Дела об установлении границ земельного участка

Стороны в спорах об установлении границ земельного участка

Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст.

Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым возник межевой спор.

Соответчиком по иску также может выступать администрация соответствующего муниципального района/городского округа Московской области, садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, обычно привлекается государственное учреждение, осуществляющее кадастровый учет — ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». С 01.01.2017 действует Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе в сфере государственного кадастрового учета.

Третьими лицами также могут быть Управление Росреестра по Московской области, кадастровый инженер, а также садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение. Кроме того, в качестве третьего лица может привлекаться администрация муниципального района/городского округа/сельского поселения Московской области.

Законодательное регулирование вопроса

Вопросы относительно границ участка регулируются:

  • ст. 11.1, 11.9 33 и 38 ЗК РФ, которые дают четкое определение термину “Границы участка” и содержат все имеющиеся нюансы;
  • Федеральным законом № 221 “О государственном кадастре недвижимого имущества”.

Указанные законодательные акты являются основными и включают в себя все необходимые сведения по вопросу определения границ участка, их корректировки и так далее.

Встречный иск

— признать наличие кадастровой ошибки в сведениях ГКН (до 01.01.2017)/ошибки в сведениях ЕГРН (с 01.01.2017) в части описания границ его земельного участка, признать правильными и внести изменения в сведения ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) о координатах поворотных точек и размере границ участка согласно заключению землеустроительной экспертизы, определить порядок пользования участком между истцом и ответчиком;

— признать право собственности на земельный участок с установлением сервитута;

— признать недействительными сведения о координатах характерных точек границ земельных участков и исключить их из ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017);

— исключить из ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) сведения об описании местоположения границ земельного участка, установить границу земельного участка.

Для чего необходимы данные процедуры

Законодательством РФ определяется земельный участок как одна из частей земной поверхности, содержащая в себе почву, недра и различные находящиеся на ней объекты (в том числе и природные). Его территория должна быть описаны и зарегистрированы в уполномоченном госоргане.

Иными словами, граница на территории участка является необходимостью. Это своего рода специальные обозначения в форме линии непосредственно на топографическом плане, ограничивающие в форме территориального объекта. В зависимости от различных ситуаций, линии не могут быть закреплены только на плане территории, поскольку дополнительно необходимо устанавливать на территории принятые обозначения.

Дела об установлении границ земельного участка

Для минимизации различных разногласий с соседями, границы участка в обязательном порядке должны:

  • подтверждаться документами (обязательно оформлены согласно установленным требованиям законодательства РФ);
  • согласованы с соседями (факт согласования подлежит фиксации в акте, который указывается в межевом плане).

Фиксация участка межевыми знаками на территории именуется выносом границ в натуру. Себестоимость одного данного знака составляет порядка 1,5 – 2 тысяч рублей.

Сроки

На споры об установлении границ земельного участка из недействительности материалов межевания или об отказе подписать акт согласования границ распространяется общий срок исковой давности — три года. Начальным моментом отсчета срока является момент, когда истец узнал о нарушении своего права. Это может быть, например, момент предъявления акта согласования границ для подписания, из которого истец должен был узнать о нарушении своего права.

Максимальный срок, на который заключают договор аренды по законодательству — 49 лет. Регионы самостоятельно устанавливают сроки аренды в зависимости от категории и назначения земель. Ориентиры такие:

  • Сроки аренды на земли сельскохозяйственных угодий без права строительства — от 10 лет;
  • Для занятия огородничеством — до 3-х лет;
  • Для индивидуального жилого строительства (ИЖС) — от 3 до 10 лет;
  • Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) — от 3 до 49 лет.

Как продлить аренду земельного участка

Сроки межевания земельного участка укладываются в две недели, если в соответствующей компании отсутствует очередь на получение кадастровых услуг.

В целом услуги межевание сроки можно определить следующим образом:

  • подготовка выписки – 5 рабочих дней;
  • составление технического задания – по усмотрению кадастрового инженера;
  • геодезическая съёмка – 1 день;
  • подготовка межевого дела – по усмотрению кадастрового инженера.

Стоимость межевания земельного участка зависит от специфики региона, сложность и количество работ.

Если речь идёт о нестандартных участках, занимающих существенную часть территории – порядок установления

границ земельного участка

и сроки решаются индивидуально.

Дела об установлении границ земельного участка

Теперь вы знаете, как сделать межевание земельного участка. Несмотря на необязательность процедуры при подготовке имущественной сделки, проведение данной процедуры не только усиливает юридическую правоспособность ЗУ. После того, как сделать межевание участка, процедура предоставляет наглядную картину фактических обстоятельств, допускающих законное использование земель по целевому назначению.

Максимальные и минимальные значения

Законодательством предусмотрены нормы минимального отступа построек от границы ЗУ.

  1. До жилого объекта – не менее 3м.
  2. До построек хозяйственного назначения (хозблоков, сараев) – не менее 1м.
  3. До построек с повышенной пожарной опасностью (бань, саун, котельных) – 10м.
  4. До построек для разведения домашнего скота и теплиц – .

Приведенные ограничения созданы для соблюдения безопасности и санитарных норм. Садоводам следует также знать некоторые дополнительные правила.

Большие деревья с раскидистой кроной нельзя сажать ближе, чем 4 м от границы участка. Для деревьев средних размеров – расстояние от 2 м, а кустарники можно высаживать в 1 м от забора.

Площадь земли является одной из персональных параметров, которая подразумевается под собой размеры поверхности между границами.

Различный рельеф никогда не берется во внимание в процессе подсчете (учитывается только условно-ровная поверхность).

Для минимизации рисков допущения различных препятствий в применении, законодательством РФ установлено определение максимального и минимального порогового значения.

Фиксация наименьших показателей является основным препятствием для дробления границ, когда в буквальном смысле каждый метр принадлежит отдельным владельцам. Наличие установленного максимальных показателей необходимо исключительно с целью глобализации территорий одной сферы применения.

В законодательстве РФ все вопросы относительно максимальных и минимальных показателей размеров границ отображаются исключительно в нормативных актах ЗК РФ.

Данные нормы способны в полной мере регулировать территориальные размеры границ, которые были предоставлены бесплатно различным категориям граждан либо формируются по результатам каких-либо действий собственника (к примеру, в процессе присоединения, разделения и так далее):

  • по отношению к землям, которые используются непосредственно под будущие строения – отображаются в градостроительном плане;
  • для участков, которые находятся в собственности у государства либо же муниципалитета, и используются исключительно с целью ведения сельскохозяйственной трудовой деятельности (к примеру, животноводства, садоводства и так далее), формирования КФК, размеры границ рассчитываются в четком соответствии с федеральным и местным законодательством;
  • земли, выделенные для целей ИЖС либо ведения собственного хозяйства (имеется в виду подсобного), подвержены ограничению со стороны местных властей.

Наличие каких-либо ограничений в площади вовсе не означает, что одно лицо может иметь в собственности несколько земель, которые находятся рядом.

Государственная пошлина

Иски об установлении границ являются негаторными: препятствия в пользовании земельным участком в данном случае выражаются в занятии части участка истца чужими объектами или ограждением, невозможности осуществить процедуру межевания надлежащим образом и т.д. Соответственно, при подаче физическим лицом иска об установлении границ земельного участка подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб. как за имущественные требования, не подлежащие оценке (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Многоконтурные территории

Границы участка, которые проходят непосредственно через определенные грани на территории, формируют своего рода контур – замкнутую фигуру. Большей части населения привычный случай разновидности “один земельный участок – одна часть земли”. Одновременно с этим могут возникнуть ситуации, при которых рельеф либо же объекты позволяют сформировать земельный участок единым массивом.

Земли, включающие в себя несколько замкнутых массивов (контуров), причем расположенные не по совместительству, но в рамках единого кадастрового квартала и разделены различными другими участками именуются как многоконтурные.

В большинстве случаев формирование подобных сложных территорий является необходимостью для возможности обойти трудный рельеф наподобие болот, различных оврагов и так далее, которые нередко входят в суммарный размер и одновременно с этим “забирают” немалую часть полезного размера земли.

Помимо этого, на нескольких массивах могут возводить проезжую дорогу, линии электропередач либо же земли, принадлежащие иным владельцам.

Информация истцу для подготовки к процессу

Так как требования об установлении границ вытекают из конкретного нарушения прав собственника земельного участка, необходимо заявлять их в совокупности с требованием об устранении данного нарушения. Тогда для суда будут очевидны нарушение прав истца и необходимость установления границ в судебном порядке.

В противном случае велик риск отказа в иске, так как порядок установления границ предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017)/Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), для самого по себе установления границ обращение в суд не требуется.

При межевом споре в случае, когда ответчику по данным земельного кадастра (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) принадлежит участок большей площади, чем в действительности (как дополнительное требование заявляется признание недействительными материалов межевания), рекомендуется применение обеспечительных мер с целью предупредить реализацию ответчиком смежного земельного участка.

Предлагаем ознакомиться:  Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов

Дела об установлении границ земельного участка

Смена собственника повлечет необходимость процессуального правопреемства в порядке ст. 44 ГПК РФ и затянет рассмотрение дела, так как производство по нему приостанавливается во исполнение ст. 215 ГПК РФ. В качестве обеспечительной меры по иску об установлении границ можно заявить запрет на совершение любых действий на спорной территории, запрет на совершение сделок со смежным земельным участком ответчика.

При подборе документов, подтверждающих позицию истца, стоит учесть, что, несмотря на частое проведение по таким делам судебной экспертизы, суд считает допустимыми доказательствами и оценивает также заключение специалиста, из которого усматриваются следующие обстоятельства: несоответствие границ в правоустанавливающей и кадастровой (до 01.01.

2017)/реестровой (с 01.01.2017) документации и фактических границ, нахождение ограждения ответчика на территории истца, высокая стоимость переноса строения истца, после кадастровых работ оказавшегося на территории ответчика, и т.п. Следовательно, желательно приобщить к исковому заявлению заключение специалиста по землеустройству/строительству.

С 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст.

1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). С указанной даты признаны утратившими силу положения гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.

1997 N 122-ФЗ, признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, от 25.12.2015 N 975.

С 01.01.2017 признаны утратившими силу нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В ч. 2 ст. 14 этого Закона предусматривалось, что внесенные в ГКН сведения предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН, и в другом виде.

Порядок изменения

Фиксация границ участка происходит в процессе землеустройства, который содержит в себе:

  • ознакомление не только с составом, но и состоянием, определением смежных земельных участков и всеми необходимыми контактными сведениями относительно собственника (своего рода проведение анализа имеющихся сведений);
  • формирование новых либо же корректировка имеющихся (к примеру, разделение, присоединение и так далее) объектов землеустройства в форме разработки специальной схемы либо же плана по общепринятому образцу;
  • согласование территорий с владельцами соседних земель либо же с государственными/муниципальными органами;
  • непосредственную постановку на кадастровый учет и выделение персонального уникального номера;
  • расчет территориальных границ по месту (производится представителем уполномоченного органа по приезду на месторасположение участка).

Каков минимальный доступ от территориальной границы допускается, если в планах имеется возведение дома либо же иного сооружения? Подобного рода сведения отображаются исключительно на чертежах градостроительного плана, который обязательно формируется при межевании.

В том случае, если собственники обнаружили тот факт, что территории их земель наложены друг на друга, либо же имеется явное пересечение, возможны несколько способов решения этой проблемы:

  • административное. Подразумевается корректировка владельцами соседних участков с привлечением представителя кадастрового органа;
  • судебное. Подразумевает обращение собственником участка, выявившего ошибку, в судебный орган с требованием о принудительном согласования границ с соседним участком.

Наиболее оптимальным вариантом по праву считается уточнение размеров и расположение территории представителем кадастрового органа, поскольку на это понадобится относительно немного времени.

Что изменилось в Земельном Кодексе РФ после 2015 года

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
  3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
  4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

Корректировка

Граница предоставленного участка в процессе проведения работ по межеванию устанавливаются благодаря использованию специально разработанной системе координат (с обязательным отображением географических значений), состав значений которых в будущем подлежат переносу в специальный кадастр и позволяет рассчитать положение земли по месту.

Дела об установлении границ земельного участка

Стоит отметить, что на практике возникают нередко ситуации, когда информация относительно координат земли включает в себя различные неточности.

Законодательство РФ возможные ошибки в процессе работ разделяет на несколько категорий, а именно:

  • ошибки в виде различных опечаток и ошибок (подразумеваются грамматические и иные виды ошибок), которые могут быть допущены представителями органа кадастрового учета в процессе трудовой деятельности с информацией относительно участков. Во многом это связано с тем, что работа не ведется программами. Для возможности их исправить достаточно будет письменно оповестить представителей кадастрового органа. На основании полученного заявления будут исправлены опечатки и ошибки;
  • кадастровая разновидность. Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона “О кадастре недвижимого имущества” подобного рода ошибки подразумевают под собой неточности в форме наложения массива различных земель полностью либо же частично. Это может произойти из применения различных систем координат, густых застроек и так далее.

Дополнительно необходимо помнить, что территория (имеется в виду граница) может быть подвержена корректировке по желанию владельца, который принял решение о видоизменении поворотных точек либо же подтверждении границы.

В последнем варианте, площадь земли может быть увеличена до 10%, что нередко и является главной причиной корректировки.

Корректировка осуществляется по тем же правилам что и межевание.

Как арендовать землю для некоммерческой организации (НКО)

  1. Выиграть аукцион по аренде, инициатором которого выступает администрация. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  2. Выиграть аукцион по инициативе граждан. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  3. Заключить договор аренды без проведения торгов. Для земель находящихся в муниципальной собственности, стоящих на кадастровом учете и только для льготной категории граждан;
  4. Заключить договор аренды без проведения торгов на земельный участок, который еще не стоит на кадастровом учете (не отображается на публичной кадастровой карте).

А теперь рассмотрим каждый способ подробнее.

Есть разъяснения ФАС РФ (Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») касаемо передачи прав на имущество без торгов и аукционов для НКО:

  • В соответствии с пунктом 7 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
  • Согласно пункту 5 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, действие статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

  • Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» предоставление прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом возможно без проведения торгов некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» может осуществляться вне зависимости от того, осуществляют ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет. 

Предлагаем ознакомиться:  Генерального плана земельного участка

Если земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете, но уже кем-то занят, то он может быть выделен землепользователям до введения ЗК РФ 2001 года в действие. К примеру, участки в деревнях вообще редко были сформированы и могут быть уже в аренде с правом выкупа или в безвозмездном пользовании или с пожизненным правом аренды, не отображаясь при это на публичной кадастровой карте. Поэтому, с моей точки зрения, следует делать упор на аренду земельного участка, а не на покупку здания под ним.

Как я это вижу:

  1. Получить справки подтверждающие, что здание не стоит на балансе у органов мсу, не находится в чьей-то собственности (физ. юр. гос. лиц (гос. — мсу, федеральная));
  2. Подать заявление в местную администрацию, в чьем ведении находится данный земельный участок, о приобретении права аренды на него, именно в письменном виде, т.к. зачастую сталкиваюсь с тем, что люди слушают ленивых чиновников, которые не хотят разбираться с проблемами входящими в их прямые обязанности. Подавайте именно в письменном виде;
  3. В заявлении можно указать предложение выделить данный ЗУ в аренду вам для каких-либо нужд с обязательством в виде очистки территории от строительного мусора и тп.
  4. Если получите положительный ответ, то быстренько ремонтируете данное здание (частично), оформляете на него право собственности; 
  5. Далее оспариваете кадастровую стоимость земельного участка и здания и выкупаете ЗУ у муниципалитета. Снижение КС вам пригодится для уменьшения суммы выкупа.

Если вам откажут по причине того, что на ЗУ формально находится здание, а ЗУ в собственности муниципалов, то тогда вижу только судебный порядок оспаривания. Решение органа мсу об отказе в предоставлении по мотивам того, что на участке здание станет ключевым документом для суда. Но у вас есть «контр-документ» подтверждающий, что здание не стоит на балансе у органов мсу. А кто вообще сказал что это здание? Может быть это мусор, к примеру?

Дело в том что в нашем земельном законодательстве существует принцип прямой связи судьбы ЗУ и недвижимости расположенной на нем, а так же есть такая статья в Гражданском Кодексе под названием — Бесхозные недвижимые вещи.

Сноски:

  • ЗК РФ Статья 1. Основные принципы земельного законодательства — п. 5 — единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • ГК РФ Статья 225. Бесхозяйные вещи — ч.1 — Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Ч.3 — Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

По поводу дистанционной аренды, например для направления почтой необходимых документов на согласование в другой регион — да можно. Прописка и даже гражданство здесь роли не играют. Но и искать интересующий вас земельный участок придется дистанционно: не взглянув и не пощупав. 

Единого перечня свободных участков не существует, зато есть реестры земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности. Существует так же специальный орган под названием «Росимущество», который ведает участками принадлежащими государству, но это будет федеральная собственность (лучше не связываться).

Как вариант, можно составить мотивированный запрос о наличии земельных участков для приобретения права аренды в администрацию района или сельского поселения, на территории которого будет располагаться участок, но рассчитывать на подробный ответ я бы не стал.

Обратим внимание на ст. 95 ЗК РФ, а именно на п. 6 и п.7. — заповедные земли не подлежат приватизации, на них запрещена определенного рода деятельность. Строительство на таких землях так же регулируется достаточно императивно. Так же, приобретая право аренды вам придется либо в уведомительном порядке сообщать об этом собственнику либо же перезаключать новый договор. Поэтому, лично моё сугубо оценочное мнение — поищите другой земельный участок.

Если мы говорим о земельных участках находящихся в природоохранной зоне то следует учитывать следующие законодательные положения:

  • Категория земельных участков в природоохранной зоне, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота;
  • В настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию;
  • Факт резервирования земельных участков в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне или природоохранной зоне, кроме земель изъятых из гражданского оборота.

Как взять землю в аренду у администрации сельского поселения

Если в муниципальном образовании приняты Правила землепользования и застройки, значит поселение разделено на участки по видам разрешенного строительства. Следовательно, все участки под индивидуальное жилищное строительство, которые администрация выставляет на аукцион — уже согласованы и сформированы.

  1. Местный орган исполнительной власти инициирует аукцион и выступает организатором его проведения;
  2. Администрация назначает срок заключения договора и начальную ставку арендной платы;
  3. Организатор определяет время и место проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие;
  4. Муниципалитет устанавливает порядок внесения/возврата задатка и шаг аукциона;
  5. Информацию размещают на официальных информационных ресурсах за 30 дней до проведения аукциона.
  1. Заявка по форме установленной администрацией;
  2. Копия паспорта или загранпаспорта (для иностранцев);
  3. Квитанция о внесении задатка.

Прием документов заканчивается не позднее 5 дней до проведения аукциона. 

К сформированным землям относятся участки, которые уже стоят на кадастровом учете и отображаются на карте РосРеестра. Собственником таких участков должен являться либо муниципалитет, либо государство (публичная собственность). Список таких участков можно посмотреть на сайте администрации или РосИмущества, но, скорее всего, искать свободные участки в публичной собственности придется самостоятельно.

Здесь нас интересуют «Права и ограничения», которые у данного ЗУ, к сожалению, установлены. Значит придется искать новый участок, у которого в поле «Форма собственности» указано — публичная, а графа «Права и ограничения» пустая.

продажа земельного участка

Правом получить в аренду земельный участок без проведения аукциона обладают:

  1. Многодетные семьи;
  2. Молодые семьи;
  3. Военнослужащие;
  4. Ветераны боевых действий;
  5. Пенсионеры;
  6. Инвалиды
  7. Герои труда и другие категории льгот (уточнять в администрации по месту жительства);
  8. Участники программ по переселению: Дальневосточный гектарЛенинградский гектарКостромкой гектарРодовое поместьеУчастки для жителей КрымаУчастки для переселенцев с Крайнего Севера.

Если вы относитесь к одной из перечисленной выше категории граждан, то достаточно написать заявление в МФЦ «Мои документы» и приложить к нему подтверждающие льготу документы. После чего вас должны поставить в очередь на предоставление земли в аренду без организации торгов, причем арендовать можно даже зарезервированный муниципалитетом для собственных нужд участок. Некоторые регионы предоставляют землю по льготе сразу в собственность.

Кроме того, для льготной категории граждан государство ограничило сумму арендной платы, которая не должна превышать размер земельного налога. 

В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.

Порядок предоставления земельного участка в аренду по новой «упрощенной» процедуре (без аукциона для обычных граждан) предлагаю рассмотреть на примере участка под ИЖС. Однако, вы можете использовать данный алгоритм для участков в границах населенного пункта под ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, а также для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и любого другого вида бизнеса (кафе, автомойки, магазины и тд).

Дела об установлении границ земельного участка

Искать свободный (не отображающийся на публичной кадастровой карте Росреестра) земельный участок придется самостоятельно. Для этого открываем карту Росрееста → выбираем интересующий нас муниципальный район (поселок, деревня и т.п.) → находим свободную от кадастровой разметки территорию (например, земли населенных пунктов рядом с жилыми домам) → переходим к шагу 2.

Пример не сформированного муниципального земельного участка рядом с жилыми домами

В случае, если земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то потребуется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (СРЗУ).

СРЗУ — это нанесенное на кадастровый план территории (КПТ) отображение границ и точных координат образуемого земельного участка. В схеме указывается площадь образуемого земельного участка и в случае, если образуются два и более земельных участков, указываются их условные номера. В ст. 11.10 п. 11 — 13 ЗК РФ подробно разъясняется: как, на каком носителе и в какой форме, составляется, подается и утверждается схема расположения земельного участка.

По началу я пытался самостоятельно составлять СРЗУ и даже установил для этого специальное программное обеспечение, но ни одной из 10 моих «самодельных» схем так и не утвердили. В итоге я забил на это дело и стал заказывать готовые схемы у кадастрового инженера.

Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через Гарант

Дела об установлении границ земельного участка

Напомню, что для земель, государственная собственность на которые не разграничена, правила предоставления в аренду определяет субъект РФ, а распоряжается землями муниципалитет, на территории которого расположен земельный участок — значит писать заявления и вести переговоры нужно именно с муниципальными (поселковыми) властями.

Предлагаем ознакомиться:  Межевые споры о границах земельного участка

Кроме того, перед подачей заявлений, рекомендую ознакомиться на официальном сайте Администрации с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых указываются ограничения на использование земель в определенных зонах и с особыми условиями. Кроме того, вы всегда можете обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении информации о возможности аренды земли в интересующем вас месте.

Итак, после получения схемы расположения ЗУ — отправляемся в отдел земельных отношений Администрации, на территории которой расположен участок, вежливо просим у секретаря бланки и пишем следующие заявления:

  1. Заявление «Об утверждении (подготовленной вами) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В заявлении укажите кадастровый квартал и цель использования ЗУ, приложите схему и копию паспорта. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ. Ст. 11.9 ЗК РФ регламентирует требования к образуемым или изменяемым земельный участок. «Постановление главы Администрации об утверждении СРЗУ» — служит основанием для начала кадастровых работ по выделению земельного участка из муниципальной собственности и организации торгов по аренде.
  2. Заявление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» сразу не требуется, но я рекомендую подавать его вместе с заявлением от утверждении СРЗУ, чтобы сэкономить время на ожидании ответа (до 30 дней)  и повторном походе в Администрацию. Согласно статьи 39.18 ЗК РФ «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», «Постановление главы Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка» — служит основанием для выделения земельного участка в аренду из муниципальной собственности без проведения торгов. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (ст. 39.15 ЗК РФ, п. 14).

Напомню, что с 1 июня 2015 не сформированные земли в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в аренду не предоставляются — законодатель не допускает утверждение схемы расположения земельного участка на данных территориях. То есть, арендовать в указанных городах можно только уже сформированные земельные участки.

  1. Физические лица,  являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  2. Физические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  3. Физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  4. Физические лица, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  5. Юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, которым на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  7. Юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  8. Юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  9. Юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  10. Юридические лица , являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  11. Религиозные организации, обладающие на праве безвозмездного пользования зданиями и сооружениями. 
  12. Индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  13. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  14. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  15. Индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.

Последние изменения

Основания для проведения процедуры

В число заявителей могут входить как физические, так и юридические лица. Так же владение может быть не только индивидуальным, но и совместным:

  • с выделением долей в праве на ЗУ;
  • без выделения долей.

При общем (совместном) владении, обратиться с заявлением должен каждый правообладатель доли. Так же допускается посредничество представителя, действующего в интересах владельцев ЗУ.

Правомочность обращения подтверждается документально.

Правила межевания земельных участков

Здесь представлены соответствующие правила и инструкции, как провести

межевание дачного участка

. За их исполнением следит уполномоченное лицо – кадастровый инженер. Функции и статус кадастрового инженера определён нормативами Закона 221-ФЗ.

геодезические работы

По нормам он состоит из определённых правил, установленных Государственным кадастром недвижимости (ГКН), которые определяют точность замеров и принципы исполнения кадастровых и геодезических работ при межевании и последующей передаче отчётных сведений в ГКН.

После проверки правоспособности заявки, процесс выполняется в три самостоятельных этапы выполнения кадастровых работ, каждый из которых имеет собственные функции и цели:

  1. Подготовительный этап, связанный с планированием межевых работ.
  2. Геодезические исследования и топографическая съемка, которые проводятся непосредственно на местности.
  3. Камеральные работы, которые исполняются кадастровым инженером, подготавливающим отчёт по межеванию, с исполнением кадастрового плана участка.

По завершении кадастровый инженер обязан предоставить электронный вариант

проекта межевания

в Росреестр, а копию плана на бумажном носителе, с выделенными межевыми границами ЗУ — заказчику работ.

Установление граничных линий в межевых планах регулируется Федеральным законом № 221 «О кадастровой деятельности», Федеральным законом № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и Земельным кодексом РФ (ЗК РФ).

Общие правила, применяемые при установлении границ надела земли, следующие:

  • Изменение площади надела земли после установления границ не может составлять более 10% от первоначальной площади при отсутствии территориальных претензий третьих лиц;
  • Если принято предварительное решение о предоставлении муниципального надела земли в пользование конкретному лицу, то такое лицо обязано организовать и оплатить все работы по установлению границ данного надела, согласно п. 15 ст 39.15 ЗК РФ;
  • Уточнённые границы наносятся на графическую часть межевого плана надела земли, в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона № 218.
Дела об установлении границ земельного участка

Если существуют значительные территориальные претензии соседнего частного владельца или муниципалитета, и удовлетворение таких претензий влечёт изменение первоначальной площади надела более, чем на 10%, то такие вопросы решаются в судебном порядке.

При участии в спорах стороны должны предъявить документы, на основании которых они используют свои участки.

Как определить границы земельного участка на местности?

Межевание проводят специалисты геодезической компании, использующие спутниковую съёмку, с применением GРS оборудования, что позволяет практически не допускать погрешностей при восстановлении или уточнении межевых границ.

Подробный алгоритм данной процедуры изложен в специальной инструкции, предусматривающей все резолюции и нормативы, применяющиеся в геодезической и кадастровой работе по межеванию.

Это документ, предназначенный для пользования физических и юридических лиц, выделяющих границы собственных земель, а также – для специалистов данной отрасли.

Инструкция по межеванию земельных участков утверждена Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 8.04.96 г. Удостоверена экспертами Минюста 28.07.96 г., под № 07-02-516-96.

Здесь установлены:

  • основное содержание работ;
  • требования к точности;
  • порядок выполнения работ;
  • правила контроля и приёмки;
  • подготовка кадастрового отчёта по межеванию.

Нормы выполнения работ унифицированы и допускают выверки заказчиком, независимо от формы правообладания ЗУ. Здесь отражены не только требующиеся действия, при проведении межевых границ, но и нормативы:

  • применения масштабирования при составлении планов;
  • требования к точности замеров и т.п.

Кадастровый инженер и геодезисты обязаны выполнять заказ работ только в соответствии с указанными в инструкции, нормативами и требованиями, иначе возможна

кадастровая ошибка

, а сама работа может подлежать дисквалификации. Поэтому институт кадастровых работ требует от кадастрового инженера специальной подготовки и знания положений инструкции.

С чего начать?

Порядок межевания границ земельного участка следует начинать с обращения в геодезическую компанию, расположенную в населённом пункте, ближайшем к месту положения земель. Следует учитывать, что второй этап работ проводится непосредственно на местности, что потребует выезда на участок:

  • геодезической группы;
  • кадастрового инженера;
  • владельца ЗУ.

Перед тем, как оформить межевание земельного участка следует уточнить наличие лицензии на проведение установленных работ. Заказчиком может являться только непосредственно собственник или представитель, действующий в его интересах, по нотариально удостоверенной доверенности.

Он подаёт заявку и прилагает имеющуюся документацию на землю. О том, что необходимо для межевания земельного участка поговорим далее.

Документы

Документы для межевания подаются в форме оригиналов и их ксерокопий. В числе таковых требуется представить:

  1. Гражданский паспорт заявителя. Для представителей – нотариально удостоверенную доверенность.
  2. Правоудостоверяющий документ на ЗУ – акт о выделе участка или договор имущественной сделки.
  3. Свидетельство о форме права на землю, выданное Росреестром и кадастровый номер (если таковые в наличии).

Если свидетельство и кадастровый номер отсутствуют, в заявке следует указать необходимость его постановки на

кадастровый учёт

после межевания.

Когда владельцев два или более – требуются документы всех участников. Если выделяется один из них, предъявляют:

  • соглашение о выделе;
  • согласие остальных владельцев.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector