Уехать с места дтп ответственность

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Штраф в размере 1000 рублей может быть взыскан с водителя, нарушившего требования ПДД к действиям после аварии. Правильное поведение должно выглядеть так:

  • остановить автомобиль в том положении, в котором он был после ДТП, не сдвигать и не убирать предметы, имеющие отношение к аварии;

  • включить «аварийные» фары;

  • разместить на правильном расстоянии от машины знаки аварийной остановки;

  • выяснить, есть ли пострадавшие;

  • при наличии пострадавших – вызвать дорожную полицию и врачей, по возможности оказать первую помощь самостоятельно, отправить или отвезти раненых в медучреждение, если это необходимо.

Однако существует ряд исключений, также оговоренных в ПДД.

https://www.youtube.com/watch{q}v=eWx_5TkZNPs

Оставлять место столкновения до прибытия сотрудников ГИБДД нельзя вне зависимости от отсутствия или наличия пострадавших. Исключение составляют только те случаи, которые описаны выше.

Однако бывают ситуации, когда кажется, что отъезд ничем не грозит водителю. Как правило, это не так. Чаще всего проблемы возникают в следующих случаях:

  1. Виновник аварии покинул место столкновения. Если пострадавший автомобиль также уедет, то впоследствии нарушитель может обратиться в ГИБДД и заявить об ущербе. Доказать свою правоту в таком случае будет сложно.

  2. Участники аварии «на словах» договорились об отсутствии претензий, не оформив расписку, не зафиксировав повреждения и схему ДТП согласно правилам. В этом случае не исключено, что один из участников вернется на место столкновения и вызовет ГИБДД, обвинив второго в бегстве.

  3. Произошло столкновение с пешеходом, и тот скрылся. Впоследствии пострадавший человек может обратиться с заявлением в ГИБДД. Тогда уехавший водитель может лишиться прав или попасть за решетку.

  4. Машина была помята на стоянке, виновник скрылся. В этом случае также повредивший машину водитель может обратиться в ГИБДД и переложить ответственность за аварию на пострадавшую сторону.

При возникновении любой ситуации из вышеперечисленных водителю следует оставаться на месте и сообщить о случившемся в ГИБДД. Важно письменно и досконально оформлять факт отсутствия претензий между участниками ДТП. Это позволит избежать ареста или лишения права управления автомобилем.

Действия водителя после совершения ДТП регламентированы пп. 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения, а наказание за их нарушение прописано в КоАП и УК Российской Федерации. Применение санкций того или иного кодекса зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Привлечь к ответственности можно и водителя, который спровоцировал ДТП маневром и уехал, невзирая на то что авария с участием других машин произошла по его вине.

При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.

За смерть одного человека и оставление места аварии предусмотрено наказание по п. «б» ч. 4 с основным наказанием до 12 лет лишения свободы и специальным наказанием до 3 лет.За смерть нескольких людей водитель, покинувший место ДТП, наказывается на основании п. «б» ч. 6, где максимальный срок — 15 лет лишения свободы и до трех лет запрет на занятие определенной судом деятельностью.

Уехать с места дтп ответственность

Если в ДТП люди пострадали по собственной вине, а в действиях скрывшегося водителя иных нарушений ПДД, кроме оставления места происшествия, не выявлено, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 264 УК РФ. Тем не менее побег с места аварии наказуем. Если пострадавшие получили незначительные травмы, а в действиях водителя не усматривается состава преступления, предусмотренного ст.

Довольно сложно квалифицировать действия скрывшегося водителя по ст. 125 УК РФ. Оставление в опасности можно вменить лишь в том случае, если водитель, причастный к ДТП, был единственным, кто мог вызвать неотложную помощь. При мгновенной смерти потерпевшего ст. 125 неприменима, т. к. объект преступления отсутствует: человек уже мертв. Максимальное наказание за оставление в опасности — до года лишения свободы.

Совершив ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, причастный водитель должен дождаться прибытия сотрудника ГИБДД. Обязанность оставаться на месте происшествия распространяется на всех водителей, чьи транспортные средства участвовали в аварии. Степень виновности каждого определяется сотрудником ДПС.

Покинув место аварии, даже невиновный в ее совершении водитель будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 Административного кодекса. Штраф по этой статье не предусмотрен, на усмотрение судьи в отношении скрывшегося водителя применяется административный арест до 15 суток либо лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев.

При аварии, совершенной в населенном пункте, есть возможность вызвать медиков или отправить пострадавших в медучреждение попутным транспортом. В отдаленной и малонаселенной местности время прибытия экстренных служб может исчисляться часами. При отсутствии других автомобилей закон обязывает причастного к ДТП водителя самостоятельно доставить раненых в лечебное учреждение.

Доставив людей в больницу, водитель должен вернуться на место ДТП для объяснений обстоятельств происшествия.

Обстоятельством, исключающим наказание за отъезд с места аварии, является оформление Европротокола. С 2009 года водители вправе самостоятельно оформить происшествие при соблюдении условий:

  • авария без пострадавшего;
  • нет споров о виновности;
  • все участники имеют действующий полис ОСАГО;
  • ущерб не превышает установленной законом суммы.

Уехать с места дтп ответственность

Зафиксировав факт происшествия, заполнив необходимые документы, причастные водители вправе покинуть место аварии, уведомив страховые компании.

Сроки, регламентирующие давность привлечения водителей за побег с места ДТП, прописаны в ст. 4.5 КоАП. Постановление должно быть вынесено не позже, чем через 60 суток после совершения правонарушения. Если дело рассматривается судьей, сроки давности составляют 90 суток. По истечении этого периода дело подлежит прекращению.

После аварии участники происшествия обязаны оставаться на своих местах. Прибытие сотрудников ГИБДД позволит на месте определить детали случившегося. Свидетелям, если есть такая возможность, также необходимо лично засвидетельствовать правонарушение.

У каждого участника дорожного движения есть обязанности и права. Пострадавшие и виновные лица в результате аварии также обязаны соблюдать определенные правила. Основные нормы, регламентированные законом РФ:

  • владелец ТС обязан остановить автомобиль, если есть такая возможность – оставаться в нем до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • он включает аварийный режим, остается спокойным, держит эмоции под контролем;
  • если есть возможность, владелец ТС устанавливает на дороге аварийный знак;
  • нельзя передвигать предметы, забирать части пострадавшего автомобиля с дороги, если они не препятствуют общему движению автомобилей;
  • владелец ТС обязан оценить обстановку, рассмотреть пострадавших, помочь им, если у него есть такая возможность.

Наличие пострадавших вносит определенные изменения в порядок действия участника ДТП. Он обязан оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую, сотрудников ГИБДД.

Свидетельские показания также пригодятся, поэтому по возможности участник ДТП записывает контактные данные очевидцев.

Законодательством России определены случаи, когда автомобилист вправе покинуть место аварии. До прибытия сотрудников ГИБДД, даже если составляется европротокол, нельзя перемещать автомобиль.

Другой случай, если пострадавшие нуждаются в срочной помощи, а рядом нет других транспортных средств. Для водителя приоритетной задачей является помощь тем, кто пострадал. Наказание за отъезд с места аварии для помощи пострадавшим не усугубляется.

Для документального подтверждения места аварии используется видеозапись на телефон, другое устройство. Когда пострадавшего заберут медицинские работники, участник ДТП обязан вернуться в автомобиль или посетить пост ДПС.

Перемещение ТС допускается, когда авария становится причиной пробок, проблем в правильной регулировке дорожного движения. Водитель берет на себя ответственность самостоятельно определить, насколько положение ТС мешает другими автомобилям.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»{q} Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»{q}.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности{q}

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Предлагаем ознакомиться:  Положен ли штраф за отсутствие прописки пока оформляется свидетельство собственника

Покинуть место ДТП законно

  • доставка пострадавших в аварии в ближайшее отделение больницы для оказания экстренной помощи, если нет возможности вызвать скорую помощь или отправить пострадавших на попутной машине;
  • в результате ДТП причинен только имущественный ущерб, а между участниками конфликта не возникло разногласий относительно установления вины и характера повреждений;
  • если требуется освободить проезжую часть для проезда других транспортных средств;
  • если участники оформили дорожно-транспортное происшествие по европротоколу.

Стоить помнить, что оформление ДТП по европротоколу допускается без участия сотрудников ДТП и только при наличии определенных условий:

  • в ДТП участвовало только два транспортных средства;
  • вред причинен только имуществу;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виновности и причиненного ущерба;
  • действия полиса ОСАГО на момент совершения ДТП должен быть действующим;
  • оба участника должны быть надлежащим образом застрахованы.

Если водители договорились между собой о возмещении ущерба, о том, что составите схему места аварии и не будете ждать уполномоченных лиц, то необходимо после выполнения всех действий обратиться в ближайший пост ГИБДД и оформить документы. То же предусмотрено и при оформлении аварии по европротоколу, только в данном случае требуется еще известить и страховую организацию о наступлении страхового случая для последующего взыскания причиненного ущерба.

Важно! Какая бы из перечисленных ситуаций не возникла, ее необходимо документально подтвердить, так как факт отсутствия участника ДТП будет зафиксирован прибывшими сотрудниками ГИБДД при составлении протокола.

Даже при наличии законных оснований для отъезда с места происшествия, следует зафиксировать все существенные обстоятельства ДТП. Это позволит избежать привлечения к ответственности, результатом которой может стать лишение прав.

Еще один случай, когда удастся без проблем покинуть место происшествия – если участники договорились между собой, пришли к единому соглашению. Инцидент решается сразу без привлечения сотрудников ГИБДД. Участники подписывают расписку об отсутствии встречных претензий.

Составление европротокола также исключает необходимость привлечения ГИБДД: по факту составления протокола участники происшествия покидают место аварии.

Устное разрешение сотрудников полиции позволяет покинуть место происшествия. Остальные случаи являются прямым нарушением законодательства.

Другой случай, если сначала водители пришли к соглашению, а позже один из них выдвинул претензии. Он вызывал сотрудников ДПС, составил протокол.

Второй участник автоматически является тем, кто покинул место аварии. Чтобы предотвратить опасный момент в будущем, соглашение сторон фиксируется документально с подписями и подтверждением свидетелей.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Уехать с места дтп ответственность

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Уехать с места дтп ответственность

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП{q}

Порой возникают ситуации, когда водитель неумышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия, к примеру, не заметил, как поцарапал рядом припаркованный автомобиль или транспортное средство создавало препятствия дорожному движению, поэтому было перемещено на другое свободное место. И тогда участники ДТП, не дождавшись сотрудников ГИБДД, покидают место происшествия из-за объективных обстоятельств.

Закон не устанавливает сроков ожидания уполномоченных лиц, и зачастую водители просто теряют терпение. Если в таком случае водитель переместит транспортное средство чуть дальше, то данное правонарушение уже будет квалифицироваться по ч.1 ст.12.27 КоАП РФ. Наказание за данный административный проступок предусмотрено в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей.

Важно! В случае, когда водитель надлежащим образом известил сотрудников ГИБДД о факте дорожно-транспортного происшествия и указал его место, он не обязан лично находиться в автомобиле. Если по истечении трех часов ожидания, установленных ч.1 ст. 27.5 КоАП РФ, сотрудники ГИБДД не прибыли на место ДТП для составления процессуальных документов, водитель имеет право покинуть место аварии после повторного уведомления ГИБДД.

Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли право работодатель требовать отработки

Стоит учитывать тот факт, что неумышленное оставление места аварии будет оцениваться судом наравне с другими значимыми обстоятельствами.

Скрытие одного из участников с места дорожно-транспортного происшествия неминуемо ведет к неблагоприятным последствиям. Лишение прав за оставление места ДТП является административным наказанием за предусмотренное ч.2 ст.12.27 КоАП РФ правонарушение. Так же при совершении данного административного проступка применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку. Закон предусматривает не только лишение прав сроком от одного до полутора лет, но и административный арест сроком до 15 суток.

фото 2

Если же участник ДТП оказался недобросовестным и даже не думает раскаяться в содеянном, а все его мысли только о том: «Как бы вообще избежать ответственности», то ему ничего не остается делать, кроме как надеяться на то, что:

  • его никто не видел;
  • номера автомобиля никто не записал;
  • нет видеозаписи ДТП;
  • потерпевший не стал обращаться в ГИБДД;
  • в ДТП нет пострадавших (там вообще может дойти до лишения свободы).

Избежать привлечения к ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ возможно только при наличии законных оснований для скрытия с места происшествия. Доказательной базой таких оснований выступают:

  • показания свидетелей аварии, в том числе пострадавшего, которому водитель оказал помощь и доставил в отделение больницы;
  • записи видеорегистратора или иных средств фото- и видеофиксации;
  • документальные доказательства (схема фиксации места расположения машин после ДТП, которую водитель составил перед отъездом по уважительным причинам).

Помимо этого, избежать лишения прав можно в результате истечения сроков привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к ответственности по данному правонарушению составляет согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ три месяца. Если по истечении данного срока, который не подлежит восстановлению судом, водителя не привлекли к ответственности, то в отношении него не может быть вынесено постановление об административном правонарушении.

Другим способом избежания ответственности выступает допущение ошибок при составлении процессуальных документов сотрудником ГИБДД. Если в результате оформления административного правонарушения будут допущены процессуальные нарушения, либо такие ошибки будут допущены при рассмотрении дела судом, то по итогам оспаривания судебного постановления дело может быть прекращено, а водитель освобожден от ответственности.

Незначительные повреждения частично служат доказательством, что водитель их не заметил. Фиксация повреждений – видео, фотосъемка служат дополнительным доказательством того, как вел себя виновник после случившегося. Суд выносит решение по совокупности обстоятельств.

Что делать, если уехал с места ДТП{q} Последствия для водителя

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики».

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом.

И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Все участники покинули место аварии

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться{q}

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Предлагаем ознакомиться:  Право пожизненного наследуемого владения

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

уехал с места дтп последствия

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место{q}

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд.

Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

уехал с места дтп последствия

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

уехал с места дтп последствия

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

https://www.youtube.com/watch{q}v=jfrmOfDun3g

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

https://www.youtube.com/watch{q}v=FV9NlVpTdEQ

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector