Как оформить сервитут на проезд

Цель установления

В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

Общество — собственник газопровода — обратилось к лицу, в частной собственности которого находится земельный участок, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, расположенного на названном земельном участке.

https://www.youtube.com/watch{q}v=DO5HWt3gCX0

Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, указав, что газопровод предназначен для обслуживания жилого дома и общество вправе использовать земельный участок в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода на основании публичного сервитута.

При этом суд исходил из того, что положения статьи 274 ГК РФ допускают установление сервитута в интересах одного лица, которое использует чужой участок в своих интересах.

Подпункт 2 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ предусматривает, что для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры могут устанавливаться публичные сервитуты.

Как оформить сервитут на проезд

Арбитражный суд округа не согласился с таким выводом суда первой инстанции, обратив внимание на особенности и отличие порядка установления и содержания публичного сервитута и сервитута, устанавливаемого по правилам гражданского законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

  • В данном случае собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке статьи 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов.
  • Сами по себе положения подпункта 2 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
  • В связи с указанным суд округа направил дело на новое рассмотрение.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В ЗК РФ особое внимание уделяется понятию «сервитут».

Содержание

В земельном законодательстве особое внимание уделяется понятию «сервитут». Под ним подразумевается возможность лица ограничено пользоваться чужим земельным участком в своих целях.

В Земельном кодексе России установлено, что сервитут может устанавливаться, чтобы обеспечить проход или проезд на свой участок через участок соседа, для прокладки и эксплуатации различных необходимых для нормальной жизнедеятельности коммуникаций.

Как оформить сервитут на проезд

В рамках регулирования подобного вопроса, на уровне земельного законодательства, установлено разграничение обычного и публичного сервитута.

Для урегулирования вопросов, связанных с установлением сервитута в отношении имущества государства, в Земельном кодексе России появилась отдельная статья, согласно требованиям которой установление ограничения на подобные участки возможно сразу в нескольких нетипичных ситуациях:

  • для проведения изыскательских работ;
  • для получения возможности использовать недра, в установленной законом форме;
  • для размещения линейных объектов, сооружений, связанных с обеспечением функций защитного характера, информирующих знаков.

На уровне земельного законодательства устанавливается перечень обязательных условий, которые должны содержаться в соглашении об установлении сервитута в отношении участков, находящихся в собственности федеральной или региональной власти. Образец соглашения, в котором содержатся все обязательные условия, имеется в уполномоченном государственном органе.

В нем указано следующее:

  • кадастровый номер участка, в отношении которого будет установлено данное ограничение;
  • учетный номер отдельной части участка, которая будет использоваться. Данное условие не требуется, если сервитут устанавливается на весь участок;
  • сведения об обеих сторонах, принимающих участие в составлении соглашения;
  • цели установления сервитута и основания для проведения данного процесса;
  • срок, в течение которого будет действовать сервитут. Данный срок устанавливается соглашением, образец которого можно найти у юриста или в уполномоченном государственном органе;
  • размер платы за сервитут, который устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства;
  • права лица, в отношении которого устанавливается подобное ограничение на участок;
  • обязанность лица вносить плату за сервитут.
  • обязанность лица, в отношении которого устанавливается ограничение, по окончании срока действия сервитута привести участок в надлежащее состояние, чтобы им можно было пользоваться в соответствии с назначением земель.

В соответствии с земельным законодательством если в федеральных нормативно-правовых актах не установлено иное, плата за пользование чужим участком должна определяться:

  • в порядке, урегулированном Правительством, если недвижимость тесно связана с государством, то есть находится в его собственности;
  • в порядке, урегулированном отдельными субъектами страны, если речь идет о региональной собственности;
  • в порядке, урегулированным нормативно-правовыми актами местных властей, если речь идет о муниципальной собственности.

Согласно соглашению, заключенному между сторонами, оплата должна производиться непосредственно самому землепользователю, землевладельцу или арендатору участка земли, с которым заключено соглашение об установлении ограничения.

Если соглашение было заключено с государственным или муниципальным предприятием, оплата производится в соответствующий бюджет страны.

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в п. 5 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что к линейным объектам относятся трубопроводы, подводные линии связи;
  4. п. 6 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Предлагаем ознакомиться:  Если наследник вступил в наследство но не оформил право собственности

Как оформить сервитут на проезд

Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

  • длина объекта намного превышает его ширину;
  • объект является сооружением;
  • объекту свойственна связь с земельными участками;
  • в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом[1].

При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учетом этого к линейным объектам будут относиться автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи. Инженерные сети прямо не упомянуты в качестве линейных объектов в нормативно-правовых актах.

Вместе с тем, по мнению Министерства регионального развития РФ, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)».

При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон)[2].

В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом по следующим признакам:

  • прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
  • проходит ли она через несколько земельных участков;
  • имеет ли она значительную протяженность.

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом. Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учетом позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.

Планирую арендовать зем.уч., по кот. проходит нефтепровод. Возможно ли установить сервитут

Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению междулицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Сервитут Вам пришлось бы оформлять в судебном  порядке, но суды отказывают в подобных исках.

«Возможность установления сервитута на земельный участок по требованию арендатора недвижимого имущества, находящегося на соседнем земельном участке, либо арендатором соседнего земельного участка ни Гражданский

кодекс РФ, ни иные Федеральные законы не предусматривают».

или субаренду{q}

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов{q}

участки для:

  •  размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
  •  размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов
  • трубопроводного транспорта;
  • утратил силу.

Субаренда — это договор. Принудить собственника нефтепровода заключить его Вы не сможете даже в судебном порядке. Учитывая ст. 90 ЗК РФ у нефтепровода устанавливается охранная зона и собственник вправе использовать ее для обслуживания нефтепровода.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

https://www.youtube.com/watch{q}v=09t33T3WVaA

На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительствокаких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Сервитут для проезда на участок

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Предлагаем ознакомиться:  Речь в суде потерпевшего

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

Содержание

Установление земельного сервитута

Земельный участок (ЗУ), находящийся в собственности граждан, не даёт гарантии абсолютной неприкосновенности.

В некоторых случаях им по праву могут воспользоваться третьи лица, ограничив, при этом, права собственника. Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 7 Под сервитутом понимается право третьих лиц на ограничение, обременение территории собственника для использования её части по собственному усмотрению.
  • Обычно применяется при установке на земле, находящейся в пользовании частного или юридического лица, – объекта или иного имущества, не принадлежащего землевладельцу.
  • А также – при проведении необходимых, регламентированных работ, проходящих через участок лица.

Их базовый перечень дан в законодательных положениях Постановления, принятого за № 193-ФЗ, наиболее распространённые из них: Лицо, претендующее на использование части земельной собственности для проведения перечисленных или иных работ определено как держатель сервитута.

В свою очередь он различается по субъекту, им может быть: Учитывая, что частный сервитут является возмездным – стороны имеют возможность договориться, после чего обратиться в администрацию с заявлением о рассмотрении вопроса на административной комиссии, с принятием положительного решения в адрес сторон.

К заявлению прилагается соглашение, подписанное обеими сторонами.

В нём высказывается просьба заявителя и подробно излагается причина обращения: К написанному заявлению прилагают копии документов, которые подтверждают необходимость ограничения собственника в правах на часть участка, с отчуждением права пользования заявителю.

Административная комиссия рассматривает обозначенный вопрос в течение 1-1,5 месяцев и принимает решение.

Заявитель извещается о дне слушания и имеет право присутствовать на заседании, с разрешения председателя комиссии. В ней указывают мотивы положительного или отрицательного решения по вопросу.

При публичном сервитуте ситуация несколько отличается. По распоряжению главы администрации комиссия принимает решение об обременении ЗУ в целях решения проблем муниципальной значимости.

Собственник становится перед фактом ограничения в правах.

После оповещения он может также выбрать вариант: Такой вариант возможен при значительном обременении ЗУ, которое вызывает затруднение в использовании участка.

Проведение некоторых масштабных работ, к которым могут относиться проведение нефтепровода, газопровода, междугородних трасс и т.п., обременение может нести значительные нагрузки, что создаст, справедливое недовольство собственника ЗУ сложившейся ситуацией с ограничением пользования.

В соответствии со ст.20 ЗК РФ, собственник имеет право отказаться от участка с затребованием аналогичного ЗУ.

  1. К такому выводу может прийти и администрация, предложив гражданину альтернативный вариант.
  2. В этом случае земли также могут быть изъяты на условиях выкупа или реквизированы.
  3. Если проведение газопровода или нефтепровода не окажет влияние на территориальную целостность в итоге, а также не нарушит плодородия почв, сервитут на газопровод устанавливает на время.
  4. Участок может ограничиваться в пользовании на 100%, но при этом – на короткий, заведомо оговоренный срок.
  5. На этот период собственнику предлагается использование другого участка с последующим возвращением старого ЗУ, при условии, что никаких негативных последствий в результате его использования не последует.
  6. Он будет использоваться для проезда, прохода рабочих, складирования труб и других реквизитов.
  • Сервитут на линии электропередач обычно устанавливаются временно, так как соответствующие работы не причиняют существенного ущерба почве, но могут повлиять на безопасность проживающих граждан, если проходят по участку.
  • Часто предприниматели проводят для полива водопроводные сооружения через участки дачников или сельчан.
  • Эти случаи также могут подлежать возмездному обременению.
  • Для этого инициативу должен проявить землевладелец, обратившись в администрацию с заявлением о его ограничении в праве пользования и предложив вменить возмездный сервитут.
  • Оплата не распространяется на ограничения, которые инициированы администрацией населённого пункта, на объекты, находящиеся в собственности муниципалитета.
  • Извлечение из земельного ресурса пользы для его правообладателя – смысл обладания участком.
  • Ограничение в пользовании может возмещать упущенную выгоду и компенсировать неудобство.

Тема установления сервитутов для проезда и прохода будет приобретать все большую актуальность с увеличением количества земельных участков и уплотнением застройки. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

В этой связи дам несколько советов по ведению таких дел в судах.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Вместе с тем надо понимать, что установление сервитута является крайней мерой и применяется только если без этого не обойтись по объективным причинам. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) указал следующее: «7.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить КАСКО если сам поцарапал машину

имеется иная дорога, но состояние хуже, а протяженность больше по сравнению с дорогой, проходящей через земельный участок ответчика.

Как установить публичный сервитут

Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Поскольку представленными доказательствами, в том числе заключением землеустроительной экспертизы, была подтверждена возможность прохода и проезда к земельному участку истца без использования земельного участка ответчика, а положения пункта 1 статьи 274 ГК РФ допускают установление сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок только в том случае, когда такие нужды собственника земельного участка (иной недвижимости) не могут быть установлены без установления сервитута, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

В другом деле судом было установлено, что истец и ответчик являются собственниками соседних земельных участков.

К участку истца имеется проезд со стороны дороги общего пользования, однако из-за возведения им объекта с выходом за пределы параметров разрешенного строительства незастроенной части участка оказалось недостаточно для проезда автотранспорта, а также спецтехники, на участок истца.

  1. Вследствие этого истец обратился к собственнику соседнего участка о предоставлении ему права проезда через участок ответчика.
  2. Установив, что невозможность проезда на участок истца не связана с какими-либо объективными причинами, а вызвана исключительно действиями самого истца, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для установления испрашиваемого сервитута».
  3. Доказать необходимость установления сервитута невозможно без применения специальных знаний в области землеустройства.
  4. Поэтому перед подачей иска в суд советую вызвать на место кадастрового инженера, чтобы он провел досудебное исследование и составил заключение о необходимости установления сервитута и его границах.
  5. По результату проведения такого исследования Вы сможете: — правильно определить, к кому из соседей заявлять обоснованные требования; — четко сформулировать просительную часть искового заявления и указать в ней границы установления сервитута; — в целом понять судебную перспективу дела.
  • Однако в суде стороны редко достигают согласия о необходимости установления сервитута или его конкретных вариантах.
  • Тогда по делу надо проводить землеустроительную и оценочную (для определения размера платы за сервитут) экспертизу, поскольку по процессуальному законодательству подготовленное до суда заключение кадастрового инженера не может быть приравнено к заключению экспертов.
  • Разумеется, ходатайство о назначении экспертизы должен заявить истец, так как он обязан доказать обстоятельства, на которых основаны его требования.

Как оформить сервитут на газопровод 2019 год

Сам индивидуальный предприниматель Александр Кореев разводит птицу, рыбу и занимается деревообработкой. За минувшие 19 лет Лаишево разрослось, получило статус города.

И участки Кореевых, расположенные при въезде в райцентр из Казани, рядом с вертолетной площадкой, на которой «паркуются» прибывающие из столицы Татарстана ВИПы, вошли согласно генплану в черту города, а по соседству стали появляться коттеджные поселки.

Мишелика Значит в деревеньке есть дачка кого то из администрации, чтож ее за просто так газифицироватью.

Порядок существует ЗК, ГрадК там усе есть, только вот стоит ли спорить с администрацией — не проше ли искать источник для того чтобы строительство окупить.

Уважаемая, можете крупно влететь (по сумме, имеется в виду). Благоустройство и прочее — это хапужничество и уголовщина, перегибы на местах.

Как установить частный сервитут

Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) — это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.

  1. Принять необходимость ограничения в правах на часть ЗУ.
  2. Оспорить решение в суде, при условии подтверждения с его стороны, отсутствия муниципальной значимости в обременении, либо – предложив альтернативу решения проблемы без обременения его участка.
  3. Отказаться от обременённого участка и затребовать компенсации.

https://www.youtube.com/watch{q}v=pC9tbbDarho

При публичном сервитуте ситуация несколько отличается. По распоряжению главы администрации комиссия принимает решение об обременении ЗУ в целях решения проблем муниципальной значимости. Собственник становится перед фактом ограничения в правах. После оповещения он может также выбрать вариант:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.
  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector