Что нужно для возбуждения уголовного дела

Удаленное возбуждение уголовного процесса

Может быть, законодателю следует вообще отказаться от института возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица, признав, что уголовное дело всегда возбуждается исключительно по факту обнаружения признаков преступления. Вместо этого необходимо более подробно регламентировать институт возбуждения уголовного преследования или привлечения к уголовному преследованию конкретных лиц (такие термины используются в части второй статьи 459 и названии статьи 23 УПК Российской Федерации), реализовав идею «предупреждения подозреваемого об обвинении – уголовном иске» по аналогии с уведомлением о подозрении, предусмотренном статьей 223.1 УПК Российской Федерации.

Кроме того, акт возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица является не единственным основанием для возникновения подозрения в совершении преступления. Уголовно-процессуальный закон указывает еще три таких основания (задержание в качестве подозреваемого, применение меры пресечения, уведомление о подозрении – часть первая статьи 46 УПК Российской Федерации).

Это означает, что при возбуждении уголовного дела по факту обнаружения признаков преступления (в отношении неопределенного круга лиц) подозреваемые могут быть вовлечены в процесс различными способами и их право знать, в чем они подозреваются, может быть реализовано не только вручением копии постановления о возбуждении уголовного дела.

Если лицо привлечено в качестве подозреваемого по пунктам 2-4 части первой статьи 46 УПК Российской Федерации, то его право на защиту не нарушается тем, что уголовное дело было возбуждено по факту обнаружения признаков преступления. Следовательно, в этом случае нет никакой потребности выносить отдельные постановления о возбуждении уголовного дела в отношении нового лица.

Предварительный этап представляет собой строго регламентированный процесс. Органы, принимающие сообщения о преступлении или о его подготовке, юридически обязаны его принять, проверить и вынести обоснованное решение, а также немедленно уведомить заявителя об этом.

Статья № 140 УПК РФ обозначает источники получения сведений о подготовке или совершении преступления. Далеко не каждое поданное заявление или прошение может повлечь за собой процесс возбуждения уголовного дела следователем, который подает материалы на рассмотрение прокурору. То есть, чтобы заявление было принято и получило дальнейший ход, необходимо его правильно оформить. Форма его подачи может быть как письменной, так и устной.

Согласно УПК, основанием для начала уголовного процесса могут послужить лишь нижеперечисленные действия или документы.

Такие процессы осуществляются капитанами дальнего плавания, начальниками геологоразведки, руководителями дипломатических миссий. Если преступление совершается в удалении от мест расположения следственных органов, то прокурор немедленно уведомляется о начатом расследовании. Таким образом, прокуратура возбуждение уголовного дела не визирует.

Как быстро и в какие сроки возбуждают уголовные дела

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

  • кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
  • чем подтверждается факт обращения;
  • в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
  • чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
  • о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

•Прокурор;• Судья;•Органы дознания или следователь.

Права у всех должностных различные. Например, прокурорские работники могут ходатайствовать о возбуждении прокурором уголовного дела применительно к любой категории преступлений. Права государственного лица в данном случае не ограничены ввиду того, что прокурор обладает возможностью уголовного преследования.

Представители дознания имеют несколько ограниченные права по открытию дел, взаимосвязанных с раскрытием уголовных преступлений. Процедура может проходить как при обязательной поддержке предварительного следствия, так и без такового. В конечном итоге материалы следствия направляются в суд.

Говоря о том, кто вправе возбудить уголовное дело, нельзя не отметить роль следователя. Его права ограничены его подследственностью. Обстоятельством для открытия дела может послужить получение материалов. После изучения данных, следователь принимает решение о вынесении решения на возбуждение уголовного дела. Последующим этапом является предварительное следствие. О своих действиях следователь уведомляет своего прокурора.

К числу лиц, кто имеет право возбудить уголовное дело, относятся судьи. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ предусматривает максимально ограниченные полномочия, которые заключаются в обвинении только частного характера. Изменение прав судей основано на том, что эти должностные лица не могут инициировать как обвинение, так и защиту (то есть должны быть беспристрастными).

В том случае, если соответствующим органами получено сообщение о совершенном или только готовящемся противоправном действии, реакция должностных лиц должна быть скоротечной.

На рассмотрение материалов дается три дня, после чего должно быть принято конкретное решение (издано соответствующее постановление или отказано в открытии процесса).

Не стоит забывать, что основания и порядок возбуждения уголовного дела подразумевают наличие прав отдельных должностных лиц. Так, начальник отдела дознания (следствия) имеет право рассматривать дело еще 10 дней. Увеличение периода рассмотрения должно подтверждаться соответствующим ходатайством.

Также адвокат, который достоверно знает, в какие сроки возбуждают уголовные дела, может напомнить вам, как потерпевшему, что срок для рассмотрения данных по делу и принятия резолюции может быть дополнительно продлен, но не более, чем на месяц. В этом случае придется терпеть, отвечать на вопросы следствия, желательно в присутствии адвоката.

В ряде случаев потерпевшим помогает жалоба в Верховный суд. Если требования в заявлении, направленные в органы дознания и в прокуратуру, не возымели действия, это является исключительным способом добиться восстановления своих прав.

На практике часто получается так, что обвиняемый, в отношении которого планируется возбуждение уголовного дела, имеет право в 30-дневный срок ходатайствовать об отклонении апелляционной жалобы (открытии процесса).

Наша с вами задача будет состоять в том, чтобы убедить судью открыть дело в отношении преступника, который не обвинялся по конкретной статье и, соответственно, не был привлечен к ответственности.

Что нужно для возбуждения уголовного дела

Решить судьбу поступившего сообщения о преступлении или о его подготовке следствию и прокуратуре представляется возможным в течение трех суток, в порядке исключения – десяти, но не более того. За эти три дня надо достигнуть единогласия в том, пойдут ли документы далее — на рассмотрение уголовного дела.

Этот приказ четко обозначает полномочия прокурора, действия которого обязаны обеспечить законность и обоснованность решений, выносимых на досудебной стадии. Например, если следователь решает отказать в открытии уголовного процесса, прокурор вправе это решение оспорить, найдя основания для дальнейшего расследования.

Что касается самих участников процесса, Уголовный кодекс Российской Федерации позволяет им на досудебной стадии обжаловать резюме следователя, органов дознания или же прокурора, то есть отстоять свой повод для возбуждения уголовного дела, если делу не дали дальнейшего хода.

Предлагаем ознакомиться:  Речь адвоката в прениях по уголовному делу образец

Ключевая задача на предварительной стадии — выяснить, насколько законным и обоснованным представляется возбуждение уголовного дела следователем. Уполномоченные органы ищут весомые доказательства по уголовным делам, и если они достаточно обоснованы, то дело может быть открыто. А принятие окончательного соответствующего решения фактически лежит на прокуратуре.

Основания необходимые для возбуждения уголовного дела

1) заявление о преступлении;2) явка с повинной;3) сообщение о преступлении, полученное из других источников.1) Заявление о преступлении(ст. 141 УПК)Статья 141. Заявление о преступлении1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.3.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.5.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.7.

Что нужно для возбуждения уголовного дела

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.Заявление о преступлении – устные и письменные сообщения о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении исходящие от физических или юридических  лиц.Устные заявления и сообщения заносятся в протокол по форме, предусмотренной в приложении 2 к УПК.

Содержание протокола устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК):сведения о месте и времени принятия заявления;установочные данные заявителя;сведения о преступлении, изложенные от имени заявителя, т.е. от первого лица;сведения о должности, звании и фамилии лица, принявшего заявление;отметка о разъяснении ответственности за заведомо ложный донос (ст.

306 УК) удостоверенная подписью заявителя;отметка о прочтении протокола и правильности записей;подписи заявителя и лица, принявшего сообщение.Основные установочные данные о личности:Ф.И.О. лица;дата и место рождения;место работы, род занятий;образование;наличие (или отсутствие) судимостей;семейное положение;

сведения о документе удостоверяющем личность.Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем (ч.2 ст.141).Заявления и обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), т.е. те, которые не могут быть идентифицированы с его автором, признаются анонимными.

Они не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела (ч.7 ст.141 УПК).2) явка с повинной (ст. 142 УПК)Статья 142. Явка с повинной1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.

Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.Явка с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.Особенностью и обязательным условием данного повода ВУД является добровольность сообщения о преступлении и признания лицом своего участия в преступлении или преступлениях.

Явкой с повинной считается лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее не известного правоохранительным органам, или же преступления известного , но не раскрытого.При явке гражданина с повинной должна быть установлена его личность путем ознакомления с документами, имевшимися при нем, или другим способом.

Явка с повинной – обстоятельство, смягчающее наказание либо освобождающее от ответственности или наказания (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 // Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. Спартак С. 504)Содержание протокола устного заявления о явке с повинной:сведения о месте и времени принятия заявления;

сведения о должности, звании и фамилии лица, принявшего заявление;установочные данные заявителя;отметка о прочтении протокола и правильности записей;сведения о преступлении, изложенные от имени заявителя, т.е. от первого лица;подписи заявителя и лица, принявшего сообщение.3) сообщение о преступлении, полученное из других источниковК числу сообщений о преступлении, полученных из иных источников, следует относить любые письменные сообщения от любых предприятий учреждений, организаций (в том числе общественных), опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения органом дознания, следователем или прокурором признаков объективной стороны состава преступления.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.11 Закона об ОРД результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Они представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Рапорт об обнаружении признаков преступления — один из видов поводов к возбуждению уголовного дела, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК.Непосредственным обнаружением признаков преступления — факты выявления кем-либо из компетентных должностных лиц в процессе служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 140 У ПК.

В рапорте по форме, предусмотренной приложением 1 к УПК, подробно излагаются обстоятельства совершенного деяния и сведения об источнике получения информации.Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении1. Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.2.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.3.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.5.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном Статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.6. Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса.Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении1.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;2) об отказе в возбуждении уголовного дела;3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.2.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.

МВД России разработана «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешении в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»Ранее действовавший: Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа Президиума ВС СССР от 4 марта 1980 г.

N 1662-X, с изменениями от 2 февраля 1988 г.)29 декабря 2005г. в Минюсте России зарегистрирован совместный приказ 7 ведомств: Генеральной прокуратуры России, МВД, ФСБ, МЧС, Госнаркоконтроля, Минюста, Минэкономразвития России «О едином учете преступлений».Для исполнения требований этого приказа в срок до 1 апреля 2006г.

, подписавшие данный приказ ведомства должны издать свои инструкции об организации приема сообщений и заявлений граждан.МВД России, как наиболее заинтересованное ведомство, выполнило задачу одним из первых. Разработана и утверждена «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешении в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», которая утверждена приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985.С 26 января т.г.

Предлагаем ознакомиться:  Нужно погасить все налоги и штрафы для закрытия ИП

органы внутренних дел приступают к реализации данного приказа.Если раньше органами внутренних дел регистрировались только заявления и сообщения граждан о преступлениях и правонарушениях, то теперь в дежурной части любого органа внутренних дел должны принять сообщение о происшествии, а именно о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в т.ч.

несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, которые требуют проведения проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

При личном обращении в орган внутренних дел сообщение гражданина должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в специальную книгу и выдан талон-уведомление, в котором будут указаны дата, время и номер принятого сообщения.Если по сообщению будет принято решение о передаче его в другое ведомство, то гражданину направят письменное уведомление.В целях наиболее полного и своевременного принятия решения по сообщениям гражданам целесообразно все-таки обращаться к «профильным» специалистам

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела – это не только процессуальное решение, не только правовой институт, это прежде всего этап, который всегда существует, если имеет место уголовный процесс.Возбуждение уголовного дела – первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, следователя, прокурора и ограниченном участии суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала предварительного расследования.

Задачи стадии ВУД:Своевременная реакция на поступившую информацию о совершенном преступлении, которая выражается в немедленной регистрации любого заявления (сообщения), проведении проверочных действий и принятии решений.Ограждение последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения фактов— которых в реальности не было;

— безусловно не являющихся преступными.Значение стадии ВУД:Общественно-политическое:— создает условие для эффективной борьбы с преступностью;— обеспечивает реализацию принципа неотвратимости наказания;— способствует укреплению законности и правопорядка.Процессуальное:— является основанием для передачи дела в следующую стадию уголовного процесса;

— служит основанием для производства следственных действий;— создает правовую основу для применения мер процессуального принуждения.Возбуждать уголовное дело публичного обвинения в пределах своей компетенции вправе (и обязаны):прокурор (ст.146 УПК РФ);начальник следственного отдела (ч. 2 ст. 39, ч. 3 ст. 154);

• Дата, время и место открытия дела;• Круг лиц, которые принимали участие в возбуждении процессуальных действий;• Повод и основание для открытия дела;• Квалификация противоправного действия.

Если вас интересует то, как быстро возбуждают уголовные дела, можно получить консультацию у адвоката. В любом случае, порядок рассмотрения жалобы в верховный суд и в других случаях, дается задержка по времени, необходимая для детального изучения всех материалов дела, принятия взвешенного и профессионального решения.

Уголовное преследование преступников в частно-публичном порядке осуществляется по делам, связанных с изнасилованиями, несанкционированными вторжениями в частную жизнь, делами о несоблюдении тайн переписки. Таким же образом расследуются дела, связанные с отказами работодателей в приеме на работу, нарушениями авторских прав.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в этих случаях не отличается от случаев публичного преследования правонарушений.

Что необходимо для возбуждения уголовного дела в отношении одного лица

При этом важно обратить внимание, что для возбуждения уголовного дела не нужна полная информация о составе преступления. Достаточно даже частичных сведений, которые позволяют подозревать незаконную деятельность. Например, отсутствие информации о личности, совершившей уголовное преступление, не должно становиться препятствием для возбуждения уголовного дела.

Работник милиции должен рассматривать все заявления, которые к нему поступают. В противном случае заявитель может подать заявление в органы прокуратуры о том, что работником правоохранительных органов были нарушены его права.

Главное – это оперативность подачи соответствующего заявления. От неё зависит в последующем эффективность работы следователей.

Однако иногда заявление может не стать причиной для возбуждения уголовного дела. Чаще всего это происходит из-за истечения срока давности. Каждое преступление имеет свой термин, после которого оно считается недействительным. Все сроки установлены законодательством в зависимости от тяжести совершенного правонарушения. Например, у деяния средней тяжести срок заканчивается через шесть лет после его совершения.

Кроме того, дело могут не передать в суд, если отсутствует состав преступления. То есть в том случае, если человек ведущий следствие в течение трёх дней не увидит достаточно причин подозревать, что обвинитель предоставил правдивую информацию.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой – не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Когда заявитель лично прибыл в орган дознания, к следователю или прокурору, чтобы вручить написанное им заявление, он предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка на заявлении, удостоверяемая подписью заявителя.

Исключить на практике случаи, когда уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, практически невозможно. И они довольно распространены. Проведенное в ряде регионов страны обобщение судебно-следственной практики показало, что в 820 случаях из 1109 уголовных дел, рассмотренных народными судами Вологодской и Самарской областей, в постановлении о возбуждении уголовного дела указано конкретное лицо как предположительно совершившее преступление20.

В любом случае указание в постановлении о возбуждении уголовного дела фамилии, имени, отчества лица как субъекта преступления есть ни что иное, как выражение органом уголовного преследования подозрения против этого лица. А поскольку данные о лице, совершившем такого рода преступления, нередко фиксируются в постановлении о возбуждении уголовного дела, то некоторыми учеными предлагается считать лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, подозреваемым21.

Достаточные данные иногда могут содержаться уже в самом поводе (например, в рапорте оперативного сотрудника с приложенными материалами проверки, прове­денной оперативно-розыскными методами). Однако, как правило, достаточные дан­ные появляются в результате процессуальной проверки повода к возбуждению дела в порядке ч. 1 ст. 144 (из протокола осмотра места происшествия, объяснений очевид­цев, акта ревизии и т.д.).

Правом возбуждать уголовное дело обладают частный обвинитель (по делам частного обвинения), следователь, дознаватель, орган дознания, прокурор (по делам частно-публичного и публичного обвинения). Правом возбуждать уголовные дела обладают капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации (ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УПК).

Заявление или сообщение о преступлении, которое получено из сторонних источников

Всем необходимо хорошо запомнить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (статья № 145) четко прописывает, какие органы имеют право решать вопрос о возбуждении уголовного дела, и регламентирует их полномочия. Следует запомнить, что никакие физические и юридические лица, кроме следователя или представителей органов дознания, а также прокуратуры, на это не имеют права.

Полономочиями для начала уголовного процесса наделены капитаны судов, а также руководство геологоразведочных организаций, которые находятся вдали от органов дознания. Кроме этого, главы представительств дипломатических миссий и консульств РФ также могут подать прошение в органы возбуждения уголовного дела.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела абсолютно строго регламентирован законодательством нашей страны и является самым главным этапом во всем процессе, поскольку именно на этой стадии принимается решение, будет ли дан ход делу или нет, то есть делается вывод о том, достаточно ли оснований для начала процесса по делу.

Заявление о преступлении – это наиболее широко распространенный способ заявить о случившейся или готовящейся беде. Оно может быть представлено письменно и устно. Письменное прошение заверяется подписью заявителя, а устное – протоколируется органами дознания или следователем. При этом заявитель предупреждается о несении уголовной ответственности за предоставление ложной информации, а в протокол принятия заявления заносится отметка об этом.

С подобным заявлением может прийти любой человек, то есть не только пострадавший. При этом анонимные заявления о преступлении не являются веским аргументом для открытия уголовного дела. А если поступил анонимный телефонный звонок, то возбуждение уголовного дела (УПК, ст. 140 п.3) производится на основании сообщения, полученного из посторонних источников.

Предлагаем ознакомиться:  Проверить штраф по номеру постановления

Основанием может послужить сообщение о готовящемся или свершившемся преступлении от физических лиц, организаций или лиц при исполнении. Они подаются письменно: это может быть служебное письмо, рапорт или телефонограмма, к ним могут прилагаться документы, доказывающие фактическое совершение преступления.

К
следам преступления относятся изменения
обстановки места происшествия, следы
крови, выделения человеческого организма,
отпечатки пальцев рук, отпечатки обуви,
следы орудий взлома, оставленные окурки,
предметы и т.п. Следы преступления могут
быть обнаружены на месте происшествия,
местности, в жилище, на выявленных
предметах, которые несут на себе признаки
вещественных доказательств.

Выяснение
при осмотре других обстоятельств дела
предполагает получение сведений о
юридически значимых фактах, например
об условиях жизни несовершеннолетнего,
обладании обвиняемым профессиональными
либо преступными навыками, последовательности
преступных действий и т.п.

Тем
самым с помощью осмотра обнаруживаются
и закрепляются доказательства,
устанавливается событие преступления
и виновность лица, его совершившего,
выявляются по делу другие обстоятельства,
имеющие правовое значение.

1)
осмотр места происшествия;

уголовный кодекс российской федерации

2)
осмотр местности;

3)
осмотр жилища;

4)
осмотр иного помещения;

5)
осмотр предметов;

6)
осмотр документов;

7)
осмотр трупа.

В
теории уголовного процесса к числу
предметов осмотра относят и другие
объекты. Так, В.Г. Глебов самостоятельным
видом осмотра считает почтово-телеграфные
отправления
– фонограммы, полученные в результате
контроля и записи
переговоров. Как
отмечают авторы в указанных случаях
осмотр является не составной частью
таких следственных действий, как
наложение ареста на почтово-телеграфные
отправления, контроль и запись переговоров,
а представляет собой самостоятельное
следственное действие, так как оформляется
специальным протоколом осмотра.

Однако
эти виды осмотра не указаны в главе 24
УПК, посвященной осмотру, их производство
регламентировано другими самостоятельными
следственными действиями – наложением
ареста на почтово-телеграфные отправления,
а также контролем и записью переговоров
(гл. 25 УПК). Как, скажем, и осмотр тела
человека производится в рамках другого
следственного действия – освидетельствования,
хотя некоторые ученые относят это
следственное действие к разновидности
осмотра.

прокуратура возбуждение уголовного дела

Осмотр,
как самостоятельное следственное
действие, почтово-телеграфной
корреспонденции, фонограммы, полученной
при контроле и записи переговоров, а
также тела человека не может быть
произведен отдельно от указанных
следственных действий и по той причине,
что в первом случае осмотр проводится
в учреждении связи и в присутствии
понятых этого учреждения (осмотр в
кабинете следователя исключен), во
втором – фонограмма в соответствии с
ч. 7 ст.

186 УПК осматривается только в
рамках самого процессуального действия,
в третьем – осмотр представляет собой
суть следственного действия, без осмотра
тела человека нет освидетельствования.
Помимо того, без осмотра невозможно
завершить эти три следственных действия
с той целью, чтобы впоследствии провести
осмотр как самостоятельный его вид. Вот
почему вычленить из указанных следственных
действий осмотр как самостоятельное
действие процессуально невозможно.

Теоретическую
и практическую значимость имеет также
вопрос о сущности конкретного объекта
осмотра.

Местом
происшествия признается
место, где произошло расследуемое
общественно опасное деяние либо место
обнаружения следов преступления. К
примеру, убийство совершено в жилом
помещении, после чего труп отвезен на
автомобиле в лесной массив и закопан –
налицо два места происшествия по одному
событию. Во втором случае осмотр также
направлен на обнаружение следов
преступления и выяснение других
обстоятельств, имеющих значение для
дела.

Поэтому
нужно разграничивать место происшествия
и место преступления: место преступления
всегда является местом происшествия,
в то время как место происшествия таким
местом является лишь в определенных
обстоятельствах. Однако в любом случае
осмотру подлежат и место преступления,
и место происшествия.

Местом
происшествия может являться помещение
(жилое, нежилое), участок территории,
участок водной поверхности.

При
осмотре места происшествия выясняется,
где, когда совершено преступление, каков
механизм происшедшего события, каковы
его последствия, на что было направлено
преступное посягательство, чему
непосредственно причинен ущерб. При
осмотре могут устанавливаться данные
и о субъекте преступления, его
индивидуальных особенностях,
обстоятельствах, характеризующих форму
вины, мотив и цель преступления.

Осмотр
местности. Под
местностью понимается участок территории
земли, находящийся вне административного
населенного пункта, на котором могут
быть обнаружены следы преступления или
обстоятельства, имеющие значение для
дела.

Если
преступление совершено на местности,
то участок, ограниченный расследуемым
событием, осматривается в рамках осмотра
места происшествия, при необходимости
его границы могут быть расширены. Во
всех других случаях осмотр местности
является самостоятельным видом осмотра.

При
осмотре местности могут быть обнаружены
выброшенные похищенные предметы, орудия
преступления или предметы, принадлежащие
лицу, совершившему деяние, место сокрытия
этого лица, следы его пребывания и т.д.

Осмотр
жилища. Под
жилищем следует понимать индивидуальный
жилой дом, с входящими в него жилыми и
нежилыми помещениями, жилое помещение
независимо от формы собственности,
входящее в жилищный фонд и используемое
для постоянного или временного проживания,
а равно иное помещение или строение, не
входящее в жилищный фонд, но используемое
для временного проживания (п. 10 ст. 5
УПК). Рассматриваемое жилое помещение
в этом случае также не является местом
происшествия.

Осмотр
иного помещения предполагает
осмотр помещения, не являющегося жилищем.
Это могут быть хозяйственные постройки,
находящиеся за пределами жилища и не
составляющие единого индивидуального
комплекса, помещения юридических лиц,
используемые для хозяйственных целей,
рабочие и подсобные помещения фирм,
организаций, предприятий, частных
предпринимателей без образования
юридического лица, офисные помещения,
складские помещения и т.п.

Осмотр
предметов. Предметами
являются объекты материального мира,
обладающие прежде всего правовыми
свойствами вещественных доказательств.
Характерными признаками вещественных
доказательств являются: вещественность,
т.е. материальность предмета; незаменимость;
обладание предметом теми признаками,
которые указаны в ст. 81 УПК.

Вещественными
доказательствами могут быть только
предметы материального мира, при этом
они могут иметь как фиксированные
пространственные границы, так и
нефиксированные (н-р, сыпучие материалы:
похищенное зерно, мука, сахар).

Осмотр
документов. К
числу документов, о которых идет речь,
следует относить документы, исходящие
как от юридических лиц, так и физических.
Это личный дневник подозреваемого,
записи материально ответственного
лица, документы, отражающие финансовую
и хозяйственную деятельность юридического
лица, документы, отражающие деятельность
законодательного, исполнительного или
муниципального органа, записка, переданная
из следственного изолятора и др.

Документы,
обладающие признаками, указанными в
ст. 81 УПК, признаются вещественными
доказательствами (поддельные паспорт,
диплом, справка и т.д.). На такие документы
распространяются правила, регламентирующие
процессуальный статус вещественных
доказательств.

Публичное обвинение

С согласия прокурора органы следствия или дознаватель выносят постановление о начале уголовного преследования (ч. 1 ст. 146 УПК). В рамках своей компетенции прокурор дает ход раскрытию уголовного преступления. Еще раз необходимо отметить, что только с согласия прокурора может быть начат подобный процесс, решения одного следователя или дознавателя недостаточно.

1. Дату, время, место факта вынесения этого постановления.2. Чин, должность лица, выносившего постановление.3. Доказательства, основание и повод для начала расследования.4. Нарушенную статью УК РФ, по которой начат уголовный процесс.

Согласно УПК, прокурор проводит безотлагательную проверку обоснованности возбуждения дела. При этом и следователь, и дознаватель в день оформления постановления незамедлительно передают материалы прокурору на вынесение решения. Они могут содержать доказательный материал, который обязательно передается в оригинальном виде, без копий и может быть использован в ходе дальнейшего расследования.

возбуждение уголовного дела упк ст

Не позднее текущего дня, когда происходит поступление материалов от дознавателя, прокурор выносит решение: вернуть материалы на проверку, отказать совсем или дать ход процессу уголовного преследования. В последнем случае датой начала предварительного расследования считается дата вынесения постановления следователем или дознавателем.

В день получения прокурорского согласия на дальнейшие действия дознаватель или следователь оповещают об этом всех заинтересованных лиц и начинают предпринимать меры по пресечению правонарушения. При этом отсчет срока досудебной проверки начинается с даты, когда следователь вынес свое решение по данному вопросу. Если прокурор не дал согласия, то постановление следователя не получает юридической силы.

Прокурор может вернуть следователю или дознавателю материалы для дополнительной проверки длительностью не более 5 суток. После ее проведения обновленные материалы с новым постановлением следователя вновь ложатся на прокурорский стол. При этом предварительное расследование начнется со дня подписания дознавателем или следователем нового документа. Все материалы, в том числе и ранее полученные, могут быть использованы в ходе расследования.

Решения прокурора могут обжаловаться следователем перед вышестоящим прокурором.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector