финансовое возмещение за убытки, причиненные государством.

При этом порядок и условия возмещения всех убытков и внесения платы определяется участниками правоотношений по обоюдному соглашению. Этот контракт подразумевает ключевую обязанность со стороны государственной власти уплатить рыночную стоимость и компенсировать дополнительные причиненные убытки собственника.

Порядок расчёта денежной компенсации гражданину за изымаемый у него участок земли, будь то для нужд государственных или муниципальных, предусматривает не только фактическую стоимость имущества. Обязательно учитываются убытки гражданина, которые он понесёт из-за отчуждения своей недвижимости. То есть, компенсация состоит из кадастровой стоимости земельного участка и расположенной на ней недвижимости, убытков, возникающих при потере источника дохода (если на земле велась коммерческая деятельность), убытков, возникших из-за невозможности исполнять принятые ранее обязательства (например, перед арендатором) и прочее.

Под убытками имеется в виду не только понесённый финансовый ущерб, но и все упущенные выгоды собственника. При этом оценка кадастровой стоимости проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и не всегда бывает объективной. Оценщик, который будет проводить осмотр территории, не включает в акт убытки и выгоды. Их наличие и размер необходимо доказывать отдельно, чтобы повлиять на решение в суде.

Также важно знать и то, что на законодательном уровне расширен перечень граждан, которые могут претендовать на получение полагающейся денежной компенсации при отчуждении своей земли для государственных нужд.

Изъятие земель у собственников

По общему правилу, собственник имущественных активов может быть их лишен только на основании прямых законодательных норм. В отношении земельной недвижимости такие основания регламентированы в ЗК РФ и ГК РФ:

  • изъятие земли для нужд публичных образований – РФ, региональных властей или муниципальных образований;
  • при необходимости комплексного развития определенных территорий, если соответствующее решение утверждено распорядительным актом властей;
  • при выявлении фактов использования земельного надела с нарушением целевого назначения;
  • в случаях конфискации или реквизиции земельного надела.

В каждом из перечисленных случаев отказ правообладателя от исполнения законных требований повлечет принудительное изъятие земельного участка у собственника. В ряде случаев владелец земли сможет рассчитывать на возмещение стоимости изымаемого объекта, а при несогласии с государственным расчетом компенсации можно оспорить его в судебном порядке.

Реквизиция

Статья 242 ГК РФ и 51 ЗК РФ ставят в известность о том, что земельный надел может быть отторгнут у владельца в момент реквизиции.

Реквизиция – это временное отторжение земельного участка у владельца, во время каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Причинами для реквизиции могут быть:

  • авария;
  • стихийное бедствие;
  • эпидемия;
  • эпизоотия;
  • другие обстоятельства;

izjatie-zemel

Земельный надел должен вернуться своему хозяину – по истечении чрезвычайных ситуаций. Если сделать это будет невозможно, то собственнику необходимо будет выплатить компенсацию в размере рыночной стоимости участка или же предложить равноценный участок в другом месте.

Конфискация

Конфискация – это один из видов наказания. Применяют её за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, целью которых был корыстный умысел.

Конфисковать могут только то землевладение – которое принадлежало физической особе.

Не могут конфисковать участок, если:

  1. На его территории находиться дом или хозяйственные постройки, которые не подлежат конфискации.
  2. Землевладение нужно для ведения сельскохозяйственных или подсобных работ.

Обращение взыскания на землевладение по обязательствам

Если у владельца имеется какая-либо задолженность, то его землевладение может быть арестовано и реализовано в счёт уплаты долга.

Порядок действий судебных приставов в этом случае выглядит так:

  • разыскивание имущества должника;
  • обращение в суд с просьбой о взыскании земельного участка;
  • арест земли;
  • продажа земельного участка с целью выплаты долга;

Нельзя изъять землю для этих целей в таком случае:

  1. Если на изымаемом участке находиться недвижимое имущество, которое оказалось единственным пригодным для проживания всех членов семьи должника.
  2. Если на наделе земли находятся сельскохозяйственные или подсобные объекты, которые не служат коммерческой деятельности.

Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

osnovaniya-izyatiya

Как и во всех остальных случаях изъятия участка, владельцу земли перечисляется выкуп и возмещаются дополнительные убытки, в том числе и упущенная выгода, которую он мог получить, распоряжаясь территорией по своему усмотрению.

Итоги

  1. Неиспользование земельного участка из-за последствий стихийных бедствий или других уважительных причин – не будут являться поводом для отчуждения.
  2. Не будет поводом и период начала освоения земли.
  3. Нельзя отторгнуть часть земельного надела на нужды государства без согласия владельца.
  4. В случае реквизиции – владельцу необходимо выплатить компенсацию за временные убытки, которые он понесёт из-за невозможности пользоваться землёй.
  5. Вопросы конфискации регулирует статья 242 Гражданского Кодекса РФ и 51 Земельного Кодекса.
  6. Статья 278 ГК РФ регулирует вопросы изъятия земли в счёт уплаты долга.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector