Право на фирменное наименование

Понятие и особенности

Фирменное наименование представляет собой определенное название, индивидуализирующее юридическое лицо. Причем субъектом права на фирменное наименование могут быть не любые юридические лица, а только коммерческие организации – т.е. такие, для которых получение прибыли – основная цель деятельности. Их названия будут охраняться интеллектуальным правом, в то время как названия некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей подобной охране не подлежат.

Поскольку фирменное наименование регистрируется в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), оно может иметь только словесную форму. В соответствии с ГК РФ коммерческая организация должна иметь полное наименование («Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»), а также может иметь сокращенное («ООО «Ромашка»). Чтобы наглядно посмотреть, как выглядит это название в записи ЕГРЮЛ, можно зайти на их сайт и ввести в поле для поиска любое название.

Договор о передаче фирменного наименования учредителям организации

Исходя из этого, получается, что распоряжаться можем, а передавать нет, странно получается, фирменное наименование является интеллектуальной собственностью, а не священные ли правила собственности говорят о том, что быть собственником в полной мере, как раз и означает: владеть, пользоваться и распоряжаться, так получается, передача права не входит в смысл слова распоряжаться?

Так как распоряжение правом на фирменное наименование, прежде всего, сопряжено с самостоятельным определением судьбы объекта исключительного права, то, по нашему мнению, такой закрытый перечень форм распоряжения правом на фирменное наименование противоречит принципу свободы договора, согласно которому стороны могут заключать договор, не предусмотренный законом, но соответствующий его общим началам и смыслу.

Признаки

Рассматриваемое нами средство индивидуализации должно отвечать ряду признаков: истинности, исключительности и постоянству.

Истинность говорит о том, что название организации не должно вводить потребителя в заблуждение. Иными словами, наименование должно соответствовать той деятельности, которую осуществляет коммерческая организация. Так, в ряде специальных законов есть особые требования, поэтому рассмотрим некоторые из них.

Определенные особенности присущи фирменным наименованиям государственных и муниципальных унитарных предприятий. Федеральным законом «О ГУП и МУП» от 14 ноября 2002 года №161 установлено обязательное включение в название указания на собственника имущества – Российскую Федерацию, субъекта РФ или муниципального образования. Например, «Муниципальное унитарное предприятие «ИркутскГорЭлектроТранс».

Если рассматривать особенности названий банка, то можно обнаружить интересный момент. В статье 7 ФЗ «О  банках и банковской деятельности» содержится запрет: никто не может использовать в наименовании слово «Банк» или «Кредитная организация», если такой субъект не имеет лицензии Центрального банка РФ. Это сделано для того, чтобы не запутать граждан.

Также включение слов Россия, Российская Федерация допускается только на основании разрешения, выдаваемого Правительством РФ. К примеру, ПАО «Сбербанк России» получило такое разрешение, поскольку это самый крупный в РФ банк с государственным участием.

Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли работодатель право не подписать заявление на отпуск

Исключительность означает, что наименование должно быть непохожим на другие, уникальным. Это предусмотрено в ч.2 ст. 1473 ГК, где сказано, что собственно наименование не может состоять только из указания на род занятий организации. То есть, в названии должно быть уникальное обозначение, которое и будет отличать одну коммерческую организацию от другой, что невозможно в случае, если каждое юридическое лицо будет именоваться только по роду деятельности (например, «АО «Продукты», «ООО «Строительные материалы»).

Очевидно, что признак исключительности нарушается, когда несколько организаций имеют одинаковые фирменные наименования. Гражданский кодекс в ч.3 ст. 1474 регламентирует эту ситуацию, указывая, что иметь одинаковые фирменные наименования можно, но лишь тогда, когда организации осуществляют деятельность разного рода.

Суть признака постоянства в том, что фирменное наименование сопровождает организацию в течение всей ее деятельности. Оно прекращается вместе с ликвидацией юридического лица. Забегая вперед, также отметим, что исключительное право на фирменное наименование не может быть передано никому.

Статья 1474. исключительное право на фирменное наименование

Внимание

Законодательство, однако, не видит препятствий для функционирования нескольких различных предприятий под одной фирмой. Точно также не усматривается препятствий для отчуждения права на фирму при реорганизации юридических лиц, в составе предприятия в целом -имущественного комплекса, а также — предоставления права его использования по договору коммерческой концессии.

Важно

Далее, возможны ситуации, когда деятельность юридического лица существенно изменится, например, снизится качество товаров, работ или услуг. Логично, чтобы в этом случае закон выдвинул требование к принудительному изменению фирменного наименования юридического лица, но закон этого не делает.

Наконец, закон признает лишь отраслевую исключительность права на фирму, т. е. не считает нарушением использование такового коммерческой организацией, работающей в ином сегменте рынка. 730.

Структура

Фирменное наименование состоит из двух элементов: указания на организационно-правовую форму и собственно названия. К последнему предъявляются требования, на некоторые из них мы уже обратили внимание. Также можно отметить, что согласно ГК РФ фирменное наименование не может включать в себя названия государственных органов, общественных объединений, иностранных государств, а также обозначения, которые нарушают нормы морали и гуманизма. Как мы уже заметили, и первый элемент, и второй могут быть сокращенными. См., например, запись в ЕГРЮЛ о Сбербанке.

Лицензионный договор на использование товарного знака

ГК РФ искусственно сужает обладателя прав на фирменное наименование на получение дополнительных доходов, расширение сферы реализации работ и услуг, т.е. вряд ли соответствуют потребностям современного предпринимательского оборота. Что же предлагается юристами в целях устранения названных коллизий норм Гражданского кодекса РФ?

Ответ неоднозначный, многие вообще не могут четко сформулировать свое мнение, а некоторые предлагают радикальные меры, например: исключить из нормы п. 2 ст. 1474 ГК РФ правило о запрете предоставления другому лицу права использования фирменного наименования; использовать нормы, предусмотренные абз. 2 ст.

Уступка товарного знака может осуществляться также и по лицензионному договору. В этом случае
лицензиату будет предоставлено право на использование товарного знака на определенный срок, который
оговаривается в договоре. Владелец (лицензиар) при этом сохраняет право на товарный знак, а
лицензиату лишь выдается разрешение на его использование. Предоставление лицензии регламентируется
статьей №-1489
Четвертой части ГК РФ.

Все условия лицензионного договора определяют сами стороны. Они могут самостоятельно решить вопрос
о том, будет ли у лицензиата исключительное право на использование товарного знака либо нет, также
самостоятельно могут договориться о размере и порядке уплаты вознаграждения, установить срок действия
данного договора и т.д.

Предлагаем ознакомиться:  Может ли совершеннолетний ребенок подать на алименты за прошлые годы на отца

В то же время существуют обязательные условия, введенные законом. Так, в
лицензионном договоре прописано, что лицензиар должен предоставлять потребителям товары на уровне
того качества, на котором предоставлял их лицензиат. Эти условия являются гарантией для потребителей,
которые уже привыкли к продукции под данным товарным знаком.

В том случае, если товары, которые
маркируются лицензиатом, будут плохого качества, лицензиар обязан запретить дальнейшее использование
своего товарного знака для маркировки товара. Также поставить вопрос о досрочном прекращении
лицензионного договора могут заинтересованные лица, государственные органы и организации по
защите прав потребителей.

Стоить отметить, что владельцем товарного знака может быть выдано несколько лицензий одновременно.
При этом собственник может претендовать на получение дохода от предоставления права на использование
его товарного знака.

Распоряжение исключительными правами на патенты и товарные знаки

Процедура распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также товарные знаки, знаки обслуживания и т. д.) несколько отличается от процедуры распоряжения правами на объекты авторского права (произведения). Правообладатель может распоряжаться своим исключительными правами двумя способами: передавая права использования или отчуждая данный объект.

Товарный знак – объект интеллектуальной собственности

Товарный знак – объект интеллектуальной собственности, который может быть уступлен или передан
правообладателем другому лицу (юридическому или физическому, осуществляющему предпринимательскую
деятельность) во временное пользование.

Уступка товарного знака регламентируется статьей №-1488
Четвертой частью ГК РФ. Передача прав на
товарный знак может быть осуществлена как на все товары и услуги, для которых он зарегистрирован,
так и на конкретные виды товаров или услуг. Уступка товарного знака может осуществляться на возмездных
и безвозмездных условиях, а основанием для уступки является гражданско-правовой договор.

По данному
договору собственник товарного знака утрачивает все свои права на него и отказывается от дальнейшего
использования знака. Все права на него владелец товарного знака передает приобретателю, а тот,
соответственно, принимает на себя права и обязанности собственника товарного знака.

В этом случае первоначальный собственник объекта полностью передает все без исключения свои права приобретателю. Наряду с правами на приобретателя переходят и обязанности, связанные с объектом. К таким обязанностям относится обязанность соблюдения договоров, в которых третьим лицам предоставлено право использования приобретенного объекта интеллектуальной собственности (договоры коммерческой концессии или франчайзинга, а также лицензионные договоры).

Предлагаем ознакомиться:  Договор цессии долга по кредиту

Также отчуждение исключительных прав называется уступкой исключительных прав. Внимание! Не стоит путать данное определение с уступкой права на получение патента или свидетельства на средство индивидуализации, которая может быть произведена еще до регистрации объекта интеллектуальной собственности.

Узнать подробнее о договоре отчуждения исключительного права.

Стоит помнить, что сторонами в ряде договоров, связанных с передачей исключительных прав на патенты и средства индивидуализации, могут быть только юридические лица и предприниматели (договор коммерческой концессии, лицензионный договор и договор отчуждения, по которым передаются товарные знаки или иные средства индивидуализации). Обратите внимание: договоры, в которых сторонами являются юридические, лица могут быть только возмездными.

Еще одной отличительной чертой передачи прав на интеллектуальную собственность становится их обязательная государственная регистрация в Федеральном институте промышленной собственности.

Договор на передачу авторских прав на произведения

Договорные отношения в сфере авторских прав регулируются несколькими видами договоров. В связи с тем, что право на произведение возникает с момента его создания, а не с момента его государственной регистрации, обязательная регистрация договоров по передаче объектов авторских прав отсутствует. Исключением является договор отчуждения исключительных прав на программу ЭВМ, который все же должен пройти государственную регистрацию, если сама программа ЭВМ зарегистрирована в Роспатенте.

Договор предусматривает передачу авторских прав на произведение к приобретателю в полном объеме, в отношении любых видов использования на территории мира. Приобретатель получает право распоряжаться приобретенным имуществом, не ограничиваясь какими-либо рамками.

Право на фирменное наименование

Узнать подробнее об особенностях договора отчуждения или заказать услуги.

Правообладатель или автор произведения может предоставить приобретателю исключительную или неисключительную лицензию. Согласно общему правилу, лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, однако, для передачи произведений предусмотрены исключения. В устной форме может заключаться лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании, а также в форме оберточной лицензии может заключаться договор о предоставлении права использования программы ЭВМ и базы данных.

Данный вид договора заключается между автором и лицом, которое будет производить издание произведения. Издание произведения должно произойти в установленный в договоре срок. В случае, если произведение не опубликовано в срок, автор может расторгнуть с издателем договор без возмещения причиненных убытков.

Договор авторского заказа произведения отличается от всех остальных договоров тем, что автор произведения и будущий его правообладатель могут заключить договор о передаче прав на произведение еще до создания такого произведения. Договором авторского заказ определяется результата, который должен быть получен по итогам исполнения, а также срок исполнения такого договора. За ненадлежащее исполнение договора заказчик может привлечь автора к ответственности, предусмотренной в договоре.

Узнать подробнее о договоре авторского заказа или заказать услуги

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector