Муниципальная собственность на землю

О каких земельных участках идет речь

Если разбираться детально, землю предоставляло не государство, а садоводческое товарищество. Государство выделило ему большой кусок земли, который разделили на участки и раздавали гражданам. Наш участок тоже находится в садоводческом товариществе и предназначен для садоводства.

Однажды соседи по даче рассказали, что скоро все неоформленную землю заберет государство и отдаст олигархам на коттеджи. Бабушка схватилась за сердце. Неподалеку в самом деле располагается коттеджный поселок, который постепенно приближается к нашему садоводческому товариществу.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Пришлось отложить дела и заняться оформлением.

Дача моей бабушки. Дом мы оформлять в собственность не стали, потому что планируем его снести
Дача моей бабушки. Дом мы оформлять в собственность не стали, потому что планируем его снести

Понятие невостребованных земель

Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.

Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.

Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.

Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:

  • передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
  • самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
  • взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).

В объективном понимании муниципальная собственность на землю – одна из форм публичной земельной собственности. Возможно ее формирование вследствие:

  • отнесения земель к ведению муниципалитетов в силу закона;
  • разграничения с госсобственностью;
  • применения гражданско-правовых предписаний.

Муниципальная собственность на землю

Полномочия по управлению муниципальной земельной собственностью реализуются общиной непосредственно либо через органы самоуправления. В субъективном понимании муниципальная собственность на землю представляет собой комплекс правомочностей по владению, пользованию и распоряжению, признанных государством за муниципальными образованиями в отношении земель, находящихся в их территориальных пределах.

К невостребованным землям можно отнести только доли земельного надела сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные наделы часто не разделены на отдельные участки и находятся во владении группы граждан, каждый из которых имеет право распоряжения определённой долей.

Согласно положениям п.п. 1,2 ст. 12.1 Закона № 101, к невостребованным землям можно отнести доли сельскохозяйственных участков при наличии следующих оснований:

  • Земли не были использованы по назначению в течение 3-х лет;
  • Земли не были переданы в аренду третьим лицам в течение 3-х лет;
  • Земли являются выморочным имуществом;
  • О собственниках земель отсутствуют сведения в едином реестре недвижимости.

Выморочным имуществом называются участки, собственники которых умерли и не оставили законных наследников или завещания, или данные наследники отказались принять наследство.

Зачем оформлять бабушкину землю в собственность

Итак, законом предусмотрены два варианта оформления земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости — аренда либо приобретение в собственность. При этом приобретение такого земельного участка у государства осуществляется без проведения торгов (
пп. 6 п. 2 ст. 39.3,
пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

На каком праве оформлять земельный участок под зданием или сооружением (в собственность или в аренду) – это выбор собственника указанных объектов (п. 6 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ).

Приобретение перечисленных земельных участков, за исключением изъятых из оборота, возможно в аренду при соблюдении установленных законом условий.

Земельное законодательство предписывает заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора
в следующих случаях (п.п. 3, 4 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ):

  • если расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них частично принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления;
  • если расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них частично принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам — на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения.

В случае, если расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или все помещения в них закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц (
п. 11 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

Существует еще один важный фактор, от которого зависит, как будет оформлен земельный участок — в собственность или в аренду.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники зданий, сооружений или помещений в них, расположенных на таком участке, должны совместно обратиться в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган власти или местного самоуправления (
п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

Отсутствие доброй воли на оформление земли хотя бы одного сособственника, лишит Вас возможности оформить землю под недвижимостью в собственность.

Таким образом, если все собственники расположенных на одном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении земельного участка в собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду (
постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 4275/11), поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду обратиться в уполномоченный орган вправе любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них (
п. 6 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

Подробнее…

В случае если правообладатель объекта недвижимости на земельном участке обращается с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, то уполномоченный государственный орган, получив такое заявление от одного из правообладателей в течение 30 дней направляет иным правообладателям объектов недвижимости на земельном участке подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

Указанные лица в течение 30 дней со дня направления проекта договора аренды обязаны подписать такой договор и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

В отношении тех лиц, которые в указанный срок не предоставили в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, уполномоченный орган в течение 3 месяцев обязан обратиться в суд с требованием о понуждении заключить этот договор аренды.

Также уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей зданий, сооружений или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.


Государственные или муниципальные земельные участки не предоставляются ни в собственность, ни в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или разрешения на использование таких участков (
п.1.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ). К примеру, к таким сооружениям относятся электрические сети, тепловые сети, водопроводные сети, сети водоотведения, линии и сооружения связи, линейные объекты системы газоснабжения, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы федерального, регионального или местного значения; линейные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Муниципальная собственность на землю

Если затянуть с оформлением права собственности на землю, потом оформить его не получится. Или это будет сложнее и дороже.

Если нет никаких документов на участок, основные доказательства права на землю — объяснения дачника и свидетельские показания соседей. Если тот, кому выделили участок, умрет, спросить вообще будет не у кого. Останется надеяться на хорошего юриста, который придумает, как распутать эту ситуацию.

Даже если ваш участок находится в глуши, зарос кустами и никому не нужен, подумайте еще раз. Может быть всякое: соседи захотят расшириться, государству понадобится именно этот участок, чтобы построить дорогу или жилые дома.

Если вам земля не нужна, возможно, ваши дети или внуки захотят построить на ней дом. Но наследовать неоформленный земельный участок нельзя — наследники могут получить его, только если сейчас оформить право собственности на землю.

Это первое что нужно сделать, так как от этого зависят дальнейшие действия по оформлению участка. Главная дата — это 30 октября 2001 года. Почему{q} В этот день начал действовать Земельный Кодекс РФ согласно ст. 1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Условия оформления участка под домом расписаны в п. 4 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Внимательно прочтите примеры ниже, чтобы было проще разобраться.

  • Если нынешние собственники зарегистрировали свое право собственности на дом до 30 октября 2001 года, то участок они могут оформить бесплатно. Выкупать его не придется. Не важно на основании чего они оформили дом – его купили, получили в дар, перешел по наследству, оформлен после строительства, по решению суда и т.п. Главное, чтобы до 30 октября 2001 года.

    В этой ситуации собственникам дома следует найти правоустанавливающий документ на участок — инструкция ниже. И потом можно оформлять право собственности.

    Небольшое отступление — если нужна бесплатная юридическая консультация, то можете в любое время написать онлайн юристу справа внизу, можете заказать звонок внизу слева или сами позвонить: 8 (499) 938-45-06(Москва и обл.); 8 (812) 425-64-92(Санкт-Петербург и обл.); 8 (800) 350-29-86(все регионы РФ).

  • Если нынешние собственники зарегистрировали свое право собственности на дом после 30 октября 2001 года, то участок им придется выкупать у администрацииинструкция. Бесплатно его оформить не получится. Таков закон.

    Есть исключение: если нынешним собственникам дом перешел по наследству после 30 октября 2001 года, но наследодатель оформлял свое право собственности на дом до 30 октября 2001 года — участок наследнику можно оформить бесплатно — инструкция. Выкупать его не придется. Без разницы наследство было по закону или завещанию.

    Интересуемая дата в свидетельстве о наследстве

    (нажмите на картинку, чтобы ее увеличить)

    В вышеуказанном образце видно, что наследник получил дом в 2011 году, т.е. после 30 октября 2001 года. Но наследодатель регистрировал свое право собственности на дом 5 декабря 1996 года, т.е. до 30 октября 2001 года. Поэтому наследник-собственник дома имеет право оформить участок бесплатно — инструкция.

Датой собственности на дом считается дата регистрации этого права — пп. 2 по 6 ст. 1 Федерального закона о регистрации недвижимости. Без разницы дом был куплен, подарен, получен по наследству, право оформлено по решению суда, дом был построен и оформлен в собственность по декларации и так далее. Дата регистрации обычно указана в свидетельстве о собственности, в выписке из ЕГРН (как получить выписку), в самом договоре приобретения дома и т.п.

Записи о дате регистрации права в свидетельствах и договорах

Предлагаем ознакомиться:  Срок оформления приватизация квартиры

(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)

ПОКАЗАТЬ ПРИМЕРЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УЧАСТКА ↓

Пример №1: Олег купил дом 5 сентября 2005 года. Именно такая дата указана в свидетельстве о собственности и договоре купли-продажи как дата регистрации права. Олегу придется выкупать участок, потому что его право собственности на дом зарегистрировано после 30 октября 2001 года.

Пример №2. Дмитрию подарили дом 10 мая 2001 года. Именно такая дата указана в свидетельстве о собственности и договоре дарения как дата регистрации права. Дмитрий может бесплатно оформить участок, потому что право на до зарегистрировано у него до 30 октября 2001 года.

Пример №3. Александр построил дом и оформил его в свою собственность 13 мая 2007 года. Чтобы оформить участок, его придется выкупить, потому что право собственности зарегистрировано после 30 октября 2001 года.

Пример №4. Ольге перешел дом по наследству от отца. В документах датой регистрации права указано 6 декабря 2008 год. Умерший отец приобрел дом в свою собственность в 2003 году. Так как право собственности на дом у Ольги и ее умершего отца было зарегистрировано после 30 октября 2001 года, участок Ольге придется выкупить.

Пример №5. Марина получила в наследство дом от умершей матери в 2004 году, т.е. после 30 октября 2001 года. Но умершая мать Марины оформляла дом в свою собственность в 1999 году, то есть до 30 октября 2001 года. Поэтому Марина может бесплатно оформить участок.

Муниципальная собственность на землю и ее особенности

Ключевые особенности института муниципальной собственности на землю:

  • сложность, межотраслевой характер;
  • публичная природа;
  • очевидное сходство режима с режимом государственной собственности.

Правоотношения в сфере муниципальной собственности на земельные ресурсы имеют сложную систему. Они одновременно регламентированы предписаниями разных отраслей законодательства. В структуре института муниципальной собственности на землю присутствуют нормы конституционного, земельного, гражданского и муниципального права. И это далеко не полный перечень.

При реализации правомочностей в отношении земель муниципалитеты учитывают интересы населения.

Нельзя утверждать, что этот принцип реализуется повсеместно. Однако это проблема выходит за рамки земельного права. Рычагов влияния на местные власти (выборы, местные инициативы, референдум, отзыв депутатов) вполне достаточно. Чтобы ими воспользоваться, община должна быть достаточно зрелой и организованной.

В российской правовой доктрине рассматривают понятие «публичная собственность», противопоставляемое частной собственности. Публичная собственность на землю органично включает государственную и муниципальную. Обе названные формы весьма схожи, имеют много схожих черт. Их связующий элемент – публичный интерес.

Муниципальная земельная собственность принципиально не отличается от государственной по:

  • источникам ее образования;
  • экономическому содержанию;
  • методам управления;
  • правилам оценки;
  • формам и целям использования.

Единство характеристик муниципальной и госсобственности обусловлено современным состоянием развития местного самоуправления в целом. Эта модель относительно нова для российской правовой доктрины и менталитета.

Превалирование государственных начал и несамостоятельность местного самоуправления привели к отсутствию дополнительных отличительных признаков муниципальной земельной собственности. Обыватель зачастую не разделяет органы госвласти и местного самоуправления, не видит возможности своего участия в управлении делами общины и решении земельных вопросов от ее имени.

Дачная амнистия или суд

Муниципальная собственность на землю

В советское время вся земля в стране принадлежала государству. Землю давали только в бессрочное пользование или в пожизненное наследуемое владение. У многих сохранились подтверждающие документы: постановление, решение, распоряжение муниципального органа о предоставлении участка, выписка из земельной шнуровой или похозяйственной книги.

Те, у кого есть такие документы, могут оформить землю в упрощенном порядке — по дачной амнистии. Она распространяется на землю, которую государство выделило до 30 октября 2001 года.

Дачная амнистия — это бесспорный порядок. То есть никто не спорит, что государство выделило землю именно вам.

По дачной амнистии можно узаконить не только землю, но и постройки на ней: дом, гараж, баню. Но это отдельная тема, и там другие требования. На нашем участке расположен летний дом, но мы собираемся его демонтировать и строить новый, поэтому право собственности на дом не оформляли.

В случае моей бабушки постановления о выделении участка или чего-то подобного не сохранилось. Поэтому дачная амнистия не подошла. Участок принадлежит городу до тех пор, пока я не докажу обратное. Получается, есть спор между бабушкой и городом, а кто прав, может решить только суд. Пришлось собирать документы и объяснять в суде, что бабушка имеет на землю право.

Муниципальная собственность на землю

По закону дачная амнистия действует до 1 марта 2020 года. Оформить земельный участок в садоводческом товариществе через суд можно до 31 декабря 2020 года. Поэтому я решила поторопиться.

Субъект муниципальной собственности

Правообладателем муниципального имущества является муниципальное образование. Исходя из определения муниципального образования, содержащегося в ст. 2 Федерального закона РФ № 31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», право муниципальной собственности на землю признается за:

  • городскими, сельскими населенными пунктами;
  • муниципальными районами;
  • городскими округами;
  • внутригородскими районами;
  • внутригородскими территориями городов общефедерального значения (Москва, Петербург, Севастополь).

Правомочности по распоряжению муниципальной земельной собственностью от имени территориальной общины осуществляют органы местного самоуправления. Они же устанавливают правила ее оценки для целей продажи. Компетенция органов самоуправления определяется федеральным законодательством и местными правилами – локальными подзаконными нормативными актами (ст. 125, 215 ГК РФ).

Активы, пребывающие в муниципальной собственности, закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями. Остальное муниципальное имущество составляет муниципальную казну.

Членство в садоводческом товариществе

Единственный документ, который у нас сохранился и мог помочь, — членская книжка. Она подтверждала, что бабушка действительно была членом садоводческого товарищества и платила взносы.

Еще в книжке было указано, что за бабушкой закреплен участок под номером 38. Этого документа было недостаточно, чтобы оформить землю без суда, но в суде он сыграл основную роль.

У садоводческого товарищества есть право собственности на имущество, которое находится на его территории, в том числе на земельные участки. Члены товарищества вправе бесплатно получить в собственность участок для садоводства и огородничества. Это право не зависит от даты вступления в товарищество.

Бабушкин участок находился в садоводческом товариществе рабочих и служащих Мордовского научно-исследовательского института «Наука». Это товарищество было ликвидировано, а в 2016 году создано вновь и зарегистрировано как правопреемник товарищества, действовавшего в 80-е годы.

Если бы товарищество не реорганизовали, шансы получить землю были бы минимальными.

Оформление земельного участка мы начали с разговора с председателем садоводческого товарищества. Мы показали ему бабушкину старенькую членскую книжку, и нам взамен дали новую. Еще мы взяли копии учредительных документов товарищества. Через несколько дней председатель товарищества подготовил протокол о выделении бабушке ее участка.

Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности

Такой перечень установлен ст. 19 Земельного кодекса России. Он включает земли:

  • признанные муниципальными;
  • право на которые возникло при разграничении с госсобенностью;
  • приобретенные по основаниям, оговоренным Гражданским кодексом РФ.

Рассмотрим примеры ситуаций, когда муниципалитеты обретают права на земельную собственность в силу закона. Участок, от права собственности на который отказался частный владелец, по умолчанию переходит в муниципальную собственность с момента регистрации прекращения права собственности в ЕГРП.

Если земли размещены в границах населенного пункта, участок переходит городскому округу, сельскому или городскому поселения; если на межселенной территории – муниципальному району (ст. 19 ЗК РФ). О собственности земель в этом случае речь не идет: муниципальные власти получают участок безвозмездно.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 244 от 03.12.08 г. в муниципальную собственность передаются участки в границах курортов общефедерального значения, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП за государством до 26.12.08 г., если они:

  • заняты зданиями, находящимися в муниципальной собственности;
  • предоставлены органам самоуправления, предприятиям или организациям, учредителями которых они выступают.

Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок – это вещь, а муниципалитет – собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе – распоряжение. В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий.

Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.

Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.

Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:

  • предоставленных в аренду для комплексного освоения;
  • переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  • образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
  • на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
  • сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.

Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).

Схема земельного участка

Девяткин Александр Анатольевич

Росреестр знает только о тех участках, которые поставлены на кадастровый учет и размежеваны, то есть у которых измерены точные координаты углов. С точки зрения государства, бабушкин участок не существовал. На публичной кадастровой карте его не было.

Схема — это чертеж участка в уменьшенном виде на кадастровом плане территории. Ее можно сделать самостоятельно, но я обратилась в организацию по землеустройству. Специально обученный человек — кадастровый инженер — приехал на место с необходимым оборудованием и составил схему бабушкиного участка.

Чтобы составить схему, не нужны никакие документы, кроме гражданского паспорта. Для дальнейшего оформления понадобится еще и межевой план, который тоже делает кадастровый инженер. За оба этих документа я заплатила 3570 рублей.

Публичная кадастровая карта. Оформленные земельные участки обведены красным
Публичная кадастровая карта. Оформленные земельные участки обведены красным

Признание судом права муниципальной собственности

Собственники зданий или сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приобретение этих земельных участков в собственность или в аренду. Данное правило, закрепленное в
Земельном кодексе РФ (п. 1 ст. 39.20), распространяется как на граждан, так и на организации.

Исключительность такого права означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим зданием или сооружением.

Указанный способ приобретения прав на земельные участки направлен на реализацию принципа единства судьбы земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества.

Помимо наличия такого права у собственников зданий или сооружений, законом установлена также и их обязанность по оформлению прав на указанные земельные участки.

Это означает, что собственники объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом (
п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Приобрести земельный участок можно только под существующим зданием или сооружением, принадлежащим Вам на законных основаниях. Это означает, что право на объект недвижимости, под которым Вы планируете оформить земельный участок, должно быть зарегистрировано за Вами в соответствии с требованиями законодательства либо должно быть возникшим в силу закона (вне зависимости от его регистрации).

образец проекта межевания территории.jpg

Рекомендации: оформите Ваше право собственности на здание или сооружение, если оно до сих пор не зарегистрировано!

В тех случаях, когда:

  • несколько зданий и сооружений расположены на земельном участке, раздел которого невозможен;
  • указанные здания и сооружения, принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности;
  • помещения в таком здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, указанные лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

Подробнее…

Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них (

Предлагаем ознакомиться:  Как получить квоту на операцию и лечение с примером из жизни

п. 9 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ

).

Основным условием применения указанной нормы является неделимость земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты недвижимости. Земельный участок является неделимым, если его раздел невозможно осуществить без нарушений установленных законом требований к образуемым или изменяемым земельным участкам.

Размеры долей в праве общей собственности или размеры обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого нескольким правообладателям, должны быть соразмерны их долям в праве на здание, сооружение или помещения в них.

Во многих городах и поселках подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату (УФРС). Если в вашем населенном пункте можно подать напрямую в Рег. Палату, то лучше так и сделать.

Понятие невостребованных земель

Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указал через МФЦ.

  1. Всем собственникам дома нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы. Если собственники выкупили участок у местной администрации, то в МФЦ они идут с их представителем. Представитель также будет подписывать заявление.

    Госпошлина за регистрацию права собственности — 350 рублей (пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):

  2. На основании полученных документов, сотрудник МФЦ составит заявления. Если участок ранее не ставили на кадастровый учет, то помимо регистрации права, в заявлении будет указана услуга о постановке на кадастровый учет. Она бесплатна. Собственникам дома нужно проверить свои данные в заявлениях и подписать.

    Согласно п. 10 ст. 39.20 ЗК, доля участка у собственника будет равен размеру его доли дома. Например, в доме два владельца — у одного 1/3 дома, у другого 2/3 дома. Значит и участок будет оформлен с такими же долями — у одного 1/3 участка, у другого 2/3 участка. Размер долей менять нельзя. Если же дом оформлен в совместную собственность (доли не определены), то и участок будет оформлен в совместную собственность.

  3. После подписания заявлений сотрудник заберет документы (кроме паспортов), выдаст расписку об их получении. Затем назначит дату, когда пройдет регистрация и документы можно забрать. Документы будут отправлены регистратору.

    Остается ждать регистрации. Срок — 12 рабочих дней, но бывают задержки (пп. 6 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости).

  4. В назначенный день нужно забрать поданные документы. Дополнительно дадут выписку из ЕГРН на участок. В ней будет указано, что участок теперь в собственности и поставлен на кадастровый учет.
  5. Образец выписки из ЕГРН на землю

    (нажмите на картинку, чтобы ее увеличить)

    Образец выписки из ЕГРН на участок

После того как решение вступит в законную силу, нужно опять подать в администрацию города заявление о предоставлении земельного участка в собственность. Но на этот раз уже есть решение суда. Поэтому нужно потребовать у администрации выполнить это решение и предоставить земельный участок.

Через 14 дней я получила постановление о предоставлении земельного участка. Это самый главный документ. Участок уже почти бабушкин.

Осталось зарегистрировать право в Росреестре. Для регистрации права собственности понадобится постановление из администрации города, межевой план на диске и квитанция об оплате госпошлины — 300 рублей.

На основании постановления администрации государственный регистратор оформит право собственности, а все сведения о новом участке возьмет из межевого плана. Всю эту информацию регистратор внесет в единый государственный реестр недвижимости — ЕГРН.

Через 20 дней мы получили в МФЦ выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности.

Постановление о предоставлении земельного участка
Постановление о предоставлении земельного участка

На оформление земельного участка в собственность бабушки ушел год. Я обратилась к председателю садоводческого товарищества в апреле 2017 года. Исковое заявление в суд подала 4 сентября 2017 года, а решение суд вынес 10 октября 2017 года. 21 марта 2018 года в Росреестре зарегистрировали право собственности на земельный участок.

Мы сэкономили на доверенности, потому что моя бабушка участвовала во всех делах и вместе со мной ходила в суд, в администрацию города и в МФЦ. С доверенностью получится немного дороже.

Запомнить

  1. Если в советские времена вашим родственникам выделили земельный участок, на него необходимо оформить право собственности. Это можно сделать в упрощенном порядке по дачной амнистии или через суд.
  2. Чтобы оформить землю в собственность, нужно собрать все имеющиеся документы на участок и отнести их в МФЦ. Там подскажут, какой способ оформления подойдет в вашем случае.
  3. Если возможен только судебный порядок, до суда нужно составить схему участка, а затем попросить муниципальную администрацию предоставить участок в вашу собственность.
  4. После получения положительного решения суда муниципальная администрация обязана исполнить решение и предоставить участок. Для регистрации права собственности понадобится межевой план.

Ситуация с разграничением земель публичной собственности сложна, что наглядно демонстрирует история правового регулирования данного вопроса. В России действовало два федеральных закона «О разграничении…»: от 06.07.91 г. № 1550-1 и от 27.12.91 г. № 3020-1. Оба утратили силу. Изначально процесс был организован так:

  • из неразграниченных земель формировались перечни участков с уникальными характеристиками;
  • такие перечни утверждались центральным правительством.

Процедура занимала до трех лет. Количество участков, права на которые разграничивалось ежемесячно, составляло от 100 до 500 единиц. И это в пределах всей территории РФ.

Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Федеральный закон № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:

  • Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа.
  • Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения.
  • Органы самоуправления муниципального района распоряжаются: землями межселенных территорий (всегда) и участками, расположенными на территории входящих в них поселений (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения).

Неразграниченными землями в пределах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по умолчанию распоряжаются органы исполнительной власти. Однако они вправе делегировать эти функции органам внутригородских муниципальных образований.

Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем. Земли госсобственности, наоборот, определены по остаточному принципу. Согласно ст. 16 ЗК РФ земельные ресурсы, не пребывающие в собственности частных лиц и муниципалитетов, принадлежат государству.

Еще одно обращение в администрацию, межевой план и регистрация права

Если пропустить этап обращения к администрации, суд оставит исковое заявление без движения, потому что нет доказательств нарушения прав.

В департаменте перспективного развития уже были бланки заявлений на разные случаи, в том числе и на случай моей бабушки. Я просто заполнила недостающую информацию о заявителе и об участке.

Подтверждающие документы. Чтобы суд удовлетворил иск, к нему нужно приложить максимум документов, которые подтверждают право на землю. Это:

  1. Учредительные документы садоводческого товарищества: устав, свидетельство о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет, протокол о назначении председателя.
  2. Документы, подтверждающие, когда и как садоводческому товариществу была выделена земля, в составе которой находится спорный участок. Эти документы можно попросить у председателя СНТ или у соседей, они одинаковые для всех.
  3. Схема земельного участка.
  4. Отказ администрации города предоставить земельный участок бесплатно.
  5. Членская книжка садоводческого товарищества.
  6. Протокол садоводческого товарищества о выделении земельного участка.

Для этого на сайте суда в разделе «Судебное делопроизводство» нужно выбрать «Поиск информации по делам». В графе «Участник» необходимо ввести наименование садового товарищества.

В списке дел, скорее всего, будут решения по аналогичным искам. Мотивировочную часть решения можно взять за основу для подготовки искового заявления, если обстоятельства дела совпадают.

Поиск информации по делам
Поиск информации по делам

Что писать в иске. В своем исковом заявлении я описала, какому садовому товариществу была выделена земля, на которой находится бабушкин земельный участок, кому и когда был выделен этот участок. Написала, что у бабушки есть членская книжка, которая подтверждает, что бабушка — член садоводческого товарищества.

Еще я указала, что бабушка все время обрабатывала участок: на нем растут плодовые деревья и кустарники.

Затем я написала об обращении в администрацию города, попросила суд признать незаконным их отказ и бесплатно предоставить бабушке в собственность земельный участок.

Также в исковом заявлении нужно указать фамилии, имена, адреса и номера мобильных телефонов соседей по даче, чтобы суд мог вызвать их на заседание.

Поскольку земля находится на территории садоводческого товарищества, только оно может подтвердить, что бабушка действительно является его членом, платит взносы и обрабатывает землю.

Рассмотрение дела. Первое заседание — предварительное. С собой нужно принести оригиналы всех документов, которые вы приложили к иску. Судья посмотрит все документы, сверит копии с оригиналами, скажет, если чего-то не хватает, и назначит основное заседание.

Дело было рассмотрено в одном заседании, не считая подготовительного. Представитель администрации города против иска возражал. Председатель садоводческого товарищества не возражал и подтвердил все наши доводы. В итоге суд удовлетворил иск и обязал администрацию города Саранска бесплатно предоставить бабушке в собственность земельный участок

Как предотвратить признание доли невостребованной

В общей сложности с момента подачи иска до вынесения решения прошел месяц. Еще месяц потребовался на вступление решения в законную силу. Администрация города решение суда не обжаловала.

Владельцы неиспользуемых долей, как и их наследники, могут предотвратить изъятие своих земель на нужды муниципалитета, обратившись с заявлением:

  • В земельный департамент местного самоуправления;
  • К общему собранию дольщиков.

Заявление должно быть составлено на бумаге формата А4 и начинаться с наименования места обращения в верхнем правом углу титульного листа. Далее посередине листа пишется слово «Заявление», ниже следует информация об использовании земель с доказательствами такого использования. К доказательствам могут относиться:

  • Свидетельства соседних землепользователей;
  • Копия арендного соглашения;
  • Свидетельство о наследственном праве;
  • Квитанции об оплате земельного налога (или иных обязательных платежей) в течение последних трёх лет.

Свидетельство о наследственном праве могут подавать объявившиеся наследники выморочного имущества. В качестве доказательства родства им необходимо взять справки из органов ЗАГС.

Если у заявителя имеются свидетели в том, что он появлялся регулярно на используемом участке в течение последних трёх лет и осуществлял на нём хозяйственную деятельность, то показания данных свидетелей необходимо оформить в виде отдельного документа, который прикладывается к заявлению. При доведении дела до суда свидетелей необходимо пригласить на слушание.

Когда судебное решение о признании невостребованной земли принято, собственник доли участка из списка может оспорить решение в областном или верховном суде, если он не смог убедить суд в ответственном хозяйствовании на участке или не мог присутствовать на заседании по уважительным причинам.

Итак, невостребованные собственниками земельные участки могут быть переданы в муниципальную собственность, если после объявления списков таких земель их владельцы не обратятся с письменным заявлением в администрацию или к собранию дольщиков. Решение собрания или постановление местных властей можно оспорить в судебном порядке.

Но есть и проблемы: положение, выписанное как исключение, переросло в общее правило. Муниципалитеты зачастую распоряжаются не сформированными в соответствии с ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» участками муниципальной собственности, то есть – неразгранченными землями.

При этом образование участка происходит по инициативе лица, инициировавшего выкуп или передачу в аренду. Последнее, в свою очередь, готово тратить время и ресурсы на оформление землеустроительной документации, только имея на руках решение о предварительном согласовании, то есть фактически заручившись согласием на будущую продажу/аренду еще не образованного участка.

Муниципальная собственность на землю

Распространенное основание возникновения права муниципальной земельной собственности – выкуп участка для публичных нужд. Основания для таких действий оговорены ст. 49 ЗК РФ. Это размещение новых или реконструкция существующих объектов электро- , газо-, тепло-, водоснабжения при отсутствии иных подходящих площадей.

Закон защищает права частного собственника. Выкуп может проводиться по согласованию либо в судебном порядке при условии справедливой компенсации. Оценка изымаемого участка проводится по согласованию сторон, а если частное лицо осталось недовольно ее результатами – в судебном порядке.

Ст. 8 Федерального закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признает за муниципалитетом право приоритетного выкупа участка сельскохозяйственного назначения на случай его продажи по цене, за которую он реализуется (кроме случаев конкурсной продажи). Пока муниципалитеты пользуются приоритетным правом в редких случаях.

И наконец, в муниципальную собственность могут переходить участки, признанные бесхозяйными в порядке ст. 225 ГК РФ. В числе бесхозных участков те, от которых собственник отказался либо не имеющие законного собственника. Об их оценке при этом речь не идет.

  • другим муниципалитетом;
  • гражданином, иностранцем;
  • организацией;
  • государством.

В зависимости от субъектного состава, спор может оказаться подсуден общему или арбитражному суду. Муниципалитет в таком деле может выступать истцом, ответчиком, третьей стороной с самостоятельными требованиями на предмет спора или без таковых.

В отношении судебных споров о земле следует учесть следующее. Право собственности в России гарантируется. А ст. 35 Конституции РФ специально устанавливает, что частный собственник может быть лишен имущества исключительно по вердикту суда.

Чтобы изъять из ЕГРП данные о регистрации прав на земельный участок за гражданином или организацией, муниципалитет должен предъявить вступившее в силу решение суда. Вердикт суда – самостоятельный и самодостаточный правоустанавливающий документ.

Право муниципальной собственности на землю на основании судебного вердикта устанавливается, например, в случаях:

  • платного изъятия земель частной собственности для публичных нужд;
  • принудительного отчуждения земель, не могущих находится в собственности частного владельца (например, иностранец унаследовал земли сельскохозяйственного назначения и не продал их гражданину РФ на протяжении года);
  • лишение права собственности владельца, который использовал их не по целевому назначению, своими бесхозяйственными действиями привел к истощению и ухудшению качества земель сельскохозяйственного назначения.

Безвозмездная передача земельных участков в муниципальную собственность

Названный способ образования и передачи участков муниципальной собственности регламентирован гл. V.5 ЗК РФ. Основания для таких действий оговорены ст.39.30 этого Кодекса. В частности, предусмотрена безвозмездная передача:

  • поселениям и городским округам участков, находящихся на их территории при условии утверждения генпланов населенных пунктов и правил землепользования;
  • муниципальным районам участков, расположенных на межселенных территориях при условии утверждения схемы территориального планирования согласно Градостроительному кодексу РФ.

Ст. 39.30 ЗК РФ содержит прямой запрет на бесплатную передачу муниципалитетам земель:

  • предоставленных органом госвласти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям;
  • особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда;
  • зарезервированные для госнужд;
  • в границах особых экономических зон;
  • в отношении которых проведено предварительное согласование о предоставлении частным лица в собственность/пользование;
  • предоставленные ГК «Росавтодор» либо для размещения объектов общефедерального железнодорожного транспорта.

Процедура оформления

Вопросы регистрации права собственности на участки регламентированы Федеральным законом № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Учитывая, что недвижимостью в России признаются только земельные участки (ст. 130 ГК РФ), регистрация прав собственности на целинные земли невозможна.

До момента, пока территориальная община не определилась со способом будущего использования земель, это даже нецелесообразно. Нет смысла устанавливать целевое назначение участка, чтобы впоследствии его менять или формировать границы абстрактного объекта, чтобы потом заново регистрировать объединение, выдел или перераспределение.

Таким образом, сведения о муниципальных землях, которые ранее не были в собственности и не передавались в пользовании частных лиц, в ЕГРП обычно не значатся. И наоборот: чтобы получить такие земли в собственность или пользование, необходимо инициировать образование участков. Это, в свою очередь, требует разработки землеустроительной документации в порядке Федерального закона РФ № 221 «О госкадастре недвижимости».

Для примера, рассмотрим порядок оформления прав на участок собственником недвижимости, расположенной на таком участке:

  • Регистрация права собственности на строение в ЕГРП, если это не было сделано ранее.
  • Оформление документов на участок: межевание, постановка на кадастровый учет.
  • Получение кадастрового плана в департаменте земельных ресурсов или органе с другим названием.
  • Обращение с заявлением о предоставлении участка в управление муниципальным имуществом. Этот орган впоследствии готовит распоряжение об образовании участкам и предоставлении его в собственность, а также проект соглашения.
  • Подписание договора купли-продажи. Оплата лицом, заинтересованным в покупке, стоимости участка. Подписание передаточного акта.
  • Обращение за регистрацией образования нового объекта в МФЦ или территориальный орган Росреестра.

Порядок оформления земли в муниципальную собственность осуществляется следующим образом:

  1. Исполнительные органы власти составляют список владельцев долей, которые могут считаться невостребованными;
  2. Список вывешивается по адресу нахождения общего земельного надела и на сайте городской администрации;
  3. Через 90 дней после опубликования списков созывается собрание владельцев долей сельскохозяйственного надела, чтобы решить судьбу невостребованных земель;
  4. На собрании принимается решение об использовании невостребованных долей;
  5. Если в течение 30-ти дней после созыва собрания, но не позднее, чем через 4 месяца после вывешивания списков, владельцы неиспользуемых долей не объявляются, городские власти признают такие доли невостребованными;
  6. Городские органы власти обращаются в суд с требованием перевести невостребованные доли в муниципальную собственность.

Список неиспользуемых земель составляется по основаниям, приведённым выше. Во время ожидания созыва собрания (90 дней) владельцы неиспользуемых земель могут обратиться с письменным заявлением о желании продолжить хозяйствование на своих долях.

Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона № 101, обращение владельцев долей с заявлением может стать основанием для исключения таких долей из списка невостребованных земель.

Собрание дольщиков инициируется земельным департаментом местного муниципалитета путём подачи извещения через средства массовой информации, включённые в региональный список СМИ для официальных объявлений.

На собрании избирается председатель, после чего происходит зачтение списка невостребованных долей, составленного администрацией города. Если на собрании присутствуют собственники долей, которые могут быть признаны неиспользуемыми, такие собственники могут подать председателю собрания письменное заявление о желании оставить доли во владении.

Как правило, присутствия владельцев невостребованных долей на собрании достаточно, чтобы принадлежащие им доли были исключены из списка невостребованных земель, за исключением случаев, когда участки были использованы с нарушениями правил природопользования, приводящими к обеднению почвы.

После рассмотрения заявлений собрание дольщиков принимает одно из следующих решений:

  1. Признать все земли из списка востребованными;
  2. Утвердить список неиспользуемых долей;
  3. Утвердить список неиспользуемых долей частично.

Решение принимается простым большинством голосов. В первом и во втором случае копия протокола собрания направляется в земельный департамент местной администрации, который инициирует обращение в судебные органы.

Суд признаёт невостребованные земли муниципальной собственностью по итогам рассмотрения протокола собрания дольщиков и заявлений собственников невостребованных земель.

Участвовать в судебных прениях или оспорить принятое решение суда могут не только собственники долей, но и их наследники по закону или по завещанию.

Шаг 1.

Запросите в Росреестре выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о принадлежащем Вам здании (сооружении), а также земельном участке, в границах которого расположено такое здание (сооружение).

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, потребуются Вам для выяснения следующей информации:

  • сформирован ли и поставлен ли на государственный кадастровый учет
    интересующий Вас земельный участок;
  • установлены или нет границы такого участка;
  • зарегистрировано ли право публичной собственности (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) на земельный участок.

Схема земельного участка

В случае если границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства, то перейдите к Шагу 7.

Шаг 2.

Подготовьте схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории — если участок не образован и для территории не утвержден проект межевания (
п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ). Форма такой схемы и требования к её подготовке утверждены
приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762. Для подготовки указанного документа рекомендуем Вам обратиться к кадастровому инженеру.

Шаг 3.

Обратитесь в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков (далее – уполномоченный орган), с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка — если участок не образован или не установлены его границы (
ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).

Подробнее…

Как правило, если земельный участок предстоит образовать из свободных земель и он находится в городской черте, следует обратиться с заявлением в администрацию соответствующего городского округа либо профильный комитет по управлению имуществом при администрации. Если земельный участок находится за пределами города, то — в администрацию соответствующего муниципального района (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Если земельный участок стоит на кадастровом учете (имеет кадастровый номер), но границы его не установлены, и на такой участок зарегистрировано в ЕГРН право публичной собственности (согласно информации, содержащейся в полученной из ЕГРН выписке), то указанное заявление должно быть представлено в:

  • соответствующее территориальное управление Росимущества в субъекте РФ (при наличии в ЕГРН сведений о праве федеральной собственности на земельный участок);
  • соответствующие комитеты или департаменты, уполномоченные на территории субъекта РФ на распоряжение имуществом (при наличии в ЕГРН сведений о праве собственности субъекта РФ на земельный участок);
  • соответствующую администрацию муниципального образования (при наличии в ЕГРН сведений о праве собственности муниципального образования на земельный участок).

Это правило действует и в тех случаях, когда земельный участок предстоит выделить (образовать) из земельного участка, принадлежащего публичному собственнику.

При отсутствии зарегистрированных прав публичной собственности на земельный участок, границы которого не установлены, заявление представляется в администрацию соответствующего городского округа или муниципального района.

С заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Формы заявлений утверждены только для участков, находящихся в федеральной собственности (
приказ Минэкономразвития России от 4 апреля 2017 № 166).

Запомнить

  1. Если в советские времена вашим родственникам выделили земельный участок, на него необходимо оформить право собственности. Это можно сделать в упрощенном порядке по дачной амнистии или через суд.
  2. Чтобы оформить землю в собственность, нужно собрать все имеющиеся документы на участок и отнести их в МФЦ. Там подскажут, какой способ оформления подойдет в вашем случае.
  3. Если возможен только судебный порядок, до суда нужно составить схему участка, а затем попросить муниципальную администрацию предоставить участок в вашу собственность.
  4. После получения положительного решения суда муниципальная администрация обязана исполнить решение и предоставить участок. Для регистрации права собственности понадобится межевой план.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector