Направления прокурорского надзора за исполнением законов

В правотворческой деятельности. Функциональная

В
соответствии со ст. 9 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации»
прокурор при установлении в ходе
осуществления своих полномочий
необходимости совершенствования
действующих нормативных правовых актов
вправе вносить в законодательные органы
и органы, обладающие правом законодательной
инициативы, соответствующего и
нижестоящего уровней предложения об
изменении, дополнении, отмене или
принятии законов и иных нормативных
правовых актов.

Генеральный
прокурор Российской Федерации, его
заместители и по их поручению другие
прокуроры вправе присутствовать на
заседаниях палат Федерального Собрания
Российской Федерации, их комитетов и
комиссий, Правительства Российской
Федерации, представительных
(законодательных) и исполнительных
органов субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления;

прокурор субъекта Российской Федерации,
города, района, приравненные к ним
прокуроры, их заместители и по их
поручению другие прокуроры вправе
присутствовать на заседаниях
представительных (законодательных) и
исполнительных органов субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления соответствующего и
нижестоящего уровней (чч. 1, 2 ст. 7
Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»).

Прокурор,
участвуя в правотворчестве, реализует
его материально-творческий компонент,
а именно познает правовые потребности
общества и государства (устанавливает
необходимость совершенствования
действующих нормативных правовых актов)
и создает (совершенствует) правовые
нормы (вносит в правотворческие органы
предложения об изменении, о дополнении,
об отмене или о принятии законов и иных
нормативных правовых актов).

Правомочие
прокурора по внесению в законодательные
органы и органы, обладающие правом
законодательной инициативы, соответствующего
и нижестоящего уровней предложений об
изменении, о дополнении, об отмене или
о принятии законов и иных нормативных
правовых актов по содержанию схоже с
правом
законодательной (правотворческой)
инициативы,
однако отличается от нее юридически
значимыми последствиями.

В
настоящее время органы прокуратуры
федеральным законодательством правом
законодательной (правотворческой)
инициативы не наделены, однако данным
правом большинство прокуроров субъектов
Российской Федерации наделены
конституциями (уставами) субъектов
Федерации, а также отдельные горрайпрокуроры
— уставами соответствующих муниципальных
образований.

Предлагаем ознакомиться:  Наследниками по закону первой очереди являются

Что
касается функциональной самостоятельности
участия прокурора в правотворчестве,
то она воплощается в рамках надзора за
законностью нормативных правовых актах
(реализует надзорную функцию) либо
выражается в самостоятельной деятельности.

Ранее
участие прокурора в правотворческой
деятельности рассматривалось исключительно
как способ предотвращения принятия не
соответствующих Конституции и действующему
законодательству нормативных правовых
актов в рамках прокурорского надзора
за законностью нормативных правовых
актов1.
В настоящее время высказываются мнения,
согласно которым данная деятельность
прокуратуры имеет свой предмет и
осуществляется с использованием отличных
от надзорных видов деятельности
прокуратуры правовых средств2,
что позволяет говорить о ее функциональной
самостоятельности.

Предмет
участия прокурора в правотворческой
деятельности
шире предмета надзора за законностью
нормативных правовых актов, поскольку
прокурор, участвуя в правотворчестве,
выявляет потребности в правовом
регулировании общественных отношений
и создает (совершенствует) нормативные
правовые акты, а контроль соблюдения
требований законности создаваемых
правовых актов является обязательной,
но не сущностной составляющей данной
деятельности.

Таким
образом, правотворческая деятельность
органов прокуратуры является ее
ненадзорной самостоятельной функцией.

Вместе
с тем, поскольку надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и
исполнением законов признается основной
функцией органов прокуратуры, а остальные
— производными из надзорной, осуществление
и правотворческой функции прокуратуры
должно способствовать достижению как
собственно правотворческих целей, так
и целей надзора.

обеспечение
верховенства закона;

Направления прокурорского надзора за исполнением законов

обеспечение
единства и укрепления законности;

обеспечение
защиты прав и свобод человека и гражданина,
а также охраняемых законом интересов
общества и государства (ч. 2 ст. 1
Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»);

обеспечение
соответствия (адекватности) действующего
законодательства потребностям правового
регулирования общественных отношений;

формирование
системы нормативных правовых актов,
положения которых эффективно реализуемы
на практике;

формирование
системы нормативных правовых актов, не
допускающих при правоприменении
негативных последствий, в том числе
коррупционных проявлений;

Предлагаем ознакомиться:  Кто такой правообладатель земельного участка

соблюдение
при создании нормативных правовых актов
правил юридической техники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector