Практикум по правоохранительным органам задачи

Тема 18. Частные детективные и охранные организации в системе правоохранительной деятельности. План

Темы
3-4. Судебная
власть и правосудие. Судебная система
в Российской Федерации.

Семинар – 2 часа.

План

1. Понятие судебной
власти и ее основные признаки.

2.
Сущность, способы и принципы осуществления
правосудия.

3.
Понятие и основные черты судебной
системы РФ, ее единство.

4.
Федеральные суды и суды субъектов
Российской Федерации.

5.
Понятие и виды судебных звеньев и
судебных инстанций.

Семинар 2 часа

План

  1. Система органов прокуратуры,
    их функции и полномочия, принципы
    деятельности. Правовой статус прокурора.

  2. Понятие
    и виды прокурорского надзора, его
    отличие от других видов надзора и
    контроля за исполнением законов,
    осуществляемых иными органами.

  3. Иные
    направления деятельности прокуратуры.

Темы
16-17.Органы
юстиции Российской Федерации. Нотариат

в Российской Федерации. Адвокатура
в Российской Федерации.

students-library.com

Семинар – 2 часа

План

  1. Понятие,
    задачи и направления деятельности
    органов юстиции РФ. Организация
    Министерства юстиции РФ и его органов.
    Полномочия Министерства юстиции РФ.

  2. Задачи и полномочия
    Федеральной службы судебных приставов.

  3. Задачи и полномочия
    Федеральной службы исполнения наказаний.

  4. Возникновение
    и развитие нотариальной деятельности.
    Понятие, задачи и организация деятельности
    нотариата в РФ.

  5. Виды нотариальных
    действий и правила их совершения.

  6. Понятие
    адвокатуры и адвокатской деятельности.
    Полномочия, права и обязанности
    адвокатов. Статус адвоката. Адвокатская
    тайна.

  7. Понятие, задачи
    и принципы организации адвокатуры в
    РФ.

    1. Частная
      детективная и охранная деятельность:
      основные понятия.

    2. Виды охранных и
      сыскных услуг.

    3. Частная
      детективная (сыскная) деятельность.
      Ограничения в сфере деятельности
      частного детектива.

    4. Частная охранная
      деятельность. Оказание услуг в сфере
      охраны.

    5. Правовое
      положение частного детектива и частного
      охранника.

Методические рекомендации

Изучение
данной темы предполагает внимательное
изучение Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации».

При
подготовке к первому вопросу студент
должен уяснить, что органы прокуратуры
занимают особое место в государстве.
Они не входят ни в одну из ветвей
государственной власти. Главное
назначение прокуратуры – осуществление
надзора за точным и единообразным
исполнением действующих на территории
Российской Федерации законов и принятие
мер, направленных на устранение их
нарушений.

Как
отмечает В.П. Беляев,
«надзор – это автономная форма юридической
деятельности управомоченных субъектов,
заключающаяся в совершении ими в
соответствии со своей компетенцией
юридически значимых действий по
разрешению на поднадзорных объектах в
строгом соответствии с законом конкретных
юридических дел, возникающих в связи с
неисполнением либо ненадлежащим
исполнением законов государственными
органами и должностными лицами в целях
обеспечения и укрепления законности и
правопорядка, предупреждения и пресечения
правонарушений, обеспечения прав и
свобод граждан и охраняемых законом
прав и интересов общества и государства»5.

Предлагаем ознакомиться:  Жалоба на бездействие полиции в прокуратуру образец

По его мнению, в России прокуратура
учреждалась исключительно как орган
надзора, а наделение ее другими функциями
всегда происходило за счет уменьшения
(сужения и т.п.) именно надзорных
полномочий, что противоречит сущности
надзорного органа и негативным образом
сказывается на состоянии законности.

Необходимо
разобраться, что является объектом
прокурорского надзора, обратив внимание
на то, что прокуратура не может осуществлять
надзор за высшими представительными и
исполнительными органами РФ, судами.
Надо внимательно ознакомиться с задачами,
которые решает прокуратура при
осуществлении своей деятельности.

Прокурорский
надзор и судебный контроль представляют
собой две взаимосвязанные системы,
входящие в контрольную форму деятельности
государства. Органы прокуратуры реализуют
свои контрольные функции в форме надзора
за исполнением законов Российской
Федерации, органы суда – контроля за
судебными решениями.

Правосудие при
этом не подменяет прокурорский надзор
за законностью, а судебная система не
выполняет надзорные функции прокуратуры.
Расширив правовые основания осуществления
судебной власти в сфере защиты прав и
свобод человека и гражданина, охраны
Конституции и законности, законодатель
сохранил единую централизованную
систему прокурорского надзора за
исполнением законов органами власти,
управления и контроля.

Цель
надзора – выявление нарушений законности,
требований нормативных правовых актов.
При этом оценка деятельности поднадзорного
органа дается строго с точки зрения
действующего законодательства, а не с
точки зрения субъективных факторов.

При
осуществлении общенадзорной деятельности
прокурор вправе проверять законность
и обоснованность задержания граждан и
применения соответствующими
государственными органами и должностными
лицами мер воздействия за правонарушения.
В случае признания задержания незаконным
или необоснованным прокурор своим
постановлением освобождает задержанного
несудебными органами. Если же прокурор
признает незаконным административное
задержание, произведенное судом, он
вправе опротестовать решение суда.

Прокурор
приносит протест на противоречащий
закону либо нарушающий права человека
и гражданина правовой акт в орган
местного самоуправления или должностному
лицу, которые издали этот акт, либо в
вышестоящий орган местного самоуправления
данного муниципального образования,
либо обращается в суд.

При этом может
быть опротестован как нормативный, так
и индивидуальный правовой акт. Одной
из предусмотренных Законом «О прокуратуре
Российской Федерации» мер реагирования
прокурора на выявленные нарушения
закона является обращение прокурора в
суд за защитой государственных или
общественных интересов, проявляющейся,
как правило, в защите права конкретного
субъекта (физического или юридического
лица)6.

Предлагаем ознакомиться:  Куда жаловаться на органы опеки и попечительства

Эффективность
прокурорского надзора во многом зависит
от судебной власти, так как при реализации
полномочий общего надзора прокуратуры
по результатам проверки нередко
принимается промежуточное решение
(протест), не обязательно подлежащее
удовлетворению.

Следует
понять, что прокуратура, как и иные
правоохранительные органы государства,
организована и действует на основе
общеправовых принципов. Но ей присущи
и особые принципы, обусловленные
спецификой прокурорского надзора. В их
числе принципы: единства и централизации;
независимости прокуратуры от органов
власти, политических партий; верховенства
закона в оценке деятельности поднадзорных
объектов.

Также
следует знать, что прокуратура представляет
сложную, единую и централизованную
систему органов с подчинением нижестоящих
вышестоящим и Генеральному прокурору
РФ. В системе органов прокуратуры
различают территориальные и
специализированные прокуратуры. Прокурор
является должностным лицом, уполномоченным
в пределах компетенции, предусмотренной
Уголовно-процессуальным кодексом,
осуществлять от имени государства
уголовное преследование в ходе уголовного
судопроизводства, а также надзор за
процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного
следствия.

При
рассмотрении второго вопроса студент
должен уяснить понятие прокурорского
надзора, являющегося самостоятельным
видом правоохранительной деятельности
в государстве, а также его отличительные
признаки от иных видов надзора и контроля.
Он должен знать установленные законом
виды (отрасли) прокурорского надзора,
предмет каждого вида надзора.

При
изучении данного вопроса наряду с
законом «О прокуратуре Российской
Федерации» от
17 января 1992 г. № 2202-1
следует обратиться к Федеральному
закону
РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 г., а также приказу
Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля
2011 г. № 33 «Об организации прокурорского
надзора за исполнением законов при
осуществлении оперативно-розыскной
деятельности».

В соответствии с законом, оперативно-розыскная
деятельность — вид деятельности,
осуществляемой гласно и негласно
оперативными подразделениями
государственных органов в пределах их
полномочий посредством проведения
оперативно-розыскных мероприятий в
целях защиты жизни, здоровья, прав и
свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств.

Прокурорский надзор за
исполнением закона осуществляют
Генеральный прокурор Российской
Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров
руководители органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,
представляют им оперативно-служебные
документы, включающие в себя дела
оперативного учета, материалы о проведении
оперативно-розыскных мероприятий с
использованием оперативно-технических
средств, а также учетно-регистрационную
документацию и ведомственные нормативные
правовые акты, регламентирующие порядок
проведения оперативно-розыскных
мероприятий.

Следует
учитывать, что с принятием Федерального
закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных
правовых актов» на органы прокуратуры
возложено проведение антикоррупционной
экспертизы по некоторым вопросам, прямо
указанным в законе.

Предлагаем ознакомиться:  Наименование территориального органа фсс по инн

Так, прокуроры в
ходе осуществления своих полномочий
проводят антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов органов,
организаций, их должностных лиц по
вопросам, касающимся прав, свобод и
обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной
собственности, государственной и
муниципальной службы и др.

Изучая
третий вопрос, необходимо уяснить, что
органы прокуратуры кроме надзора за
исполнением законов выполняют и другую
деятельность. Прокуратура осуществляет
координацию деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры участвуют в рассмотрении дел
судами в качестве государственного
обвинителя. Прокуратура РФ принимает
участие в правотворческой деятельности.

Практикум по правоохранительным органам задачи

При
изучении данной темы следует обратиться
к Закону РФ от
11 марта 1992 г. «О частной
детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации» (в ред. от 07.02.2011
г.), в котором получила правовое закрепление
и оформление негосударственная форма
правоохранительной деятельности,
осуществляемая частными детективами
и частными охранными предприятиями.

Настоящим
законом частная детективная и охранная
деятельность определяется как оказание
на возмездной договорной основе услуг
физическим и юридическим лицам, имеющими
специальное разрешение (лицензию)
органов внутренних дел организациями
и индивидуальными предпринимателями
в целях защиты законных прав и интересов
своих клиентов.

Необходимо
уяснить, что частная детективная и
охранная деятельность (ЧДОД) является
деятельностью правоохранительной, ибо
она направлена на защиту законных прав
и интересов (личных, имущественных)
физических и юридических лиц. На лиц,
осуществляющих частную детективную и
охранную деятельность, не распространяется
статус работников государственных
правоохранительных органов. Тем не
менее, предоставленные им законом права
и обязанности позволяют успешно решать
задачи по защите интересов своих
клиентов.

В
ходе подготовки данного вопроса
необходимо также уяснить, какие виды
частных детективных и охранных предприятий
существуют, какие виды услуг они могут
оказывать, каково их правовое положение,
в каких они находятся отношениях с
органами внутренних дел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector