Рекомендации Минэкономразвития РФ по управлению правами на РИД

1) идентифицировать различные объекты учёта НМА и, что немаловажно — обособить один от других;

2) интегрировать разные РИД в единые объекты (технологии, программные комплексы и другие IP‑продукты);

3) присваивать объективные юридические характеристики создаваемым IP‑продуктам с точки зрения охраняемых РИД;

4) учитывать максимальное количество объектов интеллектуальной собственности компании (и как следствие повысить стоимость бизнеса, пресечь утечку интеллектуальной собственности в другие компании, максимально использовать результаты творческой деятельности сотрудников);

5) подтвердить принадлежность исключительных прав и состав созданных в компании РИД (инвесторам, лицензиатам, заказчикам или приобретателям при отчуждении исключительных прав, в суде).

Для примера расскажем об одной из работ по оформлению спецификации технологии масштабируемого производства наукоёмкой продукции.

За основу мы взяли разработанную в компании Nevsky IP Law форму спецификации РИД, образующихся в результате НИОКР.

По нашей просьбе клиент организовал серию встреч с руководителем группы учёных, разрабатывающих технологию, в рамках которых мы в свободной форме собрали данные о проделанной работе и задавали по мере необходимости наводящие вопросы (благодаря такому подходу удалось выявить и зафиксировать информацию об объектах, о существовании которых изначально и не догадывался даже менеджмент компании).

Работа с полученным материалом начинается с установления сведений в том, что сделали учёные и каких результатов интеллектуальной деятельности достигли, так как остальные разделы спецификации (сведения о правообладателе, авторах, лицах, оказавших организационно‑техническое содействие, сведения о финансировании и затратах и проч.

) привязаны к ним. В качестве исходных данных мы использовали два патента на изобретения клиента, в связи с чем можно было смело предположить, что наверняка ещё есть потенциальные охраноспособные патентуемые объекты, а также ноу‑хау — конкретные параметры технологии, которые обычно не указывают в патентах.

Технология включила в себя автоматизированную систему управления и программное обеспечение (программу для ЭВМ).Все рабочие материалы (экспериментальные данные испытаний и научных изысканий) хранились в памяти ЭВМ и на съемных жёстких дисках, что позволило идентифицировать их в качестве базы данных. Независимо от того, была ли достигнута цель исследования, статистика исследований, результаты дорогостоящих экспериментов представляют собой ценность и интерес сами по себе — конкуренты или партнеры готовы платить за возможность получить доступ к таким сведениям.

Интегрированный подход к защите интеллектуальной собственности предполагает, что для составления Спецификации используются все сведения и данные, любые документы и фактические материалы — вплоть до научной библиотеки, собранной коллективом во время работы по тематике. В отличие от работы только по защите изобретения или дизайна, в ходе которой специалист может упустить из виду «сопутствующие» результаты, в ходе работы над спецификацией анализируется максимальный объем накопленных командой знаний, чтобы выявить как можно больше охраняемых результатов.

Рекомендации Минэкономразвития РФ по управлению правами на РИД

1) обобщение технологической информации позволило установить факты неэффективного расходования инвестиционных средств, в том числе в результате недооценки трудностей технического плана, а также недостаточной изученности деятельности конкурентов, которые уже пользуются аналогичными разработками;

2) технология не прорабатывалась с точки зрения её коммерциализации, а значит, применяемые меры защиты являлись неадекватными и несоразмерными с точки зрения реальности вывода IP‑продукта на рынок. Отсутствие стратегии коммерциализации не позволило поставить четкие задачи перед менеджментом и учеными;

3) некоторые гражданско‑правовые договоры имели недостатки (например, в договоре на разработку автоматизированной системы управления, прямо не предусматривающего создание специального программного обеспечения, но созданного по факту, отсутствовало указание на то, что исключительное право на такое программное обеспечение в случае его создания принадлежит заказчику, в данном случае, нашему клиенту. Таким образом, наш клиент получил лишь право безвозмездного использования программного обеспечения без возможности дальнейшего отчуждения);

4) при выделении в технологии составляющих её РИД оказалось, что за использование клиентом большинства из них работникам не было выплачено вознаграждение (что повышает риск судебных споров);

5) программное обеспечение на рабочих компьютерах, в том числе предназначенное для создания конструкторской документации (типа AutoCAD), оказалось нелицензионным (что, как известно, грозит при проведении проверки уполномоченными органами привлечением к административной и/или уголовной ответственности);

6) вся информация, наработанная за 7 лет, хранилась на съёмных жёстких дисках в общедоступном месте, меры по резервному копированию данных не принимались, что могло в любой момент повлечь как утечку конфиденциальной информации, так и уничтожение всех наработанных материалов, хранящихся в электронном виде.

Мы рекомендуем исследователям независимо от масштабности проекта работать над спецификациями, причем не только в отношении уже завершенных работ, но и в процессе исследования. В последнем случае удастся предупредить многие ошибки и учесть максимум информации, что облегчит вам последующую работу с работниками, контрагентами, инвесторами, государственными органами и самими РИД.

I. Общие положения

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Настоящие рекомендации предназначены для организаций, реализующих программы инновационного развития (далее соответственно — Рекомендации, Организации), а также могут применяться иными организациями различных организационно‑правовых форм и форм собственности. Рекомендации разработаны в целях содействия повышению конкурентоспособности и созданию условий для устойчивого развития Организаций, реализации их целей и задач в области инновационного и технологического развития, в том числе достижения целевых показателей программ инновационного развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее — права на РИД).

Для целей настоящих Рекомендаций под управлением правами на РИД в Организации понимается, в том числе деятельность по выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению правовой охраны РИД, постановке исключительных прав на РИД на бухгалтерский учет, инвентаризации и коммерциализации РИД, мониторингу и защите исключительных прав на РИД, а также контролю ненарушения Организацией прав третьих лиц, содействию деятельности по созданию РИД.

Управление правами на РИД следует рассматривать как часть деятельности Организации, в том числе в области инновационного и технологического развития, в целях осуществления бизнес‑стратегии на внутреннем и мировом рынках, в том числе как часть программ инновационного развития, которая осуществляется в целях повышения их эффективности и достижения целевых показателей.

Для обеспечения внедрения настоящих Рекомендаций целесообразно решением совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Организации утвердить Основные положения по управлению правами на РИД в Организации (далее — Основные положения) и план мероприятий по их реализации (далее — План) с учетом настоящих Рекомендаций, а также утвержденной программы инновационного развития.

Организациям (холдинговым компаниям) также рекомендуется обеспечить разработку аналогичных документов дочерними и зависимыми организациями с учетом Основных положений и Плана, одобренных головной Организацией, в случае если указанные Основные положения и План на них не распространяются.В целях координации при реализации Основных положений и Плана Организациям, имеющим дочерние и зависимые общества, рекомендуется сформировать совет (ы) из представителей дочерних и зависимых организаций, работников Организации и независимых экспертов (по возможности), который будет на регулярной основе проводить свои заседания.

Система управления правами на РИД Организации должна обеспечить выполнение, в том числе следующих задач (функций):— содействие созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, в том числе путем нормативно‑методического, информационно‑аналитического обеспечения указанной деятельности, в том числе при осуществлении функций заказчика научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР) Организации;

— обеспечение правовой охраны РИД, в том числе выявление потенциально охраноспособных РИД, осуществление соответствующих процедур по обеспечению правовой охраны, поддержанию охранных документов в силе, а также организация учета прав на РИД; — коммерциализация прав на РИД, в том числе определение перспективных направлений и рынков;

— предотвращение нарушения прав на РИД Организации, а также Организацией прав на РИД третьих лиц.Для эффективной реализации задач (функций) по управлению правами на РИД в Основных положениях и Плане целесообразно, в том числе предусмотреть положения, касающиеся:определения оптимальной организационной структуры управления правами на РИД (внутренние подразделения; аутсорсинг);

способов стимулирования персонала;обеспечения финансирования системы управления правами на РИД;мониторинга эффективности системы управления правами на РИД. Указанные положения рекомендуется формировать с учетом результатов анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации.В целях обеспечения эффективного внедрения утвержденных Основных положений в Плане целесообразно установить сроки разработки и утверждения локальных нормативных актов (в том числе положений о подразделениях Организации, регламентов их взаимодействия, типовых соглашений с авторами РИД, положений об обеспечении правовой охраны РИД и защите исключительных прав, регламентов осуществления основных функций в сфере управления правами на РИД), устанавливающие необходимый и достаточный уровень регламентации деятельности в области управления правами на РИД.

В Основных положениях должно быть определено должностное лицо Организации, которое несет ответственность за эффективное функционирование системы управления правами на РИД, реализацию Основных положений и Плана. В случае наличия в Организации локальных нормативных актов, регулирующих вопросы управления правами на РИД, рекомендуется провести анализ соответствия указанных нормативных актов настоящим Рекомендациям и при необходимости внести в них соответствующие изменения.

II. Анализ конъюнктуры рынка и особенности функционирования Организации

Основные направления анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации:а) исследование рынка поставщиков и потребителей продукции, работ, услуг Организации, деятельности компаний‑конкурентов с целью определения существующего спроса и предложения на продукцию, работы, услуги, перспективных направлений проведения НИОКР с учетом особенностей деятельности Организации, с целью определения перспектив коммерциализации РИД Организации;

б) анализ существующих в Организации процессов управления правами на РИД, в том числе линейных, функциональных связей, процессов принятия решений по созданию, обеспечению правовой охраны РИД, коммерциализации и защите исключительных прав, анализ состояния изобретательской и патентно‑лицензионной деятельности, проведение инвентаризации прав на РИД Организации, анализ трудовых ресурсов, осуществляющих деятельность по управлению правами на РИД, включая функционал и квалификацию соответствующих работников;

в) анализ существующей системы регламентирования отношений между авторами РИД и Организацией, исполнителями НИОКР и Организацией, в том числе по вопросам распределения и закрепления прав на РИД, мотивации и вознаграждения авторов, обеспечения режима коммерческой тайны в отношении РИД, созданной в рамках выполнения служебных обязанностей, повышения квалификации работников, участвующих в процессе создания и коммерциализации РИД;

Предлагаем ознакомиться:  Как защитить права работника

г) анализ финансирования деятельности по управлению правами на РИД, в том числе определение источников, объема и направлений финансирования указанной деятельности, анализ системы планирования доходов и расходов, определение направлений оптимизации расходов;д) анализ локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по управлению правами на РИД в Организации, в том числе о порядке стимулирования авторов РИД, об организации изобретательской деятельности, об организации коммерциализации РИД, об обеспечении коммерческой тайны, о взаимодействии со сторонними организациями по вопросам создания РИД и управления правами на РИД.

1) многолетняя работа научного коллектива была обобщена и описана с точки зрения результатов, их экономической ценности и возможностей правовой защиты;

2) в процессе заполнения Спецификации были выявлены новые охраноспособные изобретения — относящиеся как к оборудованию, так и к методикам исследований;

3) была подсчитана себестоимость Технологии за счёт учёта расходов на создание РИД (в том числе затраты на услуги подрядных организаций и экспертов, содержание офиса, выплаты по гражданско‑правовым и трудовым договорам, страховые взносы на сотрудников);

4) в Спецификации удалось отразить нюансы технологии, не описанные в патентах или описанные приблизительно, но позволяющие в дальнейшем при необходимости воспроизвести технологию другими специалистами, например, оптимальная температура, давление, время отдельной производственной операции, конкретные химические вещества (т. е.

Как итог, для клиента был сформирован IP‑портфель, то есть совокупность охраняемых объектов интеллектуальной собственности, обладающая потенциалом коммерциализации, то есть введения в гражданский оборот.

VI. Финансовое обеспечение системы управления правами на РИД

При реализации задач (функций) в сфере управления правами на РИД целесообразно проводить следующие мероприятия:а) в рамках деятельности по содействию созданию, выявлению РИД:— определить направления интеграции системы управления правами на РИД и имеющихся в Организации подходов к созданию, выявлению РИД с учетом возможности выбора Организацией различных способов их получения (собственные разработки, выполнение НИОКР по государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с государственным или муниципальным заданием, размещение заказов в других организациях или приобретение исключительных прав или прав на использование РИД);

— провести анализ целесообразности и возможности финансирования собственных исследований, при выполнении которых возможно создание РИД, и наличия необходимого кадрового потенциала в Организации, а также перспектив выполнения НИОКР;— осуществлять регулярное проведение патентно‑информационных исследований, в том числе построение патентных ландшафтов в сфере деятельности Организации, в том числе мониторинг объемов и динамики охраняемых РИД (прежде всего патентных заявок и патентов) компаний‑конкурентов, как в Российской Федерации, так и в странах, являющихся важнейшими производителями аналогичной продукции или текущими и перспективными рынками Организации;

— определить направления использования РИД, возможности проведения дополнительных исследований в целях создания решений, необходимых для внедрения уже имеющихся РИД;— осуществлять мониторинг внешней среды с целью выявления перспективных для Организации РИД и получения прав на РИД, использование которых в деятельности Организации целесообразно, в том числе в отношении РИД, созданных в рамках государственных заказов, по которым государственными заказчиками принято решение об отчуждении исключительных прав и (или) предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на РИД;

наличия финансовых средств на получение и поддержание охранных документов в силе;востребованности РИД на рынке, в том числе за рубежом, потенциальных направлений коммерциализации РИД и его особенностей, закрепления за Организацией исключительных прав на перспективные технические (технологические) решения;

— ограничивать доступ к информации о РИД и не допускать ее разглашения или опубликования до проведения анализа коммерческой ценности РИД и принятия решения о форме запрашиваемой правовой охраны. В случае принятия решения о патентовании режим коммерческой тайны устанавливается для информации о РИД до публикации заявки;

— определить порядок уведомления автором соответствующего подразделения Организации (уполномоченных должностных лиц) о созданных потенциально охраноспособных РИД; — рассмотреть особенности процедуры оформления прав на РИД и возможные сроки предоставления правовой охраны, наличие альтернативных способов охраны РИД и достигаемую каждым из них степень охраны РИД, в том числе возможность пресекать нарушения исключительных прав;

— выбрать оптимальный вариант охраны РИД, в том числе с учетом конкурентной среды и необходимости обеспечения комплексного подхода к правовой охране РИД, обеспечить подготовку и подачу заявок на выдачу патентов на РИД, способные к правовой охране в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, их сопровождение, введение режима коммерческой тайны и другое;

— обеспечить учет исключительных прав на РИД Организации (в том числе прав на РИД, приобретенных у сторонних организаций; государственный учет результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета), в том числе бухгалтерский, актуализацию учетных данных, а также взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ведения реестров прав на РИД в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

в) в рамках реализации мероприятий по коммерциализации РИД:— определить возможные эффекты от коммерциализации РИД с учетом приоритетов Организации на рынке и с учетом возможности:расширения существующего рынка, выхода на новые для Организации рынки или создания нового рынка;реализации разработок путем продажи лицензий или отчуждения прав на РИД;

— определить возможные механизмы коммерциализации создаваемых или приобретаемых прав на РИД, к которым могут быть отнесены следующие: применение РИД в собственном производстве;осуществление с другими компаниями, в том числе конкурентами, кросс‑лицензирования для получения легитимного доступа продуктов и технологий Организации на существующие и новые рынки, технологического встраивания в существующие отраслевые цепочки создания продуктов;

заключение лицензированных договоров или отчуждение исключительных прав на РИД;внесение исключительных прав на РИД в уставные капиталы проектных компаний (организаций), в том числе дочерние, реализующие соответствующий проект, в том числе с привлечением средств соинвесторов;— размещать в информационных источниках сведения о РИД Организации, по которым Организация готова заключить лицензионные соглашения, договора об отчуждении прав.

г) в рамках защиты исключительных прав на РИД:— осуществлять регулярное проведение мониторинга реализуемой третьими лицами продукции (оказываемыми услугами, выполняемыми работами), который позволит выявить нарушение исключительных прав на РИД Организации, в том числе путем анализа разработок основных конкурентов, продукции, представляемой на соответствующих выставках;

— обеспечить принятие своевременных мер по прекращению нарушения третьими лицами исключительных прав на РИД Организации;— проводить проверку патентной чистоты производимой и/или реализуемой Организацией продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в целях недопущения нарушения Организацией прав третьих лиц;

Распределение полномочий и функций по управлению правами на РИД, которое должно быть закреплено в Основных положениях, необходимо осуществлять с учетом специфики деятельности Организации, наличия или отсутствия отдельных подразделений по управлению правами на РИД, объемов деятельности, связанной с управлением правами на РИД, требуемой для осуществления указанной деятельности.

В целях обеспечения построения эффективной системы управления правами на РИД в Организации целесообразно закрепить основные функции в указанной сфере за отдельным структурным подразделением, наделив его полномочиями по координации и контролю в соответствующей сфере, с учетом возможности при необходимости передачи ряда функций другим структурным подразделениям и (или) сторонним организациям, экспертам.

Достижение реализации всех функций (задач) системы управления интеллектуальной собственностью в Организациях рекомендуется осуществлять в том числе путем взаимодействия финансовых, юридических, технических, маркетинговых, кадровых служб с подразделением, ответственным за формирование стратегической и инновационной политики Организации по вопросам управления правами на РИД Организации.

В Основных положениях и Плане рекомендуется предусмотреть реализацию, в том числе следующих мероприятий, направленных на повышение эффективности управления персоналом:— создание корпоративной культуры, поощряющей изобретательскую активность работников, в том числе периодическую организацию мероприятий, направленных на повышение мотивации работников в соответствующей сфере, путем проведения конкурсов, присуждения почетных званий, награждения грамотами и благодарностями;

— материальное стимулирование изобретательской активности работников, в том числе за участие в деятельности по созданию РИД и коммерциализации РИД, путем определения условий и порядка предоставления материального вознаграждения работникам, минимальных ставок вознаграждения и порядка его расчета в зависимости от сложности РИД, вклада работника в их создание и положительных эффектов в том числе в части получаемых доходов, снижения издержек, которые достигаются путем использования прав на РИД;

— обучение работников Организации по профилю их деятельности, а также по программам и курсам повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности;— уточнение трудовых договоров с работниками либо заключение отдельных соглашений с ними в части регламентации вопросов, касающихся:обеспечения режима коммерческой тайны, связанной с профессиональной деятельностью работника;

распределения и закрепления прав на РИД, созданных или доработанных работником в связи с выполнением служебных обязанностей (в том числе в соавторстве), включая основания, условия и порядок закрепления прав, недопущения нелегитимного использования прав на РИД работниками после увольнения из Организации;вознаграждения за создание РИД в связи с выполнением служебных обязанностей, их использование в деятельности Организации.

— созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению их правовой охраны, инвентаризации прав на РИД, поддержанию охранных документов в силе, коммерциализации РИД;— мониторингу патентного ландшафта, выявлению новых перспективных направлений, по которым осуществляется технологически и коммерчески оправданная патентная активность;

— стимулированию изобретательской активности среди работников, а также повышению их квалификации и мотивации;— созданию и поддержанию материально‑технической и информационной базы, необходимой для управления правами на РИД;б) использование различных источников финансирования, в том числе внешних (государственный заказ, венчурное финансирование, заемные средства, средства, выделяемые в рамках государственной поддержки проведения НИОКР), внутренних (собственные средства, в том числе средства специализированных фондов, прибыль);в) определение неснижаемого объема средств, выделяемых для целей управления правами на РИД Организации.

Информационное право [404]↑

2. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

1. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики / В.А. Вайпан. URL: http://отрасли-права.рф/article/26874 (дата размещения статьи: 06.01.2018).


[1] Указ Президент РФ от 11 января 2018 г. N 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».

Предлагаем ознакомиться:  Как прописать ребенка через МФЦ: какие документы нужны для прописки, сроки и инструкция

[2] Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015 – 2030 годы. Принята на Третьей Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Перспективы и проблемы развития цифровой экономики в России. Материалы семинара «Реалистическое моделирование» // Аналитический вестник Совета Федерации ВС РФ. 2017. N 31(687).

[4] «Устойчивые города и населенные пункты» – одна из 17 стратегических целей ООН в области устойчивого развития.

[5] Распоряжение Президента РФ от 18 мая 2017 г. N 163-рп «Об утверждении плана перехода на использование отечественных геоинформационных технологий» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р // СПС «КонсультантПлюс».

[7] Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики. URL: http://отрасли-права.рф/article/26874 (дата размещения статьи: 06.01.2018).

Связанные статьи:

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) [28]↑

  • 2019-12-04 Изъятие электронных носителей информации при расследовании уголовных дел экономической и общеуголовной направленности, а также по соединенным уголовным делам
  • 2019-11-26 К вопросу о совершенствовании системы статистического учета обращений в суд на начальном этапе уголовного судопроизводства в цифровую эпоху
  • 2019-11-03 Особенности раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных организованными преступными группами и организациями с помощью всемирной компьютерной сети Интернет
  • 2019-10-03 Использование в доказывании результатов прослушивания телефонных переговоров в условиях развития информационных технологий (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и законодательства некоторых иностранных государств)
  • 2019-08-30 Регистрация сообщения о преступлении и начало расследования в новой цифровой реальности
  • 2019-08-30 Новые правила изъятия электронных носителей и копирования информации
  • 2019-08-30 Использование цифровых технологий при рассмотрении уголовных дел в суде: реальность и перспективы
  • 2019-06-10 Запрет определенных действий и предусмотренные им запреты в сочетании с залогом и домашним арестом: первые полгода применения
  • 2019-06-06 Судебный штраф в интересах коррупционеров{q}
  • 2019-05-25 Протокол задержания: источник важной процессуальной информации
  • 2019-05-17 Оптимизация судебного контроля на начальном этапе уголовного судопроизводства в условиях развития цифровых технологий
  • 2019-05-15 Домашний арест и запрет определенных действий как альтернатива заключению под стражу
  • 2019-04-24 Использование электронных документов в качестве доказательств в уголовном и гражданском процессе
  • 2019-04-06 Результаты оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам
  • 2019-04-06 Помощник следователя — новая процессуальная фигура в уголовно-процессуальных отношениях
  • 2019-04-06 Правоприменительные проблемы производства контроля и записи телефонных и иных переговоров
  • 2019-03-10 Процессуальные аспекты прекращения уголовного преследования с назначением судебного штрафа
  • 2019-03-02 Совершенствование судопроизводства путем внедрения электронной формы уголовного дела
  • 2019-02-10 Следственное познание как объект междисциплинарного исследования
  • 2018-12-22 О зачете времени ограничения свободы при применении мер пресечения: запрета выходить из жилого помещения, домашнего ареста и заключения под стражу
  • 2018-11-20 Судебно-медицинская экспертиза: понятие, виды и порядок проведения
  • 2018-11-18 Особенности определения размера компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью и жизни граждан
  • 2018-11-08 Некоторые проблемы оценки и использования информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами при расследовании преступлений
  • 2018-11-08 Типичные следственные ситуации при расследовании сексуальных преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: специфические особенности и пути разрешения
  • 2018-11-08 Специальные знания, обеспечивающие расследование преступлений, связанных с оборотом криптовалюты
  • 2018-11-07 Получение компьютерной информации от организаторов ее распространения в сети Интернет при расследовании преступлений
  • 2018-11-06 Осмотр и изъятие электронных носителей информации при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
  • 2018-07-28 Получение следователем информации, содержащейся в сообщениях, передаваемых посредством электронной почты и мессенджеров: проблемы процессуального регулирования
  • 2018-07-21 Проверка следователем результатов оперативно-разыскной деятельности на предмет их возможных фальсификаций и провокаций
  • 2018-07-21 Процессуальные гарантии защиты чести, достоинства и доброго имени умершего, вопрос о виновности которого ставился в предварительном порядке (на стадии возбуждения уголовного дела)
  • 2018-07-21 Ходатайства стороны защиты на завершающем этапе досудебного производства по уголовному делу: актуальные проблемы их заявления и рассмотрения
  • 2018-07-21 Подписка о невыезде и надлежащем поведении: о чем забывают следователи
  • 2018-07-21 Почему необходимо восстановление уголовно-процессуальных полномочий уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
  • 2018-07-21 Проблемы соотношения понятия усмотрения следователя со смежными понятиями: «убеждение», «оценочные термины», «целесообразность»
  • 2018-07-21 Проблемы расследования транснациональных преступлений (по следам научных публикаций)
  • 2018-07-21 Облачные вычислительные технологии в судебно-экспертной деятельности
  • 2018-07-15 Самоотвод судьи вследствие постороннего воздействия
  • 2018-07-15 Особенности принятия процессуального решения о наложении ареста на имущество на стадии предварительного расследования
  • 2018-07-15 Некоторые вопросы использования явки с повинной в доказывании по уголовным делам
  • 2018-07-15 Проблемы и возможности применения полиграфологических исследований
  • 2018-07-15 Значение участия защитника в уголовном процессе
  • 2018-07-15 Обеспечение потерпевшему права на бесплатную юридическую помощь в уголовном судопроизводстве
  • 2018-07-15 Судебный лингвист против судебного психолога (о некоторых проблемах доказывания в судопроизводстве)

Безопасность [86]↑

  • 2019-11-25 Теоретико-методологические проблемы правового обеспечения экологической, биосферной и генетической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации
  • 2019-11-25 Новеллы в сфере контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики
  • 2019-10-03 Миграционные процессы в России: основные проблемы и правовой механизм их координации
  • 2019-09-17 Организованная преступность в таможенной сфере как одна из угроз общественной безопасности Российской Федерации
  • 2019-09-13 Проявление коррупции в сфере информационных технологий при осуществлении государственных закупок
  • 2019-09-13 К вопросу о понятии «национальная безопасность»
  • 2019-09-13 Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов как конституционные требования в сфере обеспечения экологической безопасности
  • 2019-08-01 Нормативно-правовое обеспечение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях цифровой экономики
  • 2019-08-01 Методика сбора первичной информации для актуализации базы данных и знаний по угрозам и рискам в интересах Федеральной системы управления экономическими рисками Российской Федерации
  • 2019-07-30 Конституционное правосознание в системе конституционно-правовых мер защиты единства, стабильности и безопасности российского государства и общества от внешних угроз
  • 2019-07-30 Правовое обеспечение безопасности хозяйствующих субъектов
  • 2019-07-27 Цифровизация закрытых закупок для нужд обороны и безопасности государства: поиск оптимальных правовых решений
  • 2019-07-27 Правовая природа и содержание права российских граждан на безопасность
  • 2019-07-13 Цифровизация в сфере экологической безопасности: административно-правовые аспекты
  • 2019-06-26 Техника безопасности — а что это такое{q}
  • 2019-06-26 Организованная преступность как угроза экономической безопасности России
  • 2019-06-08 Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру: уголовная ответственность ее владельцев и эксплуатантов
  • 2019-06-01 Основные задачи государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности
  • 2019-06-01 Информационная безопасность и применение технологии блокчейн: зарубежный опыт и необходимость правового регулирования в Российской Федерации
  • 2019-05-31 Общая характеристика экстремизма как угрозы общественной безопасности в Российской Федерации (административно-правовой анализ)
  • 2019-05-25 Актуальные вопросы правового регулирования экономической деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности: федеральный и региональные аспекты
  • 2019-05-25 Каковы полномочия отдела экономической безопасности и противодействия коррупции при проведении проверок{q}
  • 2019-05-24 Потенциал модели общественно-экономической формации в комплексе анализа угроз экономической безопасности Российской Федерации
  • 2019-05-24 Нормативное правовое обеспечение мониторинга результатов инновационной деятельности
  • 2019-05-17 Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения
  • 2019-05-17 Квалификация преступлений в сфере использования энергии, обращения с радиоактивными отходами и обеспечения радиационной безопасности
  • 2019-05-15 Развитие экологически безопасного туризма в Арктической зоне Российской Федерации
  • 2019-05-15 Противопожарный инструктаж работников организаций
  • 2019-04-26 Искусственное банкротство кредитных организаций и незаконный вывод принадлежащих им активов за рубеж как факторы риска для банковского и сопряженного с ним бизнеса
  • 2019-04-06 Понятие, цели, задачи и содержание административно-правового обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации
  • 2019-04-06 К вопросу о конституционном содержании обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации
  • 2019-04-06 Единая электронно-информационная платформа как способ минимизации рисков взаимодействия субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности
  • 2019-03-25 Безопасность критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
  • 2019-03-25 Признаки незаконного дробления бизнеса и его существенные отличия от легальной оптимизации расходов
  • 2019-03-25 Общая характеристика уязвимости процессуальных норм, регламентирующих проверку сообщения о преступлении, способствующих совершению рейдерских захватов имущества
  • 2019-03-25 Банкротство сельскохозяйственных организаций: режим правового благоприятствования и продовольственная безопасность
  • 2019-03-25 Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
  • 2019-03-25 Система оперативно-разыскного обеспечения экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса (теоретико-правовая модель)
  • 2019-03-25 Административно-правовые меры противодействия коррупции в России
  • 2019-03-12 Проблема информационной безопасности в контексте использования «Интернета вещей» в медицине
  • 2019-03-12 Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности личности
  • 2019-03-12 Риски информационной безопасности и возможности правового регулирования криптовалюты в России
  • 2019-03-02 Правовая безопасность Арктической зоны Российской Федерации
  • 2019-03-02 Институт экологического страхования как элемент экологической безопасности
  • 2019-02-26 Отказ водителя транспортного средства от медицинского освидетельствования и его взаимосвязь с потреблением наркотических средств
  • 2019-02-17 Суверенитет государства в контексте привлечения иностранных инвестиций
  • 2019-02-10 Территориальный принцип охраны интеллектуальной собственности и действие государственного суверенитета в цифровом пространстве
  • 2019-02-04 Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы: основные риски
  • 2019-01-27 Дифференциация видов безопасности в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ
  • 2019-01-27 Соотношение международно-правового регулирования миграции и права международной безопасности
  • 2019-01-25 Основополагающие принципы охраны прав в трудовом договоре как средство обеспечения национальной безопасности
  • 2019-01-25 Незаконная миграция в России и вопросы обеспечения национальной безопасности
  • 2019-01-25 Причинная связь в составах нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортных преступлений)
  • 2019-01-25 Об обеспечении экономической безопасности объектов горнорудной промышленности
  • 2019-01-25 Обеспечение неотвратимости наказания в сфере безопасности дорожного движения
  • 2019-01-25 Особенности проявления субъективной стороны нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта
  • 2019-01-25 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
  • 2019-01-15 Институциональные механизмы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и Сингапура: сравнительно-правовой аспект
  • 2019-01-15 К вопросу об административно-правовых средствах регулирования безопасности дорожного движения и повышения их эффективности
  • 2019-01-15 Особенности и оценка состояния уровня экономической безопасности российских сельхозпроизводителей, функционирующих в условиях ЕАЭ
  • 2019-01-15 Противодействие нелегальной миграции: пути совершенствования международной и национальной организационно-правовой основы
  • 2018-12-23 Прекращение договора найма служебного жилого помещения и выселение граждан из служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 2018-12-23 О некоторых особенностях осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства
  • 2018-12-23 Об ограничении доступа к информации о закупках продукции для обеспечения обороны страны и безопасности государства
  • 2018-12-22 Противодействие терроризму в авиационной сфере: положительный опыт и проблемы
  • 2018-12-01 Административно-правовые средства обеспечения миграционной безопасности России
  • 2018-11-24 Общественно опасные последствия манипулирования рынком и неправомерного использования инсайдерской информации
  • 2018-11-24 Современные способы и методы мошенничества в сфере биржевого оборота ценных бумаг
  • 2018-11-24 Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности
  • 2018-11-24 Правовые угрозы при использовании информационных систем в государственном управлении
  • 2018-11-18 Противодействие современным приемам и способам вербовки в международные террористические организации
  • 2018-11-17 Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления
  • 2018-11-17 Особенности ограничения прав и свобод человека при обеспечении национальной безопасности государства
  • 2018-11-17 Институализация безопасности личности в конституционных нормах современных демократических государств
  • 2018-11-11 Приоритеты обеспечения национальной безопасности в контексте интересов личности: конституционно-правовой анализ
  • 2018-11-07 Законодательное обеспечение информационной безопасности в России
  • 2018-11-06 Анализ перспектив правового регулирования криптовалют в рамках обеспечения национальной и международной безопасности
  • 2018-11-06 Информационная безопасность адвокатской деятельности
  • 2018-11-06 Информационная безопасность в электронном государстве
  • 2018-11-05 Банковская тайна и использование банками услуг аутсорсинга информационной безопасности
  • 2018-11-05 Уголовно-правовая охрана авторских прав в сети Интернет как элемент обеспечения безопасности информационного общества
  • 2018-08-06 Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями
  • 2018-07-15 Цифровая экономика поставила нас перед необходимостью решения проблемы обеспечения цифрового суверенитета
  • 2018-07-15 Специфика, сущность и алгоритм выработки управленческого решения в системе органов безопасности России
  • 2018-07-15 Ребенок и интернет-пространство: вопросы правового обеспечения безопасности
  • 2018-07-14 Категория «уязвимость» в понятийном ряду теории и практики обеспечения безопасности

Жилищное право [57]↑

  • 2019-12-02 Коллекторы и их работа по изъятию квартир за долги
  • 2019-12-01 Дарение жилого помещения с оговоркой о сохранении права пожизненного пользования
  • 2019-10-03 Споры по разделу имущества супругов. Как отойти от равенства долей
  • 2019-10-03 Проблема отчуждения жилья
  • 2019-09-18 Понятие равнозначного жилого помещения: нормативное регулирование и правоприменительная практика
  • 2019-09-18 Защита владения жилым помещением
  • 2019-09-17 Критерии отнесения помещения к категории жилых и проблема апартаментов
  • 2019-09-14 Взятки жильем или нежилыми помещениями: анализ судебной практики по коррупции
  • 2019-07-30 Правовые пробелы в законодательстве о защите жилищных прав несовершеннолетних при использовании средств материнского (семейного) капитала
  • 2019-06-19 О предварительном договоре в сфере продажи жилья
  • 2019-06-19 Выселение из жилья, предоставленного военнослужащим
  • 2019-06-19 Служебное жилье. Уволить не значит выселить
  • 2019-06-19 Страховка жилья: споры с компаниями
  • 2019-06-19 Служебное жилье и проблемы выселения при увольнении
  • 2019-06-19 Самовольное строительство — судебная практика ВС РФ и арбитражных судов. Социальные самострои
  • 2019-06-19 Служебное жилье и проблемы выселения при увольнении
  • 2019-06-08 Очередная реформа норм о самовольном строительстве: оценка новелл
  • 2019-06-08 Защита прав несовершеннолетних на жилые помещения
  • 2019-06-06 Ипотека от Газпромбанка
  • 2019-06-05 Хостелы как жилье — анализ споров
  • 2019-06-05 Долги в наследство
  • 2019-05-17 Апартаменты как жилье{q}
  • 2019-05-15 Самовольное строительство и реконструкция — судебные споры судов общей юрисдикции, рассмотренные Верховным Судом РФ
  • 2019-05-15 Защита добросовестного приобретателя жилого помещения
  • 2019-04-07 Схемы хищения недвижимости через микрофинансовые организации
  • 2019-03-25 Жилищные права и обязанности лиц, брак между которыми признан недействительным
  • 2019-03-25 К вопросу о «терминологической разноголосице» в понятиях «жилище», «жилье» и «жилое помещение»
  • 2019-03-25 Назначение жилого помещения и пределы его использования
  • 2019-03-16 Самовольное строительство и реконструкция объектов капитального строительства
  • 2019-03-16 Приватизация служебных жилых помещений и споры, связанные с выселением из него
  • 2019-03-16 «Платили за ипотеку, но в итоге выгнали из квартиры» — как так получилось и что делать другим{q}
  • 2019-03-16 Налог на несуществующую недвижимость
  • 2019-03-16 Высокие дачи теперь вне закона
  • 2019-03-10 Отдельные вопросы удостоверения сделок по оформлению жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала, в общую долевую собственность родителей и детей
  • 2019-03-10 Защита прав собственников блокированного жилого дома
  • 2019-03-02 О некоторых аспектах взыскания неустойки в сфере ЖКХ
  • 2019-03-02 Незаконные парковки: споры по их сносу
  • 2019-03-02 Новые мошеннические схемы на рынке жилья (анализ судебной и правоприменительной практики)
  • 2019-02-17 Незаконные схемы купли-продажи недвижимости, связанные с личностью стороны сделки
  • 2019-02-10 Жилищные и семейно-правовые аспекты осуществления права на предоставление жилого помещения по договору социального найма
  • 2019-02-10 Банкротство как фактор риска при сделках с недвижимостью
  • 2019-02-10 Размер и качество жилья: анализ споров
  • 2019-02-10 Льготы инвалидам по ЖКХ и жилью: споры
  • 2019-02-09 Плата за коммунальные услуги, предоставляемые управляющими компаниями, только по утвержденным тарифам
  • 2019-02-09 Форс-мажор и отмена сделок купли-продажи недвижимости
  • 2019-02-09 Гражданско-правовая ответственность управляющей организации в сфере ЖКХ
  • 2019-02-09 Жилищно-коммунальные услуги
  • 2019-02-09 Судьба коммунальных платежей при разрыве семейных отношений
  • 2019-01-25 Права членов семьи собственника жилого помещения в контексте изменений законодательства о сделках и договорах
  • 2018-12-23 Прекращение договора найма служебного жилого помещения и выселение граждан из служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 2018-12-21 Особенности предмета доказывания по спорам о проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в которых ремонт требовался на момент приватизации жилья
  • 2018-12-01 Права собственников многоквартирного жилого дома на общее имущество при переводе одного из жилых помещений в нежилое: анализ судебной практики
  • 2018-12-01 Видовой признак ограниченных вещных прав граждан на жилое помещение
  • 2018-11-23 Жив ли исполнительский иммунитет единственного жилья гражданина-должника{q}
  • 2018-11-20 Юридическая природа права нанимателя служебного жилого помещения в Российской Федерации
  • 2018-07-15 Вопросы недвижимости в призме приоритетного права несовершеннолетнего на жилье
  • 2018-07-14 Проблемы определения критериев разумного срока для сноса аварийного дома
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector