По следам протектора шин можно определить || По следам протектора шин можно определить

Следы качения

На снегу, влажном песке, глине и т.п. эти следы представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора.

Отпечаток — это след, оставляемый протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются. Отпечатки протектора хорошо видны вдоль и поперек следа.

На асфальтированном покрытии остаются отпечатки рисунка протектора в виде наслоения пыли, грязи, иных частиц после движения ТС по обочине, грунтовой дороге, при перемещении с влажных участков на сухие.

Если в следах отобразились частные признаки, в этом случае можно идентифицировать конкретное колесо ТС (индивидуальная идентификация).

III. Средства и методы исследования доказательств (средства аналитической техники)

Это в основном
физико-химические исследования,
проводимые для выяснения состава,
структуры и т.п. исследуемых предметов.
Особенности, связанные непосредственно
с химией и физикой, изучать для экзамена
не нужно. Радуга представляет из себя
частный случай спектрального анализа
– продукт разложения белого цвета.
Анализируя состав спектра можно
определить состав вещества.

1. Оптические методы
исследования предназначенные для
изучения визуально неразличимых деталей
в силу небольших размеров, признаков
вещественных доказательств. Одним из
них является сравнительный микроскоп,
который позволяет в одном поле зрения
наблюдать 2 объекта. Наиболее коэффициентом
увеличения обладают электронные
микроскопы, но относить их к оптическим
нельзя.

2. Техника в основе
которой лежит использование невидимых
лучей спектра. Альфа-, бета, гамма- лучи,
ультрафиолетовые, инфракрасные лучи,
рентгеновские лучи. Исследования в
невидимых лучах можно поделить на
исследования люминесцентные (объект
производит свечение) и исследования
проводимые в отраженных или проходящих
лучах. При этом формируется картинка
невидимых лучей, для чего необходимы
соответствующие преобразователи лучей.

По следам протектора шин можно определить || По следам протектора шин можно определить

3. Спектральный
анализ. Нейтронно-активационный анализ
– можно определить состав, например,
волоса. При этом используются радиационные
изотопы.

Этого объема
информации достаточно для экзамена

Следы торможения (скольжения)

На асфальтированных сухих покрытиях — это смазанная в направлении движения полоса, а на грунтовых покрытиях — разрыхленная борозда.

Следы скольжения (юза) — это полосы, оставленные на дороге шинами заторможенных (не вращающихся) колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора хотя и не виден поперек следа, но может оставлять определенное количество продольных линий.

Влияние перераспределения массы автомобиля на следы скольжения. Перераспределение массы по осям при торможении транспортного средства часто позволяет определить, какими колесами оставлен след скольжения — передними или задними.

Если давление в шинах соответствует рекомендованному изготовителями, то при нормальном движении вертикальная нагрузка в зоне контакта протектора с поверхностью дороги распределена равномерно. При интенсивном торможении увеличение нагрузки на передние колеса создает такой же эффект, как и пониженное давление в шинах, а уменьшение нагрузки на задние колеса равносильно влиянию повышенного давления.

Следы шин разгруженных задних колес светлее, с четкими продольными линиями от протектора, по которым можно определить длину следа, и с несколько размытыми краями.

Следы скольжения задних колес. В тех случаях, когда имеются следы скольжения только задних колес, необходимо вначале выяснить, не обусловлено ли это применением одного ручного тормоза (что часто приводит к заносу). Если это так, то следует уточнить мотивы действия водителя: или главная тормозная система неисправна, или нога водителя соскользнула с педали и пользование ручным тормозом было естественной реакцией на это.

Однако, если затормаживались все колеса, то будет правильно заключить, что следы оставлены вследствие перераспределения массы, в результате чего уменьшилась сила, блокирующая задние колеса. Для подтверждения исправности тормозов на передних колесах следует проверить транспортное средство.

Необходимо отметить, что блокирование только задних колес при экстренном торможении представляет опасность, для уменьшения которой многие транспортные средства, особенно переднеприводные, снабжаются предохранительными клапанами, ограничивающими давление в гидроприводе тормозов задних колес. Однако эти устройства не всегда надежны, особенно на дорогах с низким коэффициентом сцепления.

Судебная фотография

— следовательно-оперативная
фотография – получается средствами и
методами применяемые следователями и
оперативными работниками

— судебно-экспертная
фотография – получается средствами и
методами экспертов

Это деление очень
условное, т.к. использоваться могут обе.

1) панорамная
фотосъемка
– применяется тогда, когда нужно
сфотографировать значительный по
протяженности объект, который не
помещается в один кадр. Различают
линейную и круговую панорамную съемки.
Линейный способ более трудоемкий, но
позволяет более точно отобразить
снимаемый объект. Для этого делают
несколько снимков с разных точек, которые
распространяются вдоль и параллельно
снимаемому объекту.

Каждый следующий
кадр чуть-чуть повторяет предыдущий,
чтобы можно было соединить кадры.
Круговая панорама также дает изображение
в результате многократной фотосъемки,
но с одной точки, когда фотографирующий
поворачивается вокруг своей оси, но при
этом возникают перспективные искажения.
Различают панораму вертикальную и
горизонтальную. Обе они могут быть и
линейными, и круговыми.

19.10.2006

а) съемка масштабная
– для закрепления отдельных предметов

б) метрическая –
для закрепления материального комплекса
– определенной совокупности предметов
в обстановке места происшествия.

Оба метода ставят
цель получить изображение, чтобы по
нему можно было получить представление
о размерах объектов и расстояний между
ними. Чтобы обеспечить возможность
получить представление о размерах при
проведении масштабной фотосъемки в
кадр д. войти масштабная линейка. Для
метрической съемки применяется глубинный
масштаб, чтобы учитывать изменения
масштаба по мере удаления от объектива.

Следы на асфальте

3) репродукционная
фотосъемка

Это метод, применяемый
для получения фотокопий (в основном
документов) в масштабе 1:1. Для этого
используются специальные репродукционные
установки, которые могут быть вертикальные
или горизонтальные в зависимости от
того как располагается копируемый
документ. Сейчас с появлением копировальных
аппаратов этот метод применяется редко,
но иногда не удается обойтись ксерокопией
(например, невозможно отксерокопировать
следы ног).

Помимо репродукционных
установок используется и так называемая
контактная печать, когда непосредственно
на фотобумагу копируется сам документ.
Непосредственное копирование приводит
к тому, что получается негатив документа,
через который также контактно получается
копия 1:1.

4) опознавательная
(сигналитическая) фотосъемка
(разработал Бертильон)

Это фотографирование
живых лиц и трупов, главным образом для
целей уголовной регистрации по признакам
внешности. Фотосъемка живых лиц и трупов
отличается минимальным кол-вом
изготавливаемый фотографий. Для живых
лиц – фас и правый профиль, а труп
фотографируется в 5 профилях (фас, правый
и левых профиль, правый и левый
полупрофиль).

а) изготавливаются
т.н. поясные снимки – человек фотографируется
по пояс

б) д.б. выдержан
масштаб изображений – 1:7 (для этого
используются правила масштабной съемки).
Масштаб 1:7 можно соблюсти исходя из
известных пропорций человеческого
тела, если нет возможности установить
масштаб точно (расстояние между зрачками
– порядка 7 см)

в) лицо д. иметь
соответствующий внешний вид –
фотографируется без головного убора,
без очков. Можно сделать дополнительный
снимок с атрибутикой (например,
традиционные головные уборы кавказцев).
Волосы не д. закрывать ушную раковину

г) нужно обеспечить
строго определенное положение головы,
чтобы не получить искажения на фотоснимки
реальных пропорций: Положение головы
д.б. таким, чтобы мысленная прямая линия
соединяющая углы глаз проходила и
отсекала верхнюю треть ушной раковины.

д) фотоаппарат д.
располагаться на уровне глаз, т.е.
объектив д. «упираться» в переносицу

е) расстояние д.б.
выбрано таким образом, чтобы можно было
сделать фотографии с как можно меньшим
искажением. Это порядка 1,5 м

ж) при фотосъемке
необходимо обеспечить бестеневое
освещение и однотонный фон. Изображение
д.б. на сером фоне – для этого используются
специальные ткани, которые не дают
бликов. Чтобы устранить тени нужно
использовать 2 источника света (софиты
с лампами) – один прямо, а другой сбоку
под углом 45 градусов к плоскости экрана

Есть особенности
съемки трупа, лицо которого имеет
повреждения. Если они достаточно заметны,
то перед опознавательной фотосъемкой
производится туалет трупа. Эта работа
поручается судебным медикам. Это придание
прижизненного облика. Если лицо
обезображено, то либо отказываются от
проведения опознавательной фотосъемки,
либо можно лицо восстановить – для
этого требуется т.н. реконструкция лица,
а не туалет.

Предлагаем ознакомиться:  Через сколько можно писать аппеляцию

5) стереофотосъемка

Применяется, когда
нужно получить объемное (трехмерное)
изображение. На практике применяется
очень редко. Для этого используются
либо специальные стереокамеры, либо
специальные стереонасадки для обычных
камер. С помощью них одновременно
получают 2 снимка. Каждый из них
представляет собой изображение объекта,
который мы бы наблюдали левым и правым
глазом. Рассматривая эту пару через
стереоскоп мы можем воспринимать
изображение как объемное.

6) макросъемка

Макрофотосъемка
применяется для получения крупномасштабного
изображения мелких предметов (например,
рисунка папиллярного узора). Для
фотографирования используются т.н.
удлинительные кольца, которые меняют
фокусировку. Она применяется и для того,
чтобы отобразить отдельные элементы,
детали, признаки фотографируемого
объекта.

1) микрофотосьемка

Это фотографирование
объектов, которые в силу своих малых
объектов неразличимы для глаза при
визуальном восприятии. Она производится
фотоаппаратами со специальными насадками
либо через микроскоп, который оснащен
фотокамерой (например, ими оснащены все
сравнительные микроскопы).

2) фотографическое
усиление контраста

Это изобретение
Гуринского. Последовательное
фотографирование позволяет прочесть
невидимый для невооруженного глаза или
малоразличимого текст. Он основан на
наложении прозрачных негативных
изображений друг на друга и печати
совмещенных негативов (см. в самом начале
лекций).

Есть еще один
способ, который обеспечивает повышение
контрастности. Контратипирование –
документ, текст которого невидим или
маловидим, фотографируется с помощью
контрастных пленок, изображения потом
печатаются на контрастной бумаге, при
этом используются реактивы-проявители,
которые обеспечивают повышенную
контрастность. Пересъемка полученного
изображения производится до получения
необходимого результата. Каждый следующих
снимок называется контратипом.

3) фотографическое
цветоразличение
(или цветоделение – менее корректный
термин)

Применяется, когда
нужно дифференцировать детали какого-либо
объекта по цвету, когда этот цвет
визуально различить нельзя или очень
сложно. Например, документ, в котором
имеются признаки дописки. Дописку можно
выявить, если есть оттенки, между
использованными чернилами. Или для
обнаружения крови на материале, схожем
по цвету с цветом крови.

4) методы
фотографирования в невидимых лучах.

Фотосъемка в
невидимых лучах – рентгеновских,
ультрафиолетовых, инфракрасных, альфа-
и бета- лучах. Для этого используются
электронно-оптические преобразователи.
Фотосъемка люминесценции производится
обычными фотокамерами и ее нельзя путать
с методами фотографирования в невидимых
лучах, т.к.

Следы проскальзывания

Происхождение следов проскальзывания шин может быть различным, но во всех случаях они являются результатом одновременного скольжения и вращения колес. Ниже приводится описание различных типов следов проскальзывания, оставленных на месте ДТП.

Следы проскальзывания с пущенной шины очень похожи на следы скольжения передних колес. Однако тщательный осмотр позволяет обнаружить царапины на дорожном покрытии от мелких камней и песка, направленные вдоль следа, в то время как в следе от спущенной шины некоторые царапины ориентированы в поперечном направлении. Кроме того, след от спущенной шины обычно волнистый, а непрямолинейность его траектории часто свидетельствует об управляемом движении автомобиля.

Следы проскальзывания на повороте остаются, когда колеса свободно вращаются, но шины проскальзывают в боковом направлении под действием центробежной силы. Перераспределение нагрузки на внешние два колеса по отношению к центру поворота обычно приводит к возникновению следов проскальзывания только от этих колес, хотя на очень скользкой поверхности, как правило, это происходит от всех колес.

Следы задних колес транспортного средства обычной конструкции при нормальном повороте всегда находятся внутри следов передних колес, однако при заносе это правило часто нарушается. Нередко след проскальзывания представляет собой лишь узкую полосу, которая схожа с одной стороной следа скольжения шины переднего колеса. Такой след возникает вследствие того, что шина, деформируясь, как бы перекатывается в боковом направлении под действием центробежной силы.

Следы проскальзывания при замедлении возникают при интенсивном торможении на нескользкой поверхности колес без блокирования и перед блокированием. Они всегда предшествуют следам скольжения и лучше всего заметны по ориентированным вдоль направления движения небольшим царапинам от камешков и песчинок.

Следы проскальзывания при разгоне возникают, когда слишком велико тяговое усилие на ведущие колеса. Отличить их от следов замедления можно только при очень тщательном осмотре. При ускорении камешки и песчинки вырываются шиной из покрытия и, оставляя царапины, отбрасываются назад, в то время как при замедлении царапины появляются в результате вдавливания частиц в поверхность дороги и последующего их продвижения.

Следы проскальзывания при столкновении показывают точное место столкновения и имеют вид полос или характерных штрихов, направленных поперек линии движения транспортного средства. Следы скольжения блокированных колес под действием удара при ДТП заметно изменяют направление от первоначального. Свободно катящееся колесо при ударе в него может на мгновение заблокироваться и оставить на дороге короткий след скольжения, который можно обнаружить при внимательном осмотре,

Измерение и фиксация следов скольжения и проскальзывания. Необходимые данные для надежной оценки скорости движения транспортных средств, участвующих в ДТП, получают в результате осмотра и измерения следов шин на дороге. От тщательности выполнении этих операций во многом зависит результат расследования

Определение принадлежности следов конкретному транспортному средству. Весьма важно установить, какому конкретно транспортному средству принадлежат следы. Часто водитель признается, что следы оставлены его автомобилем, либо это утверждают свидетели. Иногда подтверждения свидетеля об имевшем место скрипе проскальзывающих шин бывает достаточно для идентификации следов.

Если свидетелей ДТП нет, обнаружить признаки скольжения шин можно при тщательном осмотре, однако при удалении транспортных средств с места ДТП эти признаки быстро исчезают, так как масса оставленных на дороге частиц резины весьма мала. Если в ДТП участвовало более одного транспортного средства, то установить принадлежность следов помогают размеры колеи транспортного средства.

Начало и окончание следа. Точку, где началось скольжение шины, легче установить, если рассматривать след вдоль с некоторого расстояния под малым углом. При этом следует воспользоваться помощью ассистента, который отметил бы мелом указанную точку. Чтобы проконтролировать точность измерений, наблюдателю необходимо повторить процедуру, поменявшись местами с помощником.

Разрывы в следе скольжения. Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны, во-первых, отрывом колеса от поверхности дороги. В этом случае разрывы очень короткие и многочисленные. Это вызвано малой нагрузкой на ось, что заставляет колеса подпрыгивать на неровностях дороги. До и после каждого разрыва тормозной эффект колеса весьма велик, что компенсирует его потерю во время отсутствия контакта шины с дорогой.

Поэтому штрихи следа и разрывы между ними измеряются вместе, хотя следует указать длину и расположение каждого штриха. В вычислениях используется полная длина. Во-вторых; разрывы в следах шин могут быть вызваны периодическими нажатиями на педаль тормоза. Они обычно длинней разрывов, вызванных отрывом колес от дороги.

Расстояния между видимыми частями довольно большие, так как водитель в экстремальной ситуации не способен столь часто прекращать и возобновлять торможение, чтобы возникший прерывистый след мог быть похож на изображение, создаваемое периодическим отрывом задних колес. В таком случае каждый отрезок следа данного колеса необходимо измерить отдельно, и в расчетах использовать, фактическую сумму этих отрезков.

Прямолинейное скольжение. Прямолинейным называется такое скольжение, при котором след хотя бы одного заднего колеса не выходит за пределы полосы, расположенной между передними колесами, при этом следы могут быть слегка искривлены.

Для проведения вычислений необходимо измерить наиболее длинный след, оставленный одним из колес, так как очевидно, что все они заторможены, пока хотя бы одно из них скользит по дороге. Действительно, если колесо еще не заблокировано, а другое уже начало скользить, тормозное усилие на него будет такое же или даже большее, чем на заблокированное.

Такое торможение характерно не только для мотоциклов, поскольку тормоза на их колесах имеют независимый привод, но и для других транспортных средств.

Скольжение с заносом. Следы заноса — это криволинейные следы скольжения, на поверхности которых имеются расположенные под углом к границам следа трассы, оставляемые выступами рисунка протектора.

В следах торможения и заноса, как правило, не отображаются идентификационные признаки колеса.

Признаком скольжения с заносом считается выход следов задних колес за пределы колеи передних колес транспортного средства. При этом транспортное средство наряду с перемещением вперед смещается вбок или вращается вокруг вертикальной оси.

При наличии следов скольжения с заносом необходимо измерить полную длину каждого из них (с учетом их кривизны) и определить среднюю длину, которая используется в дальнейших расчетах. Дело в том, что в отдельные моменты времени одна точка транспортного средства может почти остановиться, в то время как другие вращаются вокруг нее, в результате чего путь скольжения некоторых колес получается большим.

Этот метод усреднения должен применяться только в случае примерно одинаковой нагрузки на задние и передние колеса, что характерно для легковых автомобилей и грузовых малой грузоподъемности, но не для тягачей с полуприцепом и грузовиков со сдвоенными задними колесами. В некоторых случаях для вычисления скорости достаточно зафиксировать часть следа, где происходило прямолинейное скольжение, без учета того места, где началось боковое скольжение или вращение транспортного средства.

2. Особенности фотографирования при производстве следственного эксперимента

Она применяется
для отображения обстановки, в которой
проводилось следственное действие, для
отражения хода проведения следственных
действий и для фиксации полученных
результатов. Когда обстановка и ход
проведения следственных действий
отличаются динамизмом фотосъемка вряд
ли применима. Нужно использовать
видеосъемку.

Предлагаем ознакомиться:  Лишение прав за три нарушения

Фотографирование
при производстве осмотра места
происшествия. Оно производится по
правилам предусматривающим 4 различных
вида съемки (не путать с методами) для
фиксации обстановки и отражения
результатов проведения следственных
действий. Это ориентирующая, обзорная,
узловая и детальная фотосъемка.

Ориентирующая
фотосъемка производится т.о. чтобы
запечатлеть обстановку в окружающей
местности, чтобы можно было определить
место происшествие. Такими ориентирами
м.б. запоминающиеся здания, иные строения
и т.п.

Обзорная съемка
производится, чтобы запечатлеть место
происшествия и его обстановку.

При этом могут
применяться методы панорамной съемки.
Может быть произведено несколько снимков

Узловая фотосъемка
запечатлевает наиболее важные моменты,
узлы в окружающей обстановке. По правилам
узловой фотосъемки фотографируются
труп и его поза, место, через которое
преступник проник на место происшествия.
Она также можно производиться методом
панорамной

Детальная съемка
– для запечатления отдельных предметов,
следов и т.п. Она обязательно проводится
по правилам масштабной съемки, но могут
применяться и другие методы – например,
панорамная съемка. Следы и т.п.
фотографируются в том положении,
состоянии, в которых они были обнаружены.
Когда обнаруживаются отличительные
особенности, то этот предмет можно
отдельно сфотографировать по правилам
масштабной съемки.

26.10.2006

Следственный
эксперимент стоит проводить в той же
обстановке, в которой происходило
событие, проверяемое экспериментом.
Поэтому обстановка д. также тщательно
фиксироваться. Фотографирование при
производстве следственного эксперимента
применяются правила ориентирующей и
обзорной съемки. Они д.

проводиться как
до реконструкции, так и после реконструкции
этой обстановки. Ход следственного
эксперимента лучше фиксировать не с
помощью фотосъемки, а с помощью
видеозаписи, но результаты эксперимента
иногда требуют фиксации. Иногда
фотографированием запечатлевается
вид, открывающийся с определенного
места (например, зафиксировать видимый
из окна участок).

Важно, чтобы при
фотосъемке получилось наглядное
представление предметов или лиц, чтобы
соблюсти требование сходства всех
объектов по групповым признакам. Это
д.б. люди одного возраста, пола, роста,
цвета волос и т.п. Фотографируется
момент, когда опознающее лицо указывает
на узнанный объект.

В соответствии с
УПК, если человек узнал предъявляемый
ему предмет он обязан указать по каким
признакам он это сделал. Признаки
перечисляются в протоколе, но можно их
зафиксировать по правилам детальной
съемки. Иногда целесообразно применять
метод масштабной съемки, опознавательной
фотосъемки (в фас и в профиль) в отношении
опознанного, чтобы более детально
запечатлеть признаки, по которым его
опознали.

4. Фотографирование
при производстве допроса.
Можно зафиксировать словесный портрет,
графическое изображение, сделанное
допрашиваемым.

5. Фотосъемка
при проверке показаний на месте.
Правила фотографирования вытекают из
требований закона. При проверке показаний
на месте проверяемое лицо указывает
определенные места, где были совершены
те или иные действия. Места, на которые
указывает проверяемое лицо, д.б.
запечатлены по правилам осмотра места
происшествия.

Есть еще одно
правило: маршрут следования к месту
проведения проверки д.б. указан самим
проверяемым лицом. По ходу маршрута
также можно сделать снимки.

6. Фотографирование
при производстве обыска.
Используются те же правила и производятся
те же виды съемок, что и при осмотре
места происшествия, но с определенными
особенностями. Если ориентирующая
съемка при осмотре производится до
начала осмотра, то при обыске это не
рекомендуется, т.к. обыск д.

ФОТОТАБЛИЦА

Результаты
оформляются в т.н. фототаблицу. Это
специально изготавливаемое в виде
альбома приложение в которое помещаются
изготовление снимки. Обычно эту работу
выполняет специалист. Если пользуются
обычными пленочными камерами, то
установлен срок на изготовление
фототаблицы, которая после изготовления
передается следователю.

1. снимки д.
располагаться от общего к частному:
ориентирующие, обзорные, узловые,
детальные

2. она д. иметь
обязательные реквизиты – при производстве
какого следственного действия, по какому
делу, когда, где и кем, условия (освещенность,
время суток и т.п.) и средства съемки
(вид фотоаппаратуры, носитель информации
и др.)

3. под каждым снимком
д.б. помещены негативы, с которых они
были отпечатаны и указаны конкретные
условия съемки, средства, носитель
информации и избранная экспозиция
(выдержка, диафрагма и т.п.).

Недостаток цифровой
фотографии при всех ее достоинствах –
возможность фальсификации, подлога,
выявить которые почти невозможно.

Если используется
цифровая фотоаппаратура, то к фототаблице
д. прилагаться соответствующий магнитный
носитель. Причем составляться фототаблица
д. по ходу фотографирования, следственного
действия.

Фототаблица д.б.
подписана лицом, которое ее изготовило.
Если она составляется при производстве
следственного действия, то она
подписывается всеми его участниками.

Следы, возникающие при столкновении ТС

Часто след, оставленный транспортным средством, проходит по участкам дороги с различным качеством покрытия, особенно когда торможение начинается на пересечении дорог, а заканчивается за ним. В таких случаях важно измерить длину следа в пределах каждого участка, т.е. от начала границы между участками с разными покрытиями и от этой границы до конца следа.

Транспортное средство, взаимодействуя с различными преградами в процессе ДТП, оставляет на них поверхностные и вдавленные (точечные и линейные — динамические) следы. Исследование этих следов позволяет решать идентификационные и ряд диагностических задач, что дает возможность уточнить место контактирования объекта с ТС и направление его движения после такого взаимодействия.

Этот вид следов может быть сгруппирован следующим образом:

  • царапины, наслоения, трассы, потертости на проезжей части дороги, образующиеся поврежденными частями ТС (тяги, рычаги, кожух защиты картера двигателя и др.)
  • повреждения дорожного покрытия при столкновении. Следы, возникающие во время столкновения, обычно короткие, но порой глубокие из-за развивающихся при столкновении огромных усилий. Иногда части транспортного средства отрываются при ударе и углубляются в покрытие дороги. Примером этому является карданный механизм, часто разрушающийся при встречном столкновении. По таким выбоинам зачастую может быть идентифицировано конкретное транспортное средство, а иногда они дают единственную возможность для определения точного месторасположения транспортного средства в момент удара
  • царапины, трассы, оставленные диском колеса ТС при повреждении шины и движении его на шине с недостаточным давлением
  • царапины, наслоения лакокрасочного покрытия (ЛКП), образующиеся при опрокидывании ТС

Царапины как следы очень важны для определения положения транспортного средства во время столкновения и особенно его перемещения после столкновения. Подобные следы могут появиться и при удалении транспортных средств с места аварии. Их можно исключить из рассмотрения, опросив при необходимости лиц, управляющих после аварийной эвакуируемой техникой.

Повреждения, показывающие путь перемещения транспортного средства после столкновения, часто имеют форму длинных тонких царапин, прочерченных его поврежденными частями, которые касались поверхности дороги (например, деталями подвески, после отрыва колеса, углом кузова и т.д.) Иногда повреждения могут быть в виде ссадин, коротких, плоских либо широких царапин, появляющихся из-за большой площади контакта автомобиля с дорогой, например при скольжении его крыши.

Тщательное изучение и сопоставление повреждений и материала покрытия с состоянием кузова и наоборот, можно использовать для определения не только пути перемещения транспортного средства, но и взаимного положения транспортных средств.

Важное значение для расследования ДТП имеют следы в виде отделившихся от ТС частиц и макро частиц ЛКП:

  • осыпи мелких частиц
  • осыпи почвы или грунта при ударе в момент наезда или столкновения. Место расположения наиболее мелких частиц или пыли в сочетании с другими признаками указывает на место столкновения
  • отделившиеся частицы и микрочастицы ЛКП помогают определить место контакта ТС с препятствием и направление перемещения ТС при его отбросе (их расположение может изменяться под действием ветра)
  • осколки стекол фар, подфарников, фонарей заднего вида. По участкам их рассеивания можно приближенно установить траекторию движения ТС после контактирования и определить место его остановки (при отсутствии ТС на месте происшествия)
  • следы выхлопных газов. По ним удается установить место остановки ТС, в том числе относительно границ проезжей части
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли подарить долю в квартире без согласия других собственников

Много информации может, быть получено при изучении повреждений и конечного положения транспортного средства. Степень коррозии кузова (т.е. его состояние), различия конструкции кузовов, а также множественность точек, в которые мог прийтись удар, затрудняют вычисление сил, вызвавших конкретные повреждения. Необходимо заметить, что даже при сравнительно малых скоростях могут быть значительные повреждения.

Повреждения классифицируются по различным признакам, требующим в каждом конкретном случае тщательного изучения. Прежде всего следователь должен определить, поврежден ли автомобиль до столкновения или во время его, либо в результате его принудительного перемещения после ДТП, либо при освобождении из автомобиля пострадавших.

  • следы непосредственного контакта деформированных частей ТС при их соприкосновении. По таким следам удается ориентировочно представить себе взаимное расположение и механизм взаимодействия ТС во время ДТП
  • отпечатки отдельных участков, деталей одного ТС на поверхности другого. Выявив их, можно установить взаимное расположение ТС в момент их столкновения, а также идентифицировать следообразующий объект
  • потертости, царапины и т.п., возникающие в результате контакта транспортных средств. В таких следах содержатся отображения макро- и микрорельефа, необходимые для того, чтобы идентифицировать ТС, с которым произошло касательное столкновение, установить факт движения ТС при перекрестном столкновении, определить направление и относительную скорость его движения при попутном столкновении
  • аналогичные следы на деформированных нижних частях ТС, контактировавших с проезжей частью. По ним можно судить о направлении движения ТС после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на месте происшествия
  • повреждения шины при наезде на острые предметы (разрезы, проколы)
  • повреждения диска колеса и подвески при наезде ТС на препятствие на проезжей части (посторонние предметы, выбоины)

По указанным следам можно уточнить механизм происшествия с учетом вызванных повреждениями изменений устойчивости и управляемости ТС (если предварительно будет установлено, что они возникли непосредственно перед происшествием).

Следы мотоциклов

Интерпретация следов мотоцикла связана с определенными трудностями ввиду того, что каждое его колесо затормаживается независимо от другого. Опытный мотоциклист всегда применяет прерывистое торможение передним колесом перед тем, как ввести в действие ножной тормоз. В этом случае следы мотоцикла исследуются так же, как и следы торможения других транспортных средств, когда известно, что каждое колесо было заблокировано или торможение происходило в режиме, близком к блокировке.

Ее можно оценить только при контрольном торможении одним задним тормозом на мотоцикле той же марки, причем вес водителя должен быть равным участвовавшему в ДТП. Важно, чтобы этот эксперимент проводился опытным мотоциклистом, так как очень сложно затормозить мотоцикл до полной остановки при блокировке заднего или переднего колеса.

Следы, оставляемые потерпевшими:

  • следы резиновой обуви при наезде заметны на бетонированной проезжей части, некоторые хорошо обнаруживаются на снегу и мягких грунтах. Такие следы, из-за того, что они могут находиться на некотором расстоянии от места обнаружения других следов наезда, крайне редко фиксируются. Следы обуви достаточно точно указывают на место наезда и направление приложенной силы
  • следы волочения тела потерпевшего. На асфальтированном покрытии это следы крови, а смешанные с асфальтной пылью или грязью, они имеют вид полос — отслоений пыли (грязи)
  • отброшенные личные вещи, находившиеся у потерпевшего (сумка, продукты и т.п.). Они могут располагаться как непосредственно в месте наезда, так и на некотором удалении от него по ходу инерционного движения ТС

Следы, возникающие на одежде и обуви потерпевших

Следы контактирования ТС с одеждой и обувью пешехода при наезде или его переезде

  • отпечатки (точечные следы) ободков фар, облицовки, декоративных и других деталей передней части ТС в виде наслоений грязи, примятости ткани одежды — по ним удается идентифицировать транспортное средство
  • порезы одежды стеклами фар в местах контактирования в виде линейных и точечных повреждений материала — по ним определяют взаимное положение потерпевшего и ТС
  • вкрапления отслоившихся от ТС частиц ЛКП на одежде пешехода
  • вкрапления микрочастиц (осколков) стекол, фар — по ним удается идентифицировать ТС, установить взаимное расположение ТС, и пешехода относительно друг друга
  • наслоения пыли, грязи в виде отпечатков рисунка протектора шины, который может быть несколько искажен вследствие смещения ткани при переезде тела. Такие следы пригодны для групповой идентификации шины и ТС, на котором могут быть установлены шины такого типа, а также для определения направления его движения
  • разрывы и деформации ткани одежды

Следы скольжения о поверхность дороги:

  • наслоения пыли, грязи, стертости поверхностного слоя и сквозные повреждения, возникающие в результате истирания материала одежды при перемещении тела по ровной поверхности дорожного покрытия (асфальта, бетона). По таким следам можно установить факт волочения тела после падения его на проезжую часть и направление смещения (дугообразные складки всегда направлены своей выпуклой частью в сторону, противоположную направлению смещения)
  • разрывы материала одежды при перемещении тела по неровной дорожной поверхности. Направление перемещения определяется по расположению угловых разрывов (угол раскрыт вперед, по направлению движения)
  • следы трения на подошвах обуви. По таким следам, как отмечалось ранее, можно установить направление смещения ноги в момент контактирования ее и ТС — по расположению стертости и направлению трасс на подошве

Следы контакта частей салона ТС с пассажирами и водителем

К данной группе следов относятся отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя, рисунка ковриков на подошвах обуви пассажиров и водителя, следы и повреждения на различных деталях внутренней части салона (деформация рулевого колеса, приборного щитка, лобового стекла, пятна крови и др.

При производстве комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы, изучив следы внутри автомобиля, направление действия сил на лиц, находившихся в нем на момент ДТП, а также характер телесных повреждений, можно установить взаимное расположение лиц, которые находились в ТС в момент ДТП.

Изменение сцепных качеств покрытия дороги вдоль следа

  • повреждения придорожных объектов, таких как опоры светильников и деревья, насыпи и ограждения. Они могут быть на некотором расстоянии от того места, где транспортное средство остановилось после ДТП, и поэтому их легко можно не заметить. По такому повреждению возможно установить путь движения ТС до столкновения и получить информацию о причинах возникновения ДТП, определить точку, от которой транспортное средство выехало за пределы проезжей части. Во время осмотра придорожной территории необходимо обратить внимание на возможные отпечатки шин и другие следы. При этом нужно иметь в виду, что ТС после наезда на один неподвижный объект или более может заметно развернуться, что затрудняет определение первоначального направления его движения. Следует, однако, быть предельно внимательным при идентификации транспортных средств, участвовавших в ДТП, и следов, так как некоторые объекты, например стены около узкой дороги или средства пассивной безопасности, имеют следы предыдущих наездов
  • наслоения краски ТС на поверхности неподвижного объекта. По ним удается установить групповую принадлежность ЛКП автомобиля
  • царапины, отпечатки деталей ТС на поверхности неподвижного объекта. При наличии таких следов можно определить направление движения ТС, идентифицировать следообразующий объект
  • наслоения микрочастиц ТС и преград. Эти следы используются для установления факта их контактного взаимодействия (задача решается комплексно с участием эксперта-трасолога)
  • деформации частей ТС, которыми был нанесен удар (вмятины на капоте, крыльях и других частях ТС, повреждения передних стоек кузова, лобового стекла). По таким следам можно судить о местонахождении пешехода относительно полосы движения ТС, а с учетом расположения следов колес ТС — уточнить место наезда
  • отпечатки фактуры ткани одежды на пластмассовых частях ТС (бампере), следы крови, волосы потерпевшего. По ним можно установить факт наезда, идентифицировать ТС, совершившее наезд
  • следы наслоений и отслоений на боковых частях ТС. Такие следы свидетельствуют о факте контактного взаимодействия ТС с пешеходом при касательном ударе

Следы, возникающие на ТС при его опрокидывании:

  • деформация крыши, стоек кузова, дверей. По ним устанавливают факт опрокидывания ТС и его направление движения
  • следы трения о поверхность проезжей части (разрезы, отслоения краски). Эти следы указывают на направление опрокидывания и изменение положения ТС при перемещении после опрокидывания
  • разрушение стекол, повреждение дверей. По ним удается уточнить механизм выпадения из ТС находившихся в нем лиц и предметов
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector