Процесс рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека, именутеся также как «ДВОРЕЦ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» было построено в 1995 года по проекту архитекторов: Richard Rogers Partnership Ltd, Лондон, и Клод Бюше, Страсбург. Полезная площадь: 28 000 кв.м, из них: — 860 кв.м большой зал судебных заседаний — 520 кв.м малый зал судебных заседаний — 4500 кв.

м конференц-залы. Количество конференц-залов: -16500 кв.м офисы 18, в том числе: — большой зал судебных заседаний (243 места 49 мест для судей 22 места для заявителей) — малый зал судебных заседаний (101 место 25 мест для судей 12 мест для заявителей) — совещательные комнаты (от 47 до 52 мест) — конференц-залы (в среднем 47 мест вокруг стола 52 отдельных места).

Характеристики процесса в Европейском суде по правам человека

Вступление в силу Протокола № 14 может означать определенное изменение концепции функционирования и дальнейшего развития Суда, и как следствие соответствующих процедур . Кратко отметим лишь, что речь идет о соотношении двух концептуальных подходов к деятельности Европейского суда. Согласно первой концепции, Суд рассматривает только особо важные дела, выборочно. Согласно второй концепции, на основе которой Европейский суд функционирует, Суд рассматривает все дела, которые подпадают под его юрисдикцию.

В первую очередь, назовем причины принятия Протокола № 14. Главной движущей силой последней реформы стал постоянно увеличивающейся поток жалоб и невозможность окончить по ним производство Европейским судом в разумный срок. Детерминантом этого явились структурные проблемы национальных правовых систем государств-членов Совета Европы, а также неэффективные меры, принимаемые ими по решению данных проблем, и конечно, расширение сферы действия механизма — стало больше государств, участников Конвенции.

Кроме того, определенную лепту в сложившуюся ситуацию внесла сама система Европейского суда, оформившаяся к концу 1998 года. «О том, что Протокол №11, учредивший Европейский суд в его нынешнем виде, будет генерировать проблемы, стало ясно сразу после вступления его в силу в 1998 году» — отмечал судья Европейского суда Л. Кафлиш.

Если ранее Суд был освобожден от предварительного рассмотрения жалоб, этим занималась Комиссия, то после 1998 года, с ликвидацией Комиссии, это бремя перешло на Суд.

Таким образом, сразу после вступления в силу Протокола № 11 назрела новая реформа, разработка которой началась с конференции Министров, состоявшейся в Риме с 3 по 4 ноября 2000 года по празднованию 50-летия Европейского суда .

Декларация, принятая на конференции привела к созданию специального комитета Совета Европы. Его полномочия заключались в том, чтобы этот орган, состоящий из национальных экспертов, разработал меры по поиску пути и средств улучшения Страсбургского механизма. Эта группа экспертов должна была обеспечить «последующую эффективность деятельности Европейского суда с целью, при необходимости, внесения предложений по его реформе» .

Затем 7 февраля 2001 года Комитетом Министров Совета Европы была создана Группа Оценки Деятельности Европейского суда по правам человека, вынесшая ряд рекомендаций по реформированию Суда в связи с постоянно растущим числом заявлений и ограниченными ресурсами. Отчет Группы был опубликован 27 сентября 2001 года и вызвал горячие споры в европейском правозащитном сообществе .

Право на подачу индивидуальной жалобы не должно быть ограничено или ослаблено. Наоборот, оно должно быть усилено, inter alia, быстрым рассмотрением заявлений. То есть, количество закрепленных в Конвенции прав, и подлежащих обжалованию нарушений не должно быть сокращено; право на индивидуальную жалобу должно быть-сохранено в своей сути;

Суд должен рассматривать заявления в течение разумного срока; судебные решения, при этом, должны оставаться качественными и авторитетными. Следует перенести рассмотрение ряда жалоб, как признанных приемлемыми, так и признанных необоснованными, на пересмотр на национальном уровне. Для чего должны быть проведены необходимые организационные действия в каждом государстве, ратифицировавшем Конвенцию, с целью создания эффективной системы рассмотрения таких дел (1.

реализовано частично); расширить применение уже существующего процесса дружественного урегулирования спора (2. реализовано); сократить количество «устных» сессий Суда, как наиболее дорогостоящих и отнимающих много времени (3. реализовано); рассмотреть возможность создания региональных правозащитных трибуналов на территории Европы (с тем, чтобы Суд в Страсбурге занял место суда последней инстанции) (4.

не реализовано), а также возможность вынесения по запросам национальных судов предварительных (5. рекомендательных) решений по вопросам, связанным с Конвенцией (6. не реализовано); распространить статус судьи на референтов (членов Канцелярии) Суда (7. реализовано). Кроме того, в докладе содержатся идеи о раннем предупреждении нарушений прав человека на национальном уровне, улучшении внутренних средств правовой защиты, а также более быстрое и эффективное осуществление постановлений Европейского суда.

Из предложенных семи пунктов предложений два не были реализованы полностью, речь идет о создании региональных правозащитных трибуналов на территории Европы и возможности вынесения по запросам национальных судов рекомендательных решений по вопросам, связанным с Конвенцией. Однако дискуссию по этим мерам не стоит прекращать, так как их актуальность в обозримом будущем останется на том же уровне.

Остальные пять предложений, так или иначе, нашли отражение в Протоколе № 14 и были реализованы. Относительно первого предложения о перенесении на национальный уровень рассмотрение некоторых дел — это, например, введенные национальные механизмы о компенсации за нарушение отдельных прав, защищаемых Конвенцией.

Относительно расширения применения уже существующего процесса дружественного урегулирования спора, то теперь мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса. Что касается сокращения «устных» сессий Суда, то это предложение реализовано в практике Европейского суда. По поводу распространения статуса судьи на референтов (членов Канцелярии) Суда, то это предложение реализовано введением фигуры внесудебного докладчика по делу, который принимает участие, в том числе, в подготовке решений Суда.

С 1 января 2002 года Судом была введена новая система, согласно которой общение секретариата Суда с заявителями резко сократилось; после вынесения Судом решения о неприемлемости дела секретариат прекращает переписку с заявителем окончательно . На протяжении определенного времени после реформы до 2002 года Суд сообщал заявителям предварительно причины, в соответствии с которыми жалоба могла быть признана неприемлемой («письмо-предупреждение»), и предлагал им снять жалобу.

Но затем ввиду увеличившегося количества жалоб, не справляясь с их нарастающим потоком, Суд был вынужден отказаться от этой практики . Рассмотрим, что представляют в содержательном плане изменения, внесенные Протоколом № 14. Тем самым, все предложения относительно реформы Европейского суда обсуждать не будем, а остановимся на тех, которые нашли отражение в Протоколе № 14.

Деятельность Европейского Суда по правам человека и его влияние на национальные законодательства государств-членов Совета Европы Осман-заде Садретдин Шамильевич

Интеграция Российской Федерации в европейское правовое пространство в контексте деятельности Европейского Суда по правам человекаОбухова Елена Сергеевна

Международно-правовая защита права на уважение частной и семейной жизни и неприкосновенность жилища и корреспонденции : на примере судебной практики Европейского суда по правам человекаГрачева, Марина Александровна

Влияние постановлений Европейского Суда по правам человека на Российское законодательство и правоприменительную практику Корнилина Анна Александровна

Юрисдикция Европейского суда по правам человека: принцип субсидиарности Красиков Дмитрий Владимирович

Методологические аспекты разрешения дел Европейским Судом по правам человекаРусов Алексей Николаевич

Правовые позиции Европейского Суда по правам человека относительно свободы усмотрения государств при осуществлении вмешательства в права и основные свободыЛипкина Надежда Николаевна

Европейский Суд по правам человека и развитие международного права прав человекаЧертов Антон Андреевич

Решения Европейского суда по правам человека и их значение для российской правоприменительной практикиСадчикова Оксана Валерьевна

Содержание

  1. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека
  2. Идеология Европейского суда по правам человека
  3. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: основа существования и деятельности ЕСПЧ
  5. Состав Европейского суда по правам человека
  6. Полномочия Европейского суда по правам человека
  7. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека
  8. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека
  9. Статистические показатели работы Европейского суда по правам человека
  10. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз
  11. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека 

Особенности рассмотрения жалоб Единолично судьей

Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения (статья 27 Конвенции).

В Регламент Суда введены новые правила, направленные на реализацию Конвенции в редакции 14 Протокола. Так Согласно правилу 18А (внесудебный докладчик) Регламента Суда «заседая в Единоличном составе, Суд будет пользоваться услугами внесудебных докладчиков, которые действуют под руководством Председателя Суда.

Предлагаем ознакомиться:  Договор передачи квартиры в собственность (приватизации)

Они образуют часть Секретариата Суда. Внесудебные докладчики назначаются Председателем Суда по предложению Секретаря». При этом согласно правилу 1 Регламента термин «внесудебный докладчик» означает члена секретариата назначенного для оказания помощи Единоличным судьям, предусмотренных в статье 25 § 2 Конвенции.

Данное положение направленно на реализацию статьи 24 Конвенции, согласно которой если Суд заседает в составе Единоличного судьи, Суд пользуется услугами докладчиков, которые осуществляют свои функции под руководством Председателя Суда.

В Регламент Суда добавлено новое Правило 52А (Производство у единоличного судьи).  В соответствии со Статьей 27 Конвенции Единоличный судья может объявить неприемлемой или исключить из списка дел Суда жалобу, поданную в соответствии со Статьей 34, если такое решение может быть принято   без   дальнейшего   рассмотрения.

Решение   должно   быть окончательным.   Заявителю   нужно   направить   письмо   и   сообщить   о решении.  В соответствии с пунктом 3 Статьи 26 Конвенции Единоличный судья не может рассматривать любую жалобу против Договаривающейся Стороны, в отношении которой избран судья. Если судья не принимает во внимание решение, предусмотренное в первом параграфе Правила 52 А, он должен передать жалобу в Комитет или в Палату для дальнейшего рассмотрения.

Таким образом, практически полностью все действия по предварительному изучению жалобы поступившей в Суд, и подготовка по нему решения совершаются теперь членом секретариата – внесудебным докладчиком. Единоличный судья будет лишь принимать окончательное решение относительно приемлемости индивидуальной жалобы.

Касательно вопроса о приемлемости «процедура носит упрощенный характер, если три судьи, составляющие комитет, единогласно приходят к выводу, что решение может быть принято без дополнительного исследования обстоятельств дела и требований заявителя».

После вступления в силу Протокола № 14 данный тезис вполне относится и к делам, по которым «вопрос, лежащий в основании дела и связанный с интерпретацией или применением Конвенции, уже является предметом установившейся судебной практики». По таким делам Комитет может объявлять жалобы приемлемыми и одновременно выносить решение по существу (статья 28 Конвенции).

Во всех остальных случаях Комитет передает жалобу на рассмотрение Палате. Думается, что основная масса дел будет рассматривать именно Комитетами, как по вопросу приемлемости, так и по существу дела.

Палата же рассматривает наиболее сложные дела как с точки зрения достаточности материалов по делу, так и с точки зрения права .

Решение о неприемлемости или о исключении жалобы из списка, подлежащих рассмотрению в Суде, является окончательным. Заявитель уведомляется о решении Комитета в письменном виде (ст. 28 Конвенции, Правило 53 п.2 Регламента). Так в приведенном уже примере говорилось о письме от 13 ноября 2009 года по жалобе № 21059/08 Лященко против России, в котором заместитель Секретаря Секции указал, что 6 ноября 2009 года Европейский суд по правам человека, заседая в составе Комитета из трех судей (E.

Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны-ответчика, если он не является членом Комитета, может быть приглашен на совещания Комитета (Правило 53 п.1 Регламента). Заявители уведомляются о решении Комитета в письменном виде (Правило 53, п. 2 Регламента). «Обычно данное уведомление производится в стандартном формате, которое не излагает причин, относящихся к конкретному делу, за исключением стандартного ответа, относящегося к критериям приемлемости по ст. 35 Конвенции.

Если Комитет не может прийти к единогласному решению, то жалоба передается на рассмотрение Палаты.

1. Объявляет жалобу неприемлемой и исключает её из списка подлежащих рассмотрению в Суде дел;

2. О направлении для дальнейшего изучения в Палату;

Здание Европейского суда по правам человека

3. Выносит одновременно решение о приемлемости и, по существу.

Таким образом, производство в Комитете является наиболее типичным для рассмотрения дела.

Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей. 

С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).

Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду  с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер,  о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.

Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Возбуждение дела является самостоятельной и обязательной стадией процесса в Европейском суде, проводится секретарём Суда по каждой жалобе, и представляет собой совокупность организационных мер и процедурных действий секретаря Суда и заявителя, направленных на возбуждение производства по делу. Естественно, что возбуждение производства по делу является не единственной формой окончания рассматриваемой стадии. Второй такой формой является отклонение жалобы в административном порядке.

Поступившие жалобы в еспч

Непосредственная цель стадии — возбуждение производства по делу. Для возбуждения дела необходимо соблюдение определенной юридической процедуры, которая охватывает действия, как заявителя, так и Секретариата Суда.

С момента подачи жалобы начинается стадия возбуждения дела. Основания возбуждение производства в Европейском суде определены в статье 34 Конвенции, которая закрепляет право Суда принимать индивидуальные жалобы. И во второй главе раздела второго Регламента Европейского суда по правам человека (далее Регламент) — «Возбуждение дела», находятся требования к форме и содержанию жалобы;

«При получении первого сообщения, в котором указывается суть жалобы, Секретариат Суда возбуждает дело, номер которого должен указываться во всей последующей переписке. Заявители уведомляются об этом в письменном виде»4.

Воспроизведенный текст прямо указывает на то, что дело возбуждается после получения первого сообщения, в котором указывается суть жалобы. Однако представляется, что дело возбуждается в процессуальном смысле, после того как жалоба будет окончательно зарегистрирована за Секцией Суда и включена в список, подлежащих рассмотрению дел.

Убедительность подобного вывода подтверждается и формулировками, содержащимися в отчетах Европейского суда. Так в отчете за 2010 год есть раздел «заявления, закрепленные за судебными формированиями», — под формированиями понимается секции Суда. К этому разделу дается следующее пояснение: заявления, которые закреплены за судебными формированиями — это те, на которые Суд получил правильно заполненную форму жалобы, с приложенными к ней копиями соответствующих документов.

После получения Судом жалобы с приложением всех необходимых документов она направляется в правовой отдел Секретариата. Индивидуальная жалоба, в которой заявителем представленные материалы достаточны для принятия решения о неприемлемости или о прекращении производства по ней , а также, если такие меры могут быть приняты без дальнейшего рассмотрения , будет зарегистрирована как подлежащая рассмотрению Единоличным судьей. В противном случае жалоба будет зарегистрирована как подлежащая рассмотрению Комитетом или Палатой.

Как отмечает Милан Блашко, член Секретариата Европейского суда, «после получения первого письменного сообщения, из которого явствует, что заявитель желает подать жалобу, Секретариат Суда заводит предварительное досье» . Количество поступивших жалоб многократно отличается от числа тех, которые направлены в орган, уполномоченный принимать решения .

Итак, итоговый акт стадии возбуждения дела — регистрация жалобы за конкретной секцией Суда. Специфический состав лиц представляющих соответствующих им субъектов заключается в том, что на данной стадии участвует заявитель, а со стороны Суда выступает Секретариат в лице Секретаря суда, от имени которого выступает юридический референт.

Специфический состав действий, сопряженный с установлением и анализом фактических обстоятельств заключается в том, что при поступлении жалобы в Суд, референт проводит первичный анализ формуляра жалобы и приложенных к нему документов на предмет полноты представленных материалов. В случае неполноты материалов референт сообщает об этом заявителю, который в указанный срок восполняет пробел.

Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ

Так в письме от 14 января 2009 года по жалобе № 1825/09 Мордовского отделения коммунистической партии Российской Федерации против России, юридический референт указал, что заявителю необходимо предоставить недостающий документ, — копию решения суда первой инстанции. Подачей жалобы и возбуждением дела вызывается ряд правовых последствий, которые заключаются в следующем.

Предлагаем ознакомиться:  Колледж Правоохранительная деятельность после 9 класса, специальность Правоохранительная деятельность обучение заочно, дистанционно

По просьбе заинтересованного лица или по своей инициативе Суд может указать сторонам на предварительные меры, которые, по мнению Палаты, следует принять в интересах сторон или надлежащего осуществления проводимого расследования (Правило 39 Регламента). Также заявитель может получить юридическую помощь от Европейского суда (Правила 91-96 Регламента).

I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека

  1. ЕСПЧ — высшая судебная инстанция для всех судебных систем европейских стран, включая Турцию и Россию, кроме Республики Беларусь; всего 47 государств.

  2. ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).

  3. ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).

  4. Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.

  5. Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.

  6. Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов): 

  • решение о неприемлемости жалобы, оформленное в виде письма, адресованного заявителю (более 95%); 
  • решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуется собственно «решением» (decision); 
  • окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением (judgment); только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.

7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.

8. Полномочия Европейского суда по правам человека: 

  • признавать факт нарушения прав человека; 
  • присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда; 
  • выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.

9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

  • выплата компенсации; проведения расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении, пересмотр как гражданского, так и уголовного дела (индивидуальные меры); 
  • изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера).

10. Последствия невыполнения постановления Европейского суда: привлечение к международно-правовой ответственности, включая все применимые международно-правовые виды ответственности (порицание, ответные меры и и др., а также как крайняя мера — приостановление членства или исключение из членов Совета Европы.

Особенности рассмотрения жалоб Единолично судьей

В Суд может поступить как жалоба установленной формы, так и письмом в произвольной форме, в котором высказывается намерение подать жалобу и ее суть. Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

После поступления жалобы в Суд член секретариата производит ее первичный анализ. Он решает следующие вопросы. Есть ли в тексте поступившего документа (жалобы, заявления, письма) данные, дающие основания полагать, что в рассматриваемом деле действительно могут быть нарушения прав и свобод, защищаемых Конвенцией.

Например, утверждения в жалобе о нарушении прав должны быть аргументированы. Речь идет о наличии аргументации как таковой, а не ее об обоснованности. Второй вопрос — это приложены ли к жалобе (заявлению, письму) необходимые документы. И третий вопрос — отвечает ли жалоба формальным требованиям Конвенции.

Если она не отвечает перечисленным требования, и недочеты не были устранены заявителем, то жалоба практически незамедлительно направляется в секцию Суда, Единоличному судье или Комитету для принятия решения (скорее утверждения решения) о признании жалобы неприемлемой. Решение оформляется официальным письмом Суда. На практике все эти действия Суда после поступления соответствующего документа в Суд занимает от одного месяца до года.

В случае если жалоба отвечает этим минимальным и необходимым требованиям, то она закрепляется за секцией Суда и включается в список подлежащих рассмотрению. Об этом решении заявитель информируется письмом Суда, в котором говорится, что жалоба будет рассмотрена в соответствии с очередностью.

С момента принятия решения о том, что жалоба будет рассмотрена на предмет приемлемости, Единоличный судья, Комитет, Палата или ее Председатель вправе уведомить о жалобе Высокую Договаривающуюся Сторону- ответчика и предложить ей представить письменные замечания по жалобе, а после получения таких замечаний, предложить заявителю представить свои ответные возражения .

статистика еспч 2014

Согласно Правилу 52 Регламента («Передача жалоб в ведение Секций») п. 1 жалоба направляется в ведение одной из Секций Председателем Суда, который стремится обеспечить равномерное распределение дел между Секциями. Как показывает практика, жалобы приписывается к той Секции, где заседает судья от страны, откуда поступила жалоба, поскольку его присутствие требуется на дальнейших стадиях рассмотрения дела .

Раньше, до вынесения решения о приемлемости, все общение с Судом (в том числе любые состязательные бумаги) от имени заявителя могли вестись на любом из официальных языков одного из государств-участников (Правило 34, п.2). После вынесения решения о приемлемости стороны должны были получить разрешение Председателя Палаты продолжать пользоваться одним из официальных языков одного из государств-участников;

в противном случае следовало использовать английский или французский язык (Правило 34, п. 3 Регламента Европейского суда). С 1 июля 2006 года всякое общение с заявителями или их представителями, а также устные и письменные обращения заявителей или их представителей в связи с каким-либо слушанием или после того, как Высокая Договаривающаяся Сторона была уведомлена о рассмотрении жалобы, должны быть на одном из официальных языков Суда, если только Председатель Палаты не предоставит разрешения на продолжение использования государственного языка Высокой Договаривающейся Стороны (Правило 34, п. 3(а)).

Думается, подобное правило Регламента объясняется загруженностью Суда. Вместе с тем, на практике это правило не всегда реализуется. Применительно к России, речь идет о том, что если заявитель направит свои замечания на замечания Правительства на русском языке, то никаких последствий это иметь не будет.

Проблемы перевода состязательных документов существенно затрудняют реализацию права на жалобу в Европейский суд. С учетом того обстоятельства, что членам секретариата Суда приходиться корректировать перевод, следовало бы по индивидуальным жалобам закрепить правило, что все документы представляемые заявителем должны быть на одном из официальных языков Совета Европы.

В случае если рассмотрение жалобы представляется обоснованным, Председатель Секции, в которую направлено дело, назначает судью- докладчика, обязанного изучить жалобу или внесудебного докладчика. Судья-докладчик назначается, когда в производстве находится жалоба, поданная в соответствии со статьей 33 Конвенции, то есть по межгосударственным жалобам. В случае, когда жалоба подается в соответствии со статьей 34 Конвенции, то есть индивидуальная жалоба — назначается внесудебный докладчик.

В процессе изучения жалобы судья-докладчик (внесудебный докладчик) вправе предложить сторонам представить в определенный срок любые фактические данные, документы или иные материалы, которые они сочтут имеющими отношение к делу; определяет, с учетом того, что Председатель Секции сам может дать распоряжение о рассмотрении дела Палатой, будет ли жалоба рассматриваться Единоличным судьей, Комитетом или Палатой;

Получив жалобу на формуляре, судья-докладчик (внесудебный докладчик) может потребовать от сторон спора представить любые материалы по делу и именно он определяет, кем будет рассматриваться дело по существу: Комитетом из трех судей или Палатой Суда из семи судей (может быть пять судей).

Присоединение Европейского Союза к Конвенции означает то, что Европейский суд является высшей судебной инстанцией и по отношению к судам, учрежденным в рамках Европейского Союза. В этой ситуации вопрос, о необходимости соблюдения правил исчерпания внутренних средств правовой защиты решается следующим образом.

Во-первых, возможные нарушения Конвенции могут иметь место, как следствие прямого действия акта Европейского Союза. В этом случае, заявитель должен обращаться в суды Европейского Союза, а затем уже в Европейский суд по правам человека. В случае же, когда нарушение вызвано национальным актом, принятым во исполнение актов ЕС, то необходимо исчерпать национальные средства правовой защиты.

Анализируя последовательность рассмотрения дел в Европейском суде, которая отражает временную характеристику этого явления. Предлагается выделить восемь стадий процесса рассмотрения дел в Европейском суде.

Необходимость выделения стадий рассмотрения дел основана на следующем. Во-первых, это лучше позволит понять сущность процесса рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека. Во-вторых, развитие процесса во времени означает не только возможность и необходимость реализации прав и обязанностей его участников, но и переход процесса на иной качественный уровень.

Во-вторых, шире всего распространена градация процесса на стадию приемлемости и стадию решения деле по существу, которая распространена как в отечественной, так и в иностранной литературе. В этой ситуации процедура рассмотрения дел представляется в неполном объеме, упускаются существенный пласт процесса.

Предлагаем ознакомиться:  Двойная уступка одного права требования

Например, остается без внимания стадия возбуждения дела (возбуждение производства по жалобе), а на этой стадии решается по большому счету главный вопрос для заявителя — будет ли жалоба рассмотрена судом или нет. Тот же аргумент относится и к заключительной стадии, а также к еще двум важным «судебным стадиям».

Основанием деления процесса на стадии выступают следующие признаки: непосредственная цель стадии; итоговый акт и ему соответствующие юридические документы, в которых отражаются итоги совершенных в данной стадии действий и/или принятие тех или иных процессуальных решений; специфический состав лиц представляющих соответствующих им субъектов;

специфический состав действий, включающий установление или анализ фактических обстоятельств; определенный круг побудительных обстоятельств, система юридических фактов, непосредственно обеспечивающих переход из одной стадии в другую; на каждой стадии может быть принято решение, которое исключает возможность дальнейшего движения дела.

Таким образом, стадию процесса в Европейском суде автор определил как определённую ступень процесса рассмотрения жалобы, отличительной чертой которой выступают качественные характеристики (собственная цель, итоговый акт, который определяет дальнейший ход дела, особенность субъектного состава и др.).

Руководствуясь указанными критериями (признаками), было выявлено восемь стадий процесса рассмотрения дел в Европейском суде: стадия возбуждения дела, стадия подготовки дела к разбирательству, стадия рассмотрения вопроса о приемлемости жалобы, стадия рассмотрения дела по существу, стадия рассмотрения вопроса о направлении дела в Большую Палату, стадия рассмотрения дела Большой Палатой на основании обращения стороны, стадия исполнения постановления, стадия пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Возбуждение дела является самостоятельной и обязательной стадией процесса в Европейском суде, и представляет собой совокупность организационных мер и процедурных действий секретаря Суда и заявителя, направленных на возбуждение производства по делу. Непосредственная цель стадии

— возбуждение производства по делу. Итоговый акт стадии возбуждения дела

— регистрация жалобы за конкретной секцией Суда. На данной стадии участвует заявитель, а со стороны Суда выступает Секретариат в лице Секретаря суда, от имени которого выступает юридический референт. Наличие жалобы, со всеми необходимыми документами, обеспечивается переход данной стадии в стадию подготовки дела.

II. Идеология Европейского суда по правам человека

Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.

Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне.

Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.

Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.

Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.

III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека

  • 5 мая 1949 года Основание Совета Европы
  • 4 ноября 1950 года Принятие Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 3 сентября 1953 года Вступление в силу Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 21 января 1959 года Первые выборы членов Европейского суда по правам человека Консультативной Ассамблеей Совета Европы
  • 23-28 февраля 1959 года Первая сессия ЕСПЧ
  • 18 сентября 1959 года Принятие Регламента Европейского суда
  • 14 ноября 1960 года Вынесение Европейским судом первого постановления: Лоулесс против Ирландии
  • 1 ноября 1998 года Вступление в силу Протокола № 11 к Конвенции, учреждающего «новый Суд»
  • 18 сентября 2008 года Вынесение Судом 10 000-го постановления
  • 1 июня 2010 года Вступление в силу Протокола № 14 к Конвенции, целью которого является гарантия долгосрочной эффективности ЕСПЧ

Читайте подробнее о истории создания Европейского суда по правам человека 

V. Cостав Европейского суда по правам человека

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств — участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган — Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

VI. Полномочия Европейского суда по правам человека

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека

Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов

IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека

С 1 января по 1 ноября 2016 года

  За 2016 год

Для сравнения

за 2015 тот же период

/-
Очередь жалоб*: 74,250 64,850 на 01.01.2016 14%
Жалобы против России* 8,000 9 150 на 01.01.16 -11%
Рассмотрено жалоб 31,676 37,701 -16%
Поступило новых жалоб* 41,250 34,300 20%
Коммуницированно 8,425 11,154 -24%
Жалобы ожидающие регистрации 12,500 10,000  на 01.01.16 25%
В регистрации отказано 17,400 27,450 -37%
* только те жалобы, которые надлежащим образом оформлены и подлежат рассмотрению Судом (остальные рассматриваются Секретариатом)

Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.

https://www.youtube.com/watch{q}v=vpEUOuni8mc

С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:

  • постановлений: 19001; 
  • мотивированных решений: 22 483;
  • консультативных заключения: 3.

Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309), Италия (3036).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector