У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Участник ДТП без страховки ОСАГО: причины и ответственность

Что грозит виновнику{q} Если исключить множество административных взысканий, касающихся сопутствующих происшествию нарушений (опьянение, отсутствие прав, всевозможные нарушение ПДД и т. д.), то за сам полис на сегодня предусмотрена только одна ответственность – штраф.

Его сумма определяется в зависимости от обстоятельств, прописанных в статье 12.37 КоАП РФ. Данная статья имеет две части, которые разграничивают наказания для тех, кто грубо нарушает правила ОСАГО, и для тех, у кого полиса вообще нет.

  • Часть 1 – предусматривает наказание для сезонных водителей и сменных владельцев в виде штрафа суммой 500 руб. Полис у них есть, но он используется с грубыми нарушениями (езда вне страхового периода и езда без записи о допуске к управлению);
  • Часть 2 – предусматривает наказание для лиц, не имеющих договора автогражданской ответственности в виде штрафа суммой 800 руб.

https://www.youtube.com/watch{q}v=6hwsdvjCzWE

Вот и все наказание. Очевидно, что подобные взыскания довольно гуманны. Но с другой стороны, это является одной из причин широкого распространения практики езды без ОСАГО, особенно в удаленных от оживленных магистралей районах России. Посмотрите видео о взыскании ущерба с виновника.

Описанные выше различия в суммах штрафов не должны вводить автомобилистов в заблуждение – это всего лишь различия в мере административного наказания, соответственно степени вины.

Само же нарушение для обоих вариантов едино. Это очень важно понимать т. к. для претензионного взыскания нет разницы, по которой из частей ст. 12.37 вас оштрафовали и на какую сумму.

Для страховщиков и суда засчитывается, что у вас отсутствует ОСАГО в следующих случаях:

  • Если вы его по какой-то причине не приобрели;
  • Если вы просрочили продление страхового периода;
  • Если вы ездите на авто в нестраховой период;
  • Если вы не вписаны в имеющийся чужой полис как допущенное к управлению лицо;
  • Если вы имеете на руках подделку.

У некоторых водителей возникнет вопрос: а может без автогражданки действительно выгодно ездить, раз штрафы такие божеские. Для какой-то категории населения, проживающей в малонаселенных и труднодоступных районах, это иногда действительно выгодно.

Но для большинства граждан дело 500 или 800-и рублями не закончится. Ведь данная сумма не является разовым взысканием – вас могут штрафовать бесконечно, в результате чего общий убыток может многократно превысить мнимую выгоду.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Да, после штрафа вы имеете право какое-то расстояние передвигаться безнаказанно, но только до места проживания (если дело было во внерабочее время), или до ближайшего места продажи ОСАГО (если штраф выписан в рабочее время).

В некоторых старых источниках можно встретить информацию о снятии инспекторами госзнаков (с изъятием СТС) и даже об эвакуации авто на спецстоянку за отсутствие автогражданки.

Да, ранее подобное действительно практиковалось, но сейчас все это отменено:

  • С 2013 г. снятие госзнаков;
  • С 2014 г. эвакуация.

Номерные знаки для наказания водителей сейчас не снимают вообще, а эвакуация ТС сохраняется в качестве санкции за многие другие нарушения.

Под претензионной ответственностью понимаются материальные претензии пострадавшего лица к виновнику происшествия.

Если ваша ответственность не была застрахована, то СК потерпевшего откажет ему в возмещении. Ведь выплаты по ОСАГО осуществляются на принципах регресса – взаиморасчетов, имеющих конечного субъекта-плательщика. В нормальной ситуации конечным плательщиком обычно выступает страховщик виновника, но если его нет (полиса ведь нет), то нет и платежа – регресс предъявлять некуда.

Поэтому вся материальная ответственность ложится на плечи виновного лица, а это могут быть очень немалые суммы, не идущие ни в какое сравнение с рассмотренными штрафами. Законодательной базой тут является Гражданский кодекс РФ, а именно – гл. 59, пр. 1, ст. 1064, п. 1, устанавливающий обязательства и ответственность по возмещению причиненного телесного вреда и(или) материального ущерба.

То есть при ДТП, водитель-виновник, не имеющий страховки, обязан возместить потерпевшим (включая третьих лиц):

  1. Материальный ущерб;
  2. Физический вред.

Если же дело дойдет до судебного разбирательства, к выплатам может добавиться:

  • Погашение судебных издержек;
  • Компенсации – за нанятых юристов, проведенную экспертизу, текущие издержки (эвакуатор, почтовые расходы и т. п.);
  • Возмещение морального ущерба.

Как видите, все может закончиться серьезными денежными потерями, не считая затраченного времени и нервов.

По данным с сайта госкомстата, на конец 2016 г. в РФ зарегистрировано более 45 млн легковых автомобилей. По информации РИА Новости со ссылкой на РСА, в 2017 г. около 6 млн автовладельцев не застраховали свою ответственность, а около 1 млн являются обладателями поддельных полисов. Основная доля нарушений приходится на владельцев легковых машин, так как водители автобусов и грузовиков находятся под особым контролем не только со стороны ГИБДД, и вряд ли рискнут пользоваться поддельным документом или ездить без ОСАГО.

Указатели в сторону страховки или риска

По сведениям РСА, около 7 млн водителей ездят без договора ОСАГО или с поддельным полисом

Таким образом, 15,5% водителей легкового автотранспорта не имеют страховой зашиты. Принимая условно, что незастрахованный участник дорожного движения попадает в автопроисшествия наравне с застрахованным, с равной вероятностью может стать как виновником, так и потерпевшим, получаем 7–8% аварий по вине водителя без полиса.

При наличии действующего договора ОСАГО страховщик вместо виновника производит выплату в следующих случаях:

  • причинён ущерб транспортному средству;
  • причинён ущерб имуществу, находящемуся в транспортном средстве потерпевшего и не являющегося его частью или составным элементом (багаж, нештатное оборудование, личное имущество водителя и пассажиров и т. д.);
  • причинён ущерб другому имуществу (строения, сооружения, движимые объекты, личные вещи пешеходов и т. д.);
  • причинён вред жизни и здоровью любому другому человеку (второй водитель, пассажиры, в т. ч. находившиеся в автомобиле виновника, пешеходы и т. д.).

Если у виновника нет ОСАГО или он поддельный: общая информация

Обязательный полис предусмотрен для защиты имущественной ответственности своего владельца. Это значит, что нанесенный им ущерб в ходе ДТП будет компенсирован пострадавшему страховой компанией. Именно поэтому наличие ОСАГО является обязательным для всех водителей.

Но что делать пострадавшему, если виновный без страховки{q} В подобной ситуации в силу вступает ч. 1 ст. 1064 ГК РФ. Согласно ее содержанию вред, нанесенный личности либо имуществу, должен быть возмещен лицом, причинившим его. Это значит, что виновный в автопроисшествии несет личную ответственность за ущерб и должен компенсировать его самостоятельно.

Здесь важно понимать, что у водителей часто возникают сложности с получением выплаты даже со страховщика, с которым заключен договор, закрепляющий такое обязательство. А каковы шансы на компенсацию, если ее надо требовать от физического лица, с которым нет никаких юридических договоренностей{q} Как быть в подобной ситуации{q}

https://www.youtube.com/watch{q}v=tEqcT6OlWvU

Варианты решения проблемы следующие:

  1. Договориться на месте без привлечения сотрудников Госавтоинспекции.

  2. Досудебное урегулирование (если виновник согласен оплатить ущерб в добровольном порядке).

  3. Судебный иск (когда виновной стороне придется выплатить компенсацию принудительно).

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно заполнить европротокол при ДТП в 2020 году

Рассмотрим подробно каждый вариант развития событий.

Возмещение ущерба виновником ДТП

Официальное оформление ДТП совсем не отменяет возможность частного урегулирования вопроса, а просто откладывает его. После работы ДПС пострадавший может захотеть провести углубленное техническое обследование для выявления возможных скрытых повреждений.

На этом обследовании вам желательно присутствовать, а техническая база не должна иметь статус знакомых пострадавшего – лучше всего подойдет независимая хорошо оборудованная СТО, но можно обратиться и в профильные организации по автоэкспертизе.

Если в конечном итоге вы достигли с пострадавшим принципиальной договоренности о возмещении ущерба, то в назначенное время проведите встречу.

На ней, окончательно прояснив детали, придите к соглашению о сумме выплат и зафиксируйте это соглашение письменно (распиской в получении или долговым обязательством). Деньги, особенно крупную сумму, желательно перечислять банковским платежом с приходным кассовым ордером.

Если согласия с потерпевшей стороной достичь не удалось, то нужно готовиться к процедурам досудебного и судебного урегулирования.

Досудебный порядок урегулирования спора о сумме возмещения предполагает направление по адресу виновника ДТП досудебной претензии.

фото 2

До составления данной претензии пострадавшая машина должна будет пройти сертифицированную техническую экспертизу. Это не то же самое, что просто осмотр на СТО – результаты данного обследования имеют юридическую силу и принимаются судом. На эту экспертизу виновник происшествия должен быть приглашен в обязательном порядке.

Приглашение поступает телеграммой по почтовому адресу, указанному в документах, составляемых на месте ДТП – учтите это и перепроверяйте точно ли инспектор записал ваш адрес. Иначе, если пригласительная телеграмма к вам не дойдет, вы не сможете опротестовать свое отсутствие на экспертизе.

В телеграмме будет указан адрес организации и время начала обследования. По закону ожидать прибытия виновника на процедуру положено 30 мин. После истечения этого времени эксперт вправе начать обследование без присутствия второй стороны. Имейте это в виду и не опаздывайте.

Если условия досудебной претензии не вызывают возражений, то виновнику лучше согласиться оплатить указанную сумму, чтобы исчерпать спор и не начинать судебную тяжбу.

Если вы так и не пришли к согласию с потерпевшим, то окончательное решение примет суд. Суд не всегда означает значительно большие траты – ведь пострадавший, сотрудники ДПС и даже эксперты не всегда правы в оценке виновника происшествия и уровня нанесенного ущерба.

Здесь могут помочь ваши фото- и видео- материалы с места ДТП. На их основе, а также на основе копий документации по происшествию, данных видеорегистратора и заключения независимой экспертизы, можно провести еще одно независимое трассологическое исследование, выводы которого примет во внимание суд.

В сомнительных случаях суд может назначить и свою техническую экспертизу – судебную. Поэтому машину до разрешения вопроса желательно не ремонтировать. Если суд выяснит, что в ДТП имеется доля вины потерпевшего, или повреждения будут оценены в меньшую сумму, то возмещение будет соразмерно уменьшено.

Если у суда не остается сомнений в вине причинителя ущерба, то ответчику можно попытаться ходатайствовать о снижении требования по иску в связи с особыми обстоятельствами.

Уважительной причиной для этого будет:

  • Бедственное материальное положение;
  • Наличие более 2-х иждивенцев в семье;
  • Инвалидность;
  • Отсутствие значимого источника доходов и ценного имущества.

Разумеется, все это должно быть подтверждено документально. Также здесь пригодиться толковый юрист, т. к. самостоятельно вести дела с подобной стратегией сложно.

В результате ответчику могут уменьшить сумму возмещения вплоть до половины от той, которую намеревался утвердить суд, не учитывая особых обстоятельств. Также суд может установить для ответчика особый режим выплат, предусматривающий посильные ежемесячные суммы транзакций.

Если же судебное решение будет принято без учета ходатайств ответчика или вовсе несправедливое, то можно подать апелляцию. Апелляционный суд нередко существенно или даже кардинально изменяет первоначальное решение арбитра.

Итак, можно подвести итоги данной публикации:

  1. На месте виновника ДТП, не имеющего ОСАГО, может оказаться подавляющее большинство водителей;
  2. Административная ответственность в виде умеренного штрафа не дает оснований радоваться – совокупные годовые суммы оплат могут быть существенны;
  3. Различия в степени административного наказания (штрафов) не влияют на общую квалификацию нарушения – отсутствие полиса ОСАГО;
  4. Эвакуация ТС и снятие госномеров, в качестве наказаний за отсутствие страховки, ушли в прошлое;
  5. Претензионная ответственность виновника значительно выше, нежели административная;
  6. При возникновении ДТП важно правильно соблюдать порядок первичных действий;
  7. Частное исчерпание дорожного инцидента обычно выгоднее официального оформления;
  8. Доведение дела до суда нежелательно, но иногда это оправданно;
  9. Даже при проигрышном деле у ответчика может быть возможность существенно снизить сумму возмещения.

На этом статья завершена, ровных вам дорог и бодрого настроения!

Если период действия страховки ОСАГО у инициатора ДТП закончился, то пострадавшей стороне нужно следовать алгоритму, аналогичному случаю, когда у виновника отсутствует ОСАГО. Управление ТС с просроченной страховкой приравнивается к езде за рулем авто без полиса.

Если же есть основания полагать, что страховка инициатора аварии является поддельной, то необходимо обратиться в РСА для проведения экспертизы в отношении полиса ОСАГО. Если подозрения автолюбителя подтвердятся и специалисты передадут заключение, подтверждающее поддельность страховки, то последствия для виновника будут серьезными. Использование фальшивой страховки может обернуться для второго участника следующими мерами воздействия:

  • лишение удостоверения водителя;
  • значительные штрафные санкции;
  • открытие административного либо уголовного дела.

Встречаются ситуации, когда на один и тот же номер полиса ОСАГО зарегистрировано несколько ТС. В этом случае страховая организация должна возместить ущерб, причиненный авто пострадавшего.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Отсутствие страховки у виновника ДТП осложняет взыскание причиненного ущерба, так как возмещать ущерб должно физическое лицо.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Возмещение вреда может быть осуществлено добровольно или принудительно. Отсутствие у автовладельца полиса ОСАГО не однозначно свидетельствует о недобросовестности человека, но определённые выводы напрашиваются. Поэтому в любом случае следует озаботиться формированием необходимой доказательственной базы.

При существенном ущербе не каждый виновник имеет возможность незамедлительно или в короткие сроки рассчитаться с потерпевшим. При разрешении вопросов о возмещении вреда следует обсудить различные варианты, приемлемые для обеих сторон:

  • рассрочка или отсрочка выплаты;
  • совместное участие в оплате ремонта с последующим возмещением виновником расходов потерпевшего;
  • предоставление виновнику необходимого времени для оформления кредита, продажи имущества для расчёта с потерпевшим и т. п.;
  • исполнение обязательства другими способами (передачей имущества, выполнением работ и пр.);
  • исполнение обязательства другим лицом и т. д.
Договорённость на месте ДТП

Договорённость о добровольном возмещении ущерба следует оформить письменно

Согласованный порядок должен быть определён письменным соглашением с указанием на признание вины участником ДТП. Обязательства по возмещению вреда не могут вытекать из договора, но письменный документ будет являться для суда косвенным доказательством в пользу потерпевшего, если виновник впоследствии нарушит условия соглашения или начнёт оспаривать вину. Базовый образец соглашения можно посмотреть здесь.

Важнейшим этапом при разрешении вопроса о возмещении вреда является определение размера ущерба. Не должны возникать никакие вопросы ни в суде, ни в переговорах с виновником о подлежащей уплате сумме, если потерпевший за свой счёт отремонтирует автомобиль на СТОА с соблюдением нормальных требований к ремонту (на станции дилера для гарантийного автомобиля, на официальной СТОА для негарантийного с обычным качеством и сроками работ).

Завышенные требования о месте, условиях, технологии и сроках ремонта не будут удовлетворены судом и не должны оплачиваться виновником добровольно (например, потерпевший потребует заменить детали, подлежащие ремонту, установить более дорогостоящие элементы взамен повреждённых, провести ремонт не у ближайшего официального дилера по месту жительства в г. Туле, а в Москве и т. д.).

Другим способом зафиксировать полученные повреждения и установить стоимость ремонта является оформление предварительного заказ-наряда. Для этого повреждённый автомобиль необходимо направить на СТОА, где его разберут, определят видимые и скрытые повреждения и установят ориентировочную стоимость ремонта.

После разборки автомобиля СТОА должна приступить к ремонту. Техстанция может потребовать частичной предоплаты или оплаты требующихся для ремонта узлов и деталей. При отсутствии оплаты ремонт не будет производиться, а автовладельцу выставят счёт за хранение машины. Возместить расходы по оплате счёта можно с виновника, если задержка ремонта произошла по его вине, но дополнительные расходы не нужны никому.

Повреждённый автомобиль на СТОА

Для выявления скрытых повреждений на СТОА необходимо разобрать автомобиль

Универсальным и наиболее надёжным способом для всех сторон является проведение независимой экспертизы. Отчёт оценщика потребуется также для предъявления иска, если спор перейдёт в судебную стадию. Стоимость экспертизы зависит от места проведения, объёма и характера повреждений, модели автомобиля. Для ориентации можно назвать цифры 7000–10000 руб.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать после дтп пострадавшему осаго

Первоначальная экспертиза не определит скрытые повреждения. После разборки машины на СТОА может потребоваться проведение дополнительного осмотра и подготовка дополнения к заключению. Вопрос об оплате оценки должен решаться по согласованию участников ДТП, если они изберут такой способ определения размера ущерба.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Как компромиссный вариант, можно провести осмотр транспортного средства с участием техника или эксперта. Возможно, не каждая независимая экспертиза проводит осмотры без составления отчёта, но поискать такую компанию стоит. В этом случае акт осмотра с необходимой фототаблицей обойдётся в 1000–3000 руб.

Разрешение спора на месте

Это лучшее решение проблемы, если повреждения незначительные. Имеет преимущества для каждой стороны:

  • пострадавшему экономит время – не нужно ждать сотрудников дорожной полиции, оформлять протокол и т. д.

  • виновнику не придется нести дополнительные расходы, оплачивая штраф за отсутствие автогражданки.

В любом случае виновнику выгоднее возместить ущерб самостоятельно, не привлекая к себе внимание представителей власти.

https://www.youtube.com/watch{q}v=eC6mqLAF0xI

Пострадавшей стороне следует учитывать следующие нюансы подобного разрешения конфликта.

  • Если потерпевший не является автоэкспертом, нет никаких гарантий, что он сможет верно оценить размер ущерба. Следовательно, сумма компенсации может оказаться меньше нужной. Кроме того, могут быть скрытые повреждения, которые будут обнаружены только мастером во время ремонта.

  • Обязательно нужно зафиксировать повреждения на фото или видео, если возможно взять показания свидетелей и их контакты.

  • Необходимо подтвердить способ разрешения проблемы распиской. Если виновный сразу передает компенсацию, потерпевший фиксирует факт получения денег. Если инициатор аварии просит об отсрочке, расписку пишет он сам (как обязательство о последующей выплате).

Если нужной суммы у виновника при себе нет, допускается взять у него что-нибудь в залог. Это может быть автомагнитола, заднее сиденье, запасное колесо и т. п.

Досудебное урегулирование

Если о взыскании ущерба с виновника ДТП на месте договориться не удалось, следует вызвать сотрудников Госавтоинспекции. Инспектор составит протокол и справку об аварии. Задача потерпевшего – проследить, чтобы в документах был зафиксирован факт отсутствия «автогражданки» и указаны все сведения о виновной стороне (ФИО полностью, адрес прописки и контакты).

Следующие действия пострадавшего сводятся к подготовке документов для составления досудебной претензии. Понадобятся:

  • отчет о независимой экспертизе. Он потребует дополнительных расходов, но необходим, так как точно фиксирует все полученные повреждения и имеет юридическую силу;

  • отчет об утилизации, если машина не подлежит восстановлению.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Важно! При оформлении каждого вида отчета необходимо присутствие виновника ДТП и его подписи на документе. Нужно отправить ему уведомление о дате процедуры заказным письмом.

Досудебная претензия составляется в свободной форме с указанием:

  • реквизитов сторон;

  • места автопроисшествия;

  • обстоятельств ДТП;

  • требований;

  • даты и подписи потерпевшего.

К документу нужно приложить копии:

  • справки о ДТП;

  • протокола;

  • уведомлений об осмотрах машины;

  • экспертного заключения о размерах ущерба;

  • документов на авто;

  • квитанций о понесенных расходах.

ДТП без страховки ОСАГО виновный

Основная масса случаев, когда у виновника

отсутствует полис ОСАГО приходится на водителей, имеющих небольшие доходы и вынужденных искать пути экономии. Действительно, в последнее время средняя стоимость автогражданки поднялась до 6-8 тыс. руб. и для некоторых это существенная сумма.

Бывает, что от ОСАГО отказываются по «идейным» соображениям – в основном это безответственные граждане, или мажоры, катающиеся на мощных внедорожниках, но не желающие платить по ним 20-25 тыс. за «какую-то» страховку.

Итак, чаще всего за руль без полиса садятся:

  1. Водители с низкими доходами;
  2. Водители с низкой социальной ответственностью.

Обращение в суд

Последняя инстанция, куда можно обращаться при ДТП, в котором у виновника отсутствует полис, это суд. Если размер ущерба составляет до 50 тыс. рублей, иск направляется в мировой суд, если больше – в районный.

Заявление составляется по общим нормам и в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. В нем указывается та же информация, что и в досудебной претензии, но дополнительно вносятся:

  • сведения о попытке досудебного урегулирования;

  • требования о возмещении понесенных расходов (здесь может быть добавлен моральный ущерб).

Вместе с иском нужно направить в суд тот же пакет документов, что и передавался виновнику, но вместо копий должны быть оригиналы:

  • экспертного заключения;

  • справки о ДТП;

  • протокола о нарушении;

  • уведомления об осмотре машины.

Также дополнительно нужно приложить:

  • копию личного паспорта;

  • доверенность, если интересы пострадавшего представляет юрист или иное третье лицо;

  • квитанцию о внесении госпошлины;

  • экземпляр досудебной претензии;

  • копии иска по количеству участников процесса.

Срок исковой давности составляет 3 года, судебный процесс может идти от 1-го до 3-х месяцев. Однако если виновник не явится на заседание, процедура может затянуться на неопределенный срок.

https://www.youtube.com/watch{q}v=MZaBmODjdw8

Обратите внимание! Для ускорения судебного процесса можно потребовать наложить арест на машину виновника.

Согласно судебной практике иски о возмещении ущерба в ДТП удовлетворяются. Обычно на виновника накладывается обязательство о перечислении половины заработной платы на счет потерпевшего, если у него нет возможности оплатить всю сумму единовременно. Если причинен вред здоровью, размер компенсации может вырасти. Но даже отсутствие официального трудоустройства не может стать причиной отказа в выплате.

Если виновник отказывается возмещать ущерб по решению суда, можно обратиться в службу судебных приставов, которые взыщут денежные средства в принудительном порядке.

Подводим итоги

Никто не застрахован от ситуации, когда происходит ДТП, а у виновника нет обязательного полиса. Обращаться в свою страховую в данном случае бесполезно, поэтому важно знать, как решить конфликт самостоятельно.

Особенности подобных инцидентов:

  • ответственность по возмещению ущерба лежит на виновнике (ч. 1 ст. 1064 ГК);

  • конфликт может быть разрешен на месте по обоюдному согласию, в порядке досудебной претензии либо путем подачи искового обращения в суд;

  • если ущерб незначительный, а виновная сторона согласна выплатить компенсацию, можно решить проблему без привлечения сотрудников дорожной полиции;

  • при самостоятельном разрешении вопроса необходимо составить расписку: потерпевшему – о получении денежных средств, виновнику – о принятом на себя обязательстве по оплате;

  • если виновник не хочет платить на месте, можно направить ему досудебную претензию либо сразу обратиться в суд;

  • для составления претензии или иска нужно подготовить справку о ДТП, протокол, отчет независимой экспертизы, документы на машину и квитанции о понесенных расходах.

Предлагаем ознакомиться:  Как происходит приобретение наследства

Управление автомобилем без ОСАГО – административное нарушение, поэтому водитель без полиса вряд ли захочет привлекать к себе лишнее внимание. Поэтому шансы на получение компенсации достаточно хорошие, если потерпевший поведет себя правильно.

Что делать, если попал в аварию без страховки и виноват в ДТП{q}

С необходимой теоретической частью ознакомились. Теперь вы узнаете, что нужно делать и как поступать при возникновении ДТП и отсутствии ОСАГО, если вы виновная сторона.

Вне зависимости от последующей стратегии разбирательства, виновнику происшествия, в первое время после столкновения, следует придерживаться правильного алгоритма действий. От этого может зависеть здоровье и даже жизнь человека. Ему не стоит думать о том как уклонится от ответственности.

Вот этот алгоритм:

  1. Сразу после происшествия убедитесь, что вам, вашим пассажирам, пострадавшей машине, другому автотранспорту и иным третьим лицам, не угрожает немедленная опасность.
  2. Убедитесь в отсутствии у вас и ваших пассажиров серьезных телесных повреждений.
  3. Выйдите из машины (предварительно заглушив двигатель) и проверьте состояние потерпевшей стороны. Если не требуется немедленная помощь, то включайте аварийные габариты и выставляйте аварийный знак. Машину при этом поставьте на ручной тормоз.
  4. Не вступайте в конфликт с пострадавшим. Вместо этого постарайтесь успокоить его. Сделайте совместный предварительный осмотр повреждений, проведите фото- и видео- фиксацию места ДТП и машин-участников.
  5. Предварительно переговорите с потерпевшим и на основе этого примите дальнейшее решение.

После того, как проведены обязательные действия, переходите ко второму этапу, от которого может зависеть исход дела и величина возмещения.

Ситуация может иметь три варианта:

  1. На место ДТП вызывается служба ДПС вне зависимости от желаний сторон;
  2. На место ДТП вызывается служба ДПС по желанию сторон (или одной стороны);
  3. Служба ДПС не вызывается.

При первичном осмотре места происшествия вы должны выяснить имеются ли у потерпевших (любой стороны) существенные травмы. Если это так, а также при кажущихся несущественных травмах головы, вы должны вызвать на место аварии ДПС и скорую помощь (если требуется). Также

Если травм у участников нет или они легкие (синяки, царапины, ссадины), а транспорт имеет небольшие или умеренные повреждения, то нужно предварительно выяснить позицию потерпевшей стороны в следующем:

  1. Возможность решения вопроса о возмещении без привлечения официальных властей;
  2. Оценку потерпевшим понесенного ущерба в приблизительной сумме и адекватных рамках.

Далее нужно действовать в зависимости от результатов беседы, но если ситуация позволяет, то транспорт должен быть убран с проезжей части как можно скорее. Особенно это касается оживленных магистралей, где за препятствие движению при несущественных авариях можно получить штраф.

Если потерпевший согласен на частное урегулирование вопроса и не называет явно завышенных сумм ущерба, то лучше всего остановиться на данном варианте. Даже если сумма вам кажется слегка преувеличенной, лучше заплатить.

Ведь у машины впоследствии могут обнаружиться скрытые повреждения, да и суд, при решении дела в пользу истца, вряд ли обойдется в меньшие деньги. Не считая того, что ваши время и хлопоты тоже немало стоят.

При незначительном уроне рассчитаться с потерпевшим можно прямо у капота, но при этом вы обязательно должны взять расписку в получении денег и согласии в том, что данной оплатой дорожный инцидент исчерпан. При существенных суммах расписку можете оставить вы – с обязательством оплатить ущерб в оговоренные на месте сроки.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Но при частном решении есть один нюанс – факт вашей виновности в ДТП и доля виновности пострадавшего. Если вы не уверены, что виноваты вы или уверены в обратном, а сумма к выплате предполагается значительная, то лучше привлечь ДПС и дать делу официальный ход.

Официальное оформление ДТП не всегда означает последующий суд – зачастую участники происшествия понимают, что самостоятельно разобраться во всем не смогут и по обоюдному согласию привлекают работников полосатого жезла.

Полицейские проведут необходимые трассологические обследования и замеры, а также вынесут предварительный вердикт о виновности сторон и ее степени. Именно предварительный, т. к. все собранные материалы и оформленная документация выступает лишь в качестве базиса для последующих выводов суда. Но это только в том случае, если виновник не признает свою вину согласительной подписью в документах с места происшествия.

Поэтому вам нужно:

  • Внимательно ознакомиться с тем, что составят инспекторы – справкой Ф-154, схемой ДТП, протоколом и актом (если они требуются);
  • При частичном несогласии с указанными фактами отразить свою точку зрения в графе для пояснений сторон;
  • При полном несогласии с указанными фактами завизировать их, прописав «не согласен», или полностью отказаться от подписания документов;
  • Взять у инспектора копии составленной документации.

Зачем нужна страховка водителю

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Согласно ст. 4 ч. 2 ФЗ РФ № 40 управление транспортным средством без страховки ОСАГО запрещено. Главное ее назначение состоит в том, что при возникновении аварийной ситуации страховщик виновника ДТП перечисляет определенную сумму денежных средств на ремонт пострадавшего авто.

В случае, если один из участников ДТП без ОСАГО, то восстанавливать собственную машину придется самостоятельно. Если же виновник аварии оказался без полиса ОСАГО, то возмещать урон пострадавшему автолюбителю придется из собственного кармана.

В качестве дополнительных расходов участнику ДТП без ОСАГО придется оплатить в бюджет страны штраф в размере 800 руб.. Кроме того, пострадавший участник может затребовать через суд компенсацию морального вреда.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Первое, что грозит виновнику ДТП без страховки — это привлечение его к административной ответственности путем наложения штрафа.

Так как ситуацию на дороге предсказать невозможно, автолюбителям нужно соблюдать требования законодательства в части приобретения страховки ОСАГО. Это позволит не только избежать штрафных санкций, но и избавит автолюбителя от финансовых потерь и судебных разбирательств в случае автопроисшествия. Кроме того, страховая организация компенсирует значительную часть финансовых затрат при ДТП.

Как быть, если виновник ДТП – не собственник автомобиля{q}

фото 3

Если инициатором аварийной ситуации стал не хозяин автомобиля, то первым делом стоит выяснить, имеется ли у виновника автопроисшествия генеральная доверенность. Если таковая есть, то при наличии страховки ОСАГО у автособственника пострадавшей стороне будут перечислены суммы страхового возмещения. Для этого потребуется:

  1. Вызвать на место ДТП работников ГИБДД, которые составят схему и оформят необходимую документацию для всех участников аварии.
  2. Собрать необходимую для страховой организации документацию и подать ее на возмещение ущерба. На протяжении 20 дней страховщик обязан дать ответ.

Для компенсации ущерба нужно подготовить следующие бумаги:

  • полис страхования ОСАГО;
  • техпаспорт авто;
  • прошение на перечисление компенсации;
  • удостоверение водителя;
  • реквизиты банковского счета;
  • гражданский паспорт.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Если у хозяина авто страховка ОСАГО отсутствует, то выплачивать возмещение вреда будет он, либо виновник, спровоцировавший аварию.

У виновника ДТП нет ОСАГО: что делать в 2019 году

Ситуация усложняется тем, что необходимая сумма денег может отсутствовать у виновника, если ущерб значительный.

Предъявлять претензии удобнее владельцу машины без страховки, так как пострадавший может ходатайствовать о наложении ареста на транспорт. Но если у виновника ДТП имеется генеральная доверенность, то возмещать причиненный урон будет тот, кто управлял транспортом. Привлечь к ответственности автособственника не получится.

А как быть, если потерпевший в ДТП без страховки ОСАГО

https://www.youtube.com/watch{q}v=iOBPfwpx_VY

При возникновении аварийной ситуации траты несет страховщик ее инициатора. Если одним из участников ДПТ является гражданин без страховки ОСАГО, но он не повинен в происшествии, то компенсация ему полагается в полном объеме. Потребуется подготовить необходимый пакет документации для страховой организации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector