Налогоплательщики налога на прибыль: кто признаются, кто не является плательщиками налога на прибыль организации

Налоговые льготы

К
факультативным элементам налогообложения
относятся налоговые льготы.

Налоговая
льгота – это предоставленная налоговым
законодательством исключительная
возможность смягчения налогового
бремени для налогоплательщика.

Часто бывает, что налогом облагается
не весь объект, а только часть его. Кроме
того, некоторые виды деятельности или
категории налогоплательщиков могут
быть освобождены от уплаты налогов. Все
это определяется налоговыми льготами.
Налоговые льготы– предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщиков сборов преимущества,
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах, по сравнению с другими
налогоплательщиками или плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор, либо уплачивать их в
меньшем размере.

  • необлагаемый минимум – часть объекта
    налога, полностью освобождаемая от
    обложения;

  • налоговые вычеты;

  • изъятие из под обложения определенных
    частей объекта налога;

  • освобождение от уплаты налогов отдельных
    категорий плательщиков;

  • понижение ставок налога;

  • отсрочка взимания налогов.

  • отсрочка уплаты налога;

  • рассрочка уплаты налога;

  • налоговая амнистия.

При
наличии соответствующих оснований
налогоплательщик может воспользоваться
предусмотренными законодательством о
налогах и сборах льготами или отказаться
от их использования, если эта возможность
оговорена в законе.

Финансово-экономические показатели

Показатели берут за любой год из трех, предшествующих текущему отчетному периоду. Если в отчетном году организация перестала удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус она сохраняет еще два года.

Крупнейшим налогоплательщикам могут быть и некоммерческие организации, на основании суммарного объема доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль.

Критерии финансовых показателей различны для организаций федерального и регионального статуса.

Налоговая ставка, налоговый оклад и источник уплаты налога

Налоговая ставка – это величина налоговых
начислений на единицу измерения налоговой
базы (ст. 53 НК РФ). Различают процентные
и твердые ставки. Процентные (адвалорные)
ставки установлены в процентах к
налоговой базе. Твердые (специфические)
ставки устанавливаются в рублях (или
других стоимостных единицах измерения)
на единицу обложения.

Если налоговую базу умножить на налоговую
ставку, то в результате получим величину,
которая называется налоговым окладом.

Налоговый оклад – это сумма, вносимая
плательщиком в государственную казну
по одному налогу.

Источник налога – это доход, из которого
субъект уплачивает налог. По ряду налогов
объект и источник налога могут совпадать.
Например, налог на прибыль, налог на
доходы физических лиц.

Источник налога – это резерв,
используемый для его уплаты. Источником
налога являются доход и капитал
налогоплательщика, а применительно к
хозяйственной деятельности предприятия
– такие экономические показатели, как
себестоимость, финансовый результат,
прибыль.14

Состав региональных налогов и сборов

Организацию будут считать крупнейшим налогоплательщиком, если она удовлетворяет хотя бы одного из показателей экономической деятельности за отчетный год:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Для организаций в сфере оказания услуг связи, в сфере реализации или предоставлении в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
  • активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои значения критериев. Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий (п. 2-3 Критериев):

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
Предлагаем ознакомиться:  Подача в суд по расписке

Налогоплательщики налога на прибыль: кто признаются, кто не является плательщиками налога на прибыль организации

Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.

Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен быть от 2 до 20 млрд руб. включительно;
  • среднесписочная численность работников – более 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п. 2.3 Приказа).

Важно: если организация использует специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим налогоплательщикам она не относится.

По Налоговому
Кодексу
Российской Федерации

По Закону Российской
Федерации
«Об основах налоговой
системы
в Российской Федерации»

1) налог на имущество
организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

  1. налог на имущество
    организаций;

  2. лесной
    доход;

  3. налог
    на игорный бизнес;

  4. транспортный
    налог.

Таблица 4

Состав региональных налогов и сборов

Таблица 4

По
Налоговому Кодексу Российской
Федерации

По
Закону Российской Федерации
«Об
основах налоговой системы
в
Российской Федерации»

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

  1. налог
    на имущество физических лиц;

  2. земельный налог;

  3. регистрационный сбор
    с физических лиц, занимающихся
    предпринимательской деятельностью;

  4. налог на рекламу;

То
есть выделяют налоги подоходно-поимущественные
(прямые) и налоги на потребление
(косвенные).

Прямыеналоги устанавливаются
непосредственно на доход или имущество
налогоплательщика. В связи с этим при
прямом налогообложении денежные
отношения возникают непосредственно
между налогоплательщиком и государством.
Примером прямого налогообложения в
российской налоговой системе могут
служить такие налоги, как земельный
налог, налог на доходы физических лиц,
налог на прибыль организаций, налог на
имущество физических лиц. В данном
случае основанием для обложения служат
владение и пользование доходами и
имуществом.

Косвенныеналоги взимаются в процессе
движения доходов или оборота товаров,
работ и услуг. Косвенными налогами
облагается оборот или операции по
реализации, в результате чего фактическим
плательщиком налога, как правило,
является потребитель. Эти налоги
включаются в виде надбавки в цену товара,
а также тарифа на работы или услуги и
оплачиваются потребителем.

Налогоплательщики налога на прибыль: кто признаются, кто не является плательщиками налога на прибыль организации

Владелец товара, работы или услуги при
их реализации получает с покупателя не
только стоимость товара, работы, услуги,
но и налоговые суммы, которые затем
нужно перечислить государству. Косвенные
налоги нередко называют налогами на
потребление. Эти налоги переносят
реальное налоговое бремя на конечного
потребителя.

При косвенном налогообложении
налогоплательщиком является продавец
товара (работы или услуги), выступающий
в качестве посредника между государством
и фактическим носителем налога –
потребителем этого товара (работы или
услуги). Примером косвенного налогообложения
могут служить налог на добавленную
стоимость, акцизы, и др.

3)В основу классификации можно положить
и такой признак, как плательщик налога.
В этом случае следует выделить три
группы:

  • налоги, плательщиками которых являются
    физические лица (налог на доходы
    физических лиц и др.);

  • налоги, плательщиками которых являются
    организации (налог на имущество
    организаций, налог на прибыль организаций);

  • налоги, плательщиками которых являются
    организации и физические лица (земельный
    налог, транспортный налог, государственная
    пошлина).

Предлагаем ознакомиться:  Доверенность на внесение изменений в устав

4) По источнику, за счет которого
организации уплачивают налоги, различают
следующие налоги:

  • налоги, включаемые в стоимость продукции
    и оплачиваемые ее потребителями (НДС,
    акцизы);

  • налоги, относимые на затраты (налог на
    имущество организаций, земельный налог
    и др.);

  • налоги, уплачиваемые из прибыли – налог
    на прибыль и организаций;

  • налоги, уплачиваемые за счет прибыли,
    остающийся в распоряжении организаций
    после уплаты налога на прибыль.

5) По степени обложениявыделяют три
группы налогов:

  • прогрессивные, когда тяжесть
    налогообложения возрастает с ростом
    размеров дохода или иного объекта
    обложения. К этой группе налогов
    относятся, например, транспортный
    налог.

  • пропорциональные, когда тяжесть
    обложения не изменяется при изменении
    величины объекта (налог на добавленную
    стоимость, налог на имущество организаций,
    налог на прибыль организаций и др.);

  • регрессивные, когда тяжесть обложения
    снижается с ростом дохода или иного
    объекта обложения (государственная
    пошлина по делам, рассматриваемым в
    судах, единый социальный налог).

Первые могут быть использованы для
финансирования любых нужд государства.
Вторые имеют целевое назначение, и
финансовые средства, полученные от их
взимания, не могут быть использованы
на какие-либо иные нужды, кроме указанных
в законе. Налог на прибыль, НДС – это
общие налоги, а единый социальный налог
– специальный.

В основу классификации
налогов может быть положен и принцип
распределения
налоговых поступлений между
бюджетами разных уровней. Например: в
Федеральный бюджет платятся такие
налоги, как налог на добавленную
стоимость, налог на прибыль и др., в
бюджеты субъектов Российской Федерации
– налог на прибыль, налог на имущество
организаций, налог на доходы физических
лиц;

Налогоплательщики налога на прибыль: кто признаются, кто не является плательщиками налога на прибыль организации

7) По времени уплаты налоги бывают:

  • текущие;

  • единовременные;

  • чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются с определенной
периодичностью в течение всего времени
владения имуществом, получения дохода
в результате осуществления какой-либо
деятельности. Например, НДС платится
ежемесячно или ежеквартально, а
транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана
с совершением каких-либо нерегулярных
событий. Это относится, например, к тому
налогу, который был ранее, налогу на
имущество, переходящее в порядке
наследования и дарения. Обязанность
уплаты данного налога возникала у
физического лица при наследовании или
получении в дар жилого дома, дачи,
садового домика, автомобиля, ценных
бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться
государством в особых случаях, например,
начало военных действий.

Лицензирование

В особую категорию выделены организации, которые относятся к федеральным крупнейшим налогоплательщикам вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или других показателей.

Это организации, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности:

  • Кредитные организации;
  • Организации по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, осуществляющие посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Организации, осуществляющие деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
  1. Приказ ФНС России от 19 сентября 2014 г. № ММВ-7-2/483 (в тексте — Приказ).
  2. Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утв. приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@ (в тексте — Критерии).
  3. Информация портала Гарант.ру.

4. Административно-технические принципы налогообложения:

  1. определенность обложения;

  2. удобство уплаты налогов;

  3. максимальное уменьшение издержек,
    связанных с взиманием налогов.

Наиболее применяемые в настоящее
время в налоговых системах экономически
развитых стран принципы налогообложения
можно классифицировать как экономические,
юридические и организационные.

К группе экономических принципов
относятся:

  • хозяйственная независимость;

  • справедливость;

  • соразмерность.

К группе юридических принципов
относятся:

  • учет интересов;

  • экономичность;

  • нейтральность;

  • установление налогов законами;

  • отрицание обратной силы налогового
    закона;

  • сочетание интересов государства и
    других субъектов налоговых отношений.

К группе организационных принципов
относятся:

    • единство налоговой системы;

    • подвижность (эластичность);

    • стабильность;

    • исчерпывающий перечень налогов;

    • гармонизация налогообложения.

При формировании налоговой системы
Российской Федерации были учтены
перечисленные принципы налогообложения.
С 1 января 1992 г. был введен в действие
Закон РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. №
2118-1, в котором и были изложены основные
принципы налогообложения в РФ,
действовавшие до ввода в действие НК
РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Вызов в налоговую для дачи пояснений

В целях совершенствования налоговой
системы в данный Закон постоянно
вносились изменения и дополнения,
касающиеся, в том числе и принципов
налогообложения. С введением в действие
части 1-й Налогового кодекса РФ с 1 января
1999 г. российская налоговая система
действует по принципам, максимально
приближенным к принципам организации
налоговых систем в странах с высоким
уровнем экономического развития.6

2. Функции налогов

Являясь основной формой финансового
обеспечения деятельности государства
в условиях рыночного хозяйствования,
налоги становятся одним из мощнейших
рычагов в руках государства, посредством
которого оно может осуществлять
регулирование процессов и тенденций,
происходящих в межбюджетных отношениях,
и через систем льгот и санкций оказывать
опосредованное воздействие на
производителей товаров, работ и услуг.

Функция налога – это способ выражения
сущностных свойств налога. Функция
показывает, как реализуется общественное
назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения
доходов. 7

Налогоплательщики налога на прибыль: кто признаются, кто не является плательщиками налога на прибыль организации

В экономической литературе до сих пор
не установилось единого мнения о числе,
содержании и реализации налоговых
функций.

Во-первых, разные авторы приводят
различные комбинации налоговых функций,
в числе которых указывается фискальная,
экономическая, перераспределительная,
контрольная, регулирующая, социальная,
политико-экономическая, стимулирующая
и другие, часть из которых не имеет под
собой научного и теоретического
обоснования, чтобы отнести их к объективным
функциям налогов.

Во-вторых, часто подменяется понятие
«функции налогов» и понятие «цели и
задачи» налоговой системы.

У налогов имеются четыре основные
функции:

  • фискальная (распределительная);

  • регулирующая;

  • социальная;

  • контрольная.

Посредством фискальной
(распределительной) функции
налогов реализуется основное общественное
назначение налогов – формирование
финансовых ресурсов государства,
необходимых для осуществления возложенных
на него обществом функций.

Налоги являются важнейшими финансовыми
поступлениями в государственный бюджет,
и в этом состоит фискальная функция
налогов. В нашей стране более 80% доходов
бюджета дают следующие налоги: налог
на прибыль, налог на добавленную
стоимость, налог на доходы физических
лиц, ресурсные платежи, таможенные
пошлины и акцизы.

Регулирующая функция налогов
призвана решать посредством налоговых
механизмов те или иные задачи налоговой
политики государства, предполагает
влияние системы налогообложения на
экономические процессы и тенденции,
происходящие в обществе. Посредством
налогового механизма (налоговых ставок,
системы льгот, отсрочек уплаты налогов
и форм предоставления налогового
кредита и т.п.) государство может
регулировать инвестиционную деятельность
хозяйствующих субъектов, предпринимательскую
активность физических лиц и т.д.

Регулирующая функция, таким образом,
проявляется в процессе воздействия
налоговых отношений на макроэкономические
пропорции и поведение хозяйствующих
субъектов. Эта функция реализует не
только экономические отношения,
выражающие иерархическую подчиненность,
но и отношения экономических агентов
между собой.

В случае нарушения соотношения между
суммой денег в обращении (денежной
массой) и ценовой товарной массой и
появления в сфере обращения денег, не
закрепленных товаром, государство может
усилить роль косвенного налогообложения
для изъятия этих денег. Это позволит
государству осуществлять контроль за
движением денег в экономике и направлять
их в экономику для поднятия уровня
производства, что, в свою очередь,
способствует восстановлению необходимого
соотношения между этими важнейшими
экономическими показателями.

Таблица
1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector