Что такое собственность публично правовых образований

Публичная и федеральная собственность на землю

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет. Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным организациям;
  • некоммерческим структурам;
  • юридическим, а также физическим лицам.

Земельные участки Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Инфо

Во-первых, государственную квартиру невозможно продать, обменять или передать по наследству. Поэтому многие граждане стараются приватизировать её при первой же возможности.

Во-вторых, дом или квартира предоставляются госорганами на определённых условиях. Как только эти условия перестают выполняться, имущество должно быть возвращено, если иное не предусмотрено договорным соглашением.

Важно

Публичные земли принадлежат Российской Федерации, региональным, краевым, областным субъектам и муниципальным образованиям. Однако, государство, во всех существующих правовых и территориальных формах, не использует свое имущество по прямому назначению.

Комитеты по управлению государственным имуществом действуют от имени и в интересах собственника (Российской Федерации и правовых субъектов, наделенных полномочиями), а доходная часть от деятельности земельных комитетов поступает в федеральную казну.

Внимание

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Звоните: 7(499)703-35-33 доб. 664 Это быстро и бесплатно!

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд.

Существует несколько форм распоряжения имущественными объектами, которые могут осуществляться публично-правовыми структурами.

  1. Правоотношения общественной собственности, в которой объектом выступает непосредственно госимущество. Общественные владения могут использоваться только по целевому назначению, в отличие от частных объектов.
  2. Приватизация.

    Сюда можно отнести наиболее распространённый пример с приватизацией квартир проживающими в них гражданами.

  3. Деприватизация. Это обратный процесс, когда имущество изымается из частного владения путём национализации или конфискации.
  4. Корпоративные формы взаимоотношения.

Но преимущественное положение занимают дачные товарищества и кооперативы, землями которых владеет учредитель как юридическое лицо. Государственная собственность делится по видам:

  1. федеральная;
  2. Субъектов РФ;
  3. муниципальная.

Зонирование земель осуществляется не только по территориальному признаку.

В федеральной собственности находятся земельные участки расположенные по всей государственной территории, в пределах государственных границ. Массивы, принадлежащие Субъектам РФ и муниципалитетам, могут располагаться на одном географическом пространстве, составляя единый ландшафт на местности, но исполняя различные функции.

Мы ознакомились с понятиям формы и вида права собственности на землю, далее перейдем к более конкретным вещам. Субъект и объект Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства.

Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы. Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям.

В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности. Особенности реализации права Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции.

Предлагаем ознакомиться:  Что могут арестовать приставы за долги

При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне. Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют.

Основные права принадлежат Правительству.Дополнительно Публично-правовые образования имеют возможность участвовать в наследственных правоотношениях. В собственность, в частности, приобретается выморочное имущество. В случаях, закрепленных законодательством, федеральная власть может участвовать в авторских, патентных и иных исключительных правоотношениях.

Соответственно, в ее собственность могут перейти продукты интеллектуального труда и права на них. Отдельные функции, связанные с управлением имуществом в РФ, реализуют Минюст, Минкульт и ряд других ведомств и министерств, сформированных по отраслевому признаку. Отдельные полномочия в рамках отношений собственности реализует Управление по делам Президента.

Участие в корпоративных отношениях Публично-правовые образования могут приобретать в собственность доли участия в уставном капитале хозяйствующих обществ.

Управление имуществом находится под пристальным контролем действующего законодательства и государственных органов и не имеет значения, сколько у него собственников и кем они являются.

В зависимости от того, какие именно формы собственности рассматриваются, меняются и нормативные акты, которые регулируют правила распоряжения данным имуществом, и все их нужно обязательно принимать во внимание.

В связи с этим многим будет полезно узнать, что собственность публично-правовых образований значит на сегодняшний день.

Определение термина

В соответствии с действующим законодательством, государство на основании сложившихся на протяжении длительного промежутка времени правовых традиций относится к особенным субъектам, которые полностью обособлены вместе с физическими и юридическими лицами. В данном правовом статусе страна может представлять собой абсолютно самостоятельный субъект права собственности, то есть будет являться полноценным собственником.

Публичная собственность

Одной из ключевых особенностей правового статуса того или иного субъекта, который относится к категории публичной собственности, является то, что у них есть особенные властные функции, предоставляющие им возможность утверждать всевозможные нормативные акты, которыми регламентируется порядок, на основании которого может осуществляться реализация прав собственности и интересов общественности.

В соответствии с действующим законодательством публичная собственность может относиться к одному из двух видов: государственная или муниципальная.

До 1990 года практически все земельные участки находились исключительно в собственности государственных органов. После того как была запущена процедура приватизации, преимущественное большинство объектов было предоставлено в частную собственность различных граждан и компаний, в то время как другая часть земель была предоставлена муниципальным органам.

На сегодняшний день все вопросы, связанные с оборотом публичной собственности, регулируются Гражданским и Земельным кодексами. В соответствии с нормами, указанными в главе 3 Земельного кодекса, регламентируется порядок, следуя которому присваивается и регулируется право собственности на различные земельные участки.

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Перечень норм, на основе которых появляется государственная собственность, прописан в статье 17 Земельного кодекса.

Статья 17 ЗК РФ. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

111214_0824_12

Помимо этого, в статье 2018 Гражданского кодекса указывается перечень оснований, при наличии которых появляется право собственности у лица, и это:

  • проведение сделки в соответствии с действующим законодательством;
  • присвоение земельного участка, не имеющего владельца;
  • формирование нового земельного участка посредством разделения или объединения.

Также в статье 18 Земельного кодекса говорится о том, что приобрести право собственности на земельный участок можно, осуществляя безвозмездное выделение его из перечня федеральной собственности.

Статья 18 ЗК РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

Публичная собственность может быть государственной или муниципальной. К первой категории в данном случае относятся отдельные субъекты, а также вся Россия в целом. Муниципальное образование основывается на аналогичной модели, но только в качестве собственника.

Предлагаем ознакомиться:  Вернуть страховку по кредиту Ренессанс Кредит, какие документы нужны, выплаты Ренессанс Кредит страхование

Однако, это вовсе не говорит о том, что муниципальная собственность всегда представляет собой государственную, так как формирование прав и объектов в публично-правовой сфере в данном случае будет осуществляться несколько иначе в сравнении с государственным уровнем.

К достояниям нации относятся любые земельные участки, которые находятся в собственности государственных органов. Если полностью соблюдены нормы, предусмотренные действующим законодательством, это имущество будет находиться в собственности всего народа, в то время как местные образования будут распоряжаться муниципальными территориями.

Если рассматриваются объекты общего имущества, то в данном случае появляются некоторые обязанности и ограничения, касающиеся распоряжения такой собственностью. Для частных земельных участков предусматривается только проведение различных сделок по купле-продаже.

Инфо

Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г. Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй.

Внимание

Вопрос 41. Право собственности публично-правовых образований. Право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам.

Внимание
Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки. Наши юристы знают ответ на ваш вопрос Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн.

Это быстро, удобно и бесплатно! или по телефону:

  • Москва и область: 7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: 7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149
Важно
Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право. Правительство имеет абсолютно все права как на федеральное, так и муниципальное имущество, но при этом полномочия распоряжаться им и регулировать его использование в дальнейшем могут быть переданы. В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки.

Субъект и объект

Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.
Предлагаем ознакомиться:  Жалоба (заявление) в трудовую инспекцию на работодателя

Этот перечень не является исчерпывающим и охватывает все типы земель, которые допускают использования только со стороны субъекта владения.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Природные ресурсы

Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований. Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов. Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам. Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.

Дополнительно

Публично-правовые образования имеют возможность участвовать в наследственных правоотношениях. В собственность, в частности, приобретается выморочное имущество.

В случаях, закрепленных законодательством, федеральная власть может участвовать в авторских, патентных и иных исключительных правоотношениях. Соответственно, в ее собственность могут перейти продукты интеллектуального труда и права на них.

Отдельные функции, связанные с управлением имуществом в РФ, реализуют Минюст, Минкульт и ряд других ведомств и министерств, сформированных по отраслевому признаку. Отдельные полномочия в рамках отношений собственности реализует Управление по делам Президента.

Ответственность

РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление. При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня.

Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Специфика управления

Эффективная реализация права собственности, охрана имущества, его использование в целях воспроизводства, учет и контроль за состоянием ресурсов обеспечивается посредством оптимизации организационно-правовых форм. Она позволяет существенно экономить финансовые средства на управление.

В составе муниципальной и госсобственности следует различать, во-первых, объекты, составляющие казну, и, во-вторых, имущество, закрепленное за учреждениями и предприятиями на правах хоз. ведения или оперативного управления. В соответствии с этим, реализуются права в отношении казенного имущества и ценностей, переданных самостоятельным юрлицам, созданным на соответствующем уровне власти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector