Уголовное право основы уголовного процесса

4. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела.

Принцип или начало в переводе с латинского языка означает в общем виде руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.

В уголовно-процессуальном праве наряду с нормами разрешающими конкретные вопросы, которые возникают при производстве по уголовному делу, содержатся основополагающие положения (идеи), имеющие значение для построения всего уголовного процесса в целом, так и его конкретных правовых институтов.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Проблемам принципов уголовного процесса посвящены труды многих ученых-процессуалистов, как досоветского периода (С.В. Познышев, С.И. Викторский, В.К. Случевский), так и современных (С. Алексеев, В. Быков, Т. Добровольская, А. Ларин, Н. Малеин, И. Петрухин, В. Савицкий, Р. Якупова и др.).

Уголовно-процессуальная деятельность может осуществляться лишь в формах, предписанных законом, поэтому и основные положения должны быть закреплены в действующем законодательстве. Между тем недостаточно «одного лишь нормативного закрепления правовой идеи, необходимо, чтобы ее практическое воплощение было обеспечено соответствующим построением всей системы конкретной отрасли права.

Принципы уголовного процесса содержаться не только в УПК РФ, но и в Конституции РФ, к ним также относятся общепризнанные принципы, нормы международного права и международных договорах. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Принципы уголовного процесса следует отличать от общих условий производства в отдельных стадиях, например общих условий предварительного расследования, общие правила производства следственных действий. Общие условия производства не имеют сквозного характера и действуют лишь в пределах отдельной стадии либо этапа.

— принципами могут быть лишь те правовые категории, которые соответствуют социально-экономическим, нравственным, политическим условиям развития общества;

— это наиболее общие правовые положения;

— принципами процесса являются руководящие идеи, нашедшие закрепление в нормах права и образующие определенную систему;

— пронизывают все стадии уголовного процесса;

— соблюдение принципов гарантируется законодательством.

— укрепление и дальнейшее развитие правопорядка, обеспечивают приоритет прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

— развитие и совершенствование всего уголовно-процессуального законодательства, служат его основой;

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

— являются важнейшими гарантиями осуществления целей правосудия, создают основные условия их успешного разрешения.

— выражают сущность процесса, его характерные черты;

— несоблюдение при производстве по уголовным делам норм-принципов может повлечь отмену принимаемых решений.

Форма закрепления принципов уголовного судопроизводства может быть двух видов, первая – прямая формулировка в правовой норме, например неприкосновенность жилища ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК РФ) и выведение содержания принципа из правовых институтов и норм, например принцип гласности. Интересен тот факт, что ранее в УПК РСФСР был прямо закреплен принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Идея необходимости всестороннего, полного и объективного расследования закреплена в ряде норм УПК РФ — при определении места производства предварительного расследования, выделении уголовного дела, указании в обвинительном заключении как смягчающих, так и отягчающих наказание обстоятельств, приложении в этом акте перечня доказательства, на которые ссылается сторона защиты, а также в ст. 294 УК РФ.

Изложенное позволяет сформулировать дефиницию принципов уголовного процесса – это закрепленные в Конституции России, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, а также международных правовых актах основные, исходные положения, определяющие сущность и характер уголовного процесса, построение всех его стадий, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач.

Все принципы уголовного процесса тесно взаимосвязаны между собой и образуют систему принципов. Нарушение одного из принципов влечет нарушение и ряда других принципов и невозможность решить задачи уголовного судопроизводства. Содержание и значение каждого принципа обусловлено функционированием всей их системы.

В УПК РФ принципам уголовного процесса посвящена отдельная глава – глава 2, которая содержит перечень принципов уголовного процесса. Это обусловлено стремлением законодателя закрепить в законе общие и наиболее существенные положения, выделить их особо из общей массы уголовно-процессуальных предписаний, а вместе с этим повысить их значение и придать им более высокий авторитет.

К принципам уголовного судопроизводства отнесена и цель уголовного судопроизводства — назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Предлагаем ознакомиться:  Компенсация от сбербанка в случае смерти вкладчика

В науке уголовного процесса существует мнение, что расположение ст. 6 УПК РФ в гл. 2 УПК РФ ошибочно, так как назначение и принцип — это разные понятия. Между тем, более правильной представляется позиция, согласно которой система принципов уголовного судопроизводства полностью подчинена его назначению, которое является ядром этой системы (ст. 6 УПК РФ). По своей иерархии назначение уголовного судопроизводства — более глубинное образование, нежели система принципов.

Вопрос о системе принципов уголовного процесса относится к одному из остро дискуссионных. Многие принципы уголовного процесса обладают свойством бинарности (двойственности), понятие системы принципов подменяется классификацией или простым их перечнем, система низводится до понятий более низкого уровня.

1) деление принципов уголовного процесса на конституционные и неконституционные подвергнуто критике, так как такое деление приводит к выделение главных и подчиненных принципов;

2) конституционные принципы также разделяют на общеправовые, которые значимы не только в сфере уголовного судопроизводства, но и во всех иных отраслях государственной деятельности, и собственно отраслевые уголовно-процессуальные принципы;

3) трехуровневая группа принципов – общеправовые, принципы организации и структуры судебных органов, принципы уголовно-процессуальной деятельности;

4) в зависимости от характера влияния общих положений на организацию и функционирование системы органов преследования и суда различают судоустройственные (организационные) и судопроизводственные (функциональные) принципы. Судоустройственные (организационные) — принципы, обеспечивающие организацию системы судебных и иных органов, осуществляющих уголовный процесс (например, принцип независимости судей и подчинения их только закону — ст.

— разумный срок уголовного судопроизводства;

— законность при производстве по уголовному делу;

— осуществление правосудия только судом;

— уважение чести и достоинства личности;

— неприкосновенность личности;

— охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве;

— неприкосновенность жилища;

— тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

— презумпция невиновности;

— состязательность сторон;

— обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

— свобода оценки доказательств;

— язык уголовного судопроизводства;

— право на обжалование процессуальных действий и решений.

Начинается глава 2 УПК РФ принципом «Назначение уголовного судопроизводства». Он означает следующее.

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

2. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Система принципов уголовного процесса – это «живой», постоянно развивающийся организм. Об этом ярко свидетельствует тенденция к расширению перечня принципов, так Федеральным законом от 30.04.2010 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» глава 2 УПК РФ была дополнена статьей 6.1, закрепившей новый принцип — разумный срок уголовного судопроизводства.

2. Поводы и основание к возбуждению уголовного дела.

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания, следователем или руководителем следственного органа из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении.

Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений. С его появлением у указанных органов возникает юридическая обязанность принять заявление (сообщение) о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя.

Однако не каждое заявление (сообщение) о преступлении, полученное дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором, является поводом к возбуждению уголовного дела, т. к. не все эти заявления (сообщения) влекут правовую обязанность по их рассмотрению и разрешению.

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

5) поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Заявление о преступлении – самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Правом обратиться с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления.

Предлагаем ознакомиться:  Государственная регистрация права собственности на квартиру в Росреестре, перечень документов, сроки регистрации

Согласно ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное в п. 3 ст. 140 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Итак, как уже было сказано заявление о преступлении может быть письменным и устным. Поэтому письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление о преступлении заносится в протокол.

Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

1) наименование процессуального документа;

2) место и время принятия устного заявления;

3) должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, со ссылкой на ст. 141 УПК;

4) данные о заявителе;

5) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;

6) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, удостоверяемое подписью заявителя.

В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении.

3.Процессуальный порядок принятия и рассмотрения сообщения и заявления о преступлении.

— статья 144 УПК РФ — порядок рассмотрения сообщения о преступлении;

— приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

— приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»;

— приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»;

— различные ведомственные приказы иных правоохранительных структур во исполнение вышеназванных НПА.

— принятие и регистрация сообщения, заявления и иной информации о преступлении;

— проведение проверки;

— разрешение сообщения и заявления о преступлении, о чем будет более подробно изложено в следующем вопросе занятия;

— информирование заявителя.

Хотелось бы сразу отметить, что данная деятельность осуществляется различными правоохранительными органами – ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФСИН РФ, органами дознания, на которых в соответствии со ст. 40 УПК РФ возложено производство дознания и возбуждение уголовного дела с производством неотложных следственных действий.

Рассмотрим порядок данной деятельности в системе ОВД РФ.

— заявление о преступлении, подписанное заявителем;

— протокол принятия устного заявления о преступлении;

— заявление о явке с повинной;

— протокол явки с повинной;

— постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

— рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления;

— поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации;

— заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;

— анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта;

— а также прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлении, т.е. сообщение гражданина, должностного и иного лица, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления;

— анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

Заявление о преступлении составляется в произвольной форме, где заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ. Заявитель вправе приложить к заявлению необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме.

Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут. Места ожидания (приема) оборудуются стульями, столами (стойками) для возможности составления заявления. Обеспечение писчей бумагой и ручками осуществляется по просьбе заявителя сотрудниками органов внутренних дел, принимающими заявления.

Основанием для начала проверки является поступление заявления (сообщения) о преступлении.

Предлагаем ознакомиться:  Как привлечь судью к ответственности

Заявления о преступлении могут поступать в дежурную часть территориального органа в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично, а сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии — в устной форме.

Регистрация заявления (сообщения) о преступлении состоит в присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера КУСП (Книга учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях).

На заявлении оперативный дежурный проставляет оттиск штампа, куда вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, его принявшего, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем заявление, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

2. После регистрации заявления (сообщения) о преступлении в КУСП оперативный дежурный принимает меры реагирования. При наличии зарегистрированного сообщения проверку по нему осуществляет сотрудник по соответствующему поручению руководителя территориального органа, о чем составляется рапорт. По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении.

Проверку сообщения о преступлении правомочны проводить дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа. Срок принятия по нему решения не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения, который может быть продлен до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

— получение объяснений;

— получение образцов для сравнительного исследования;

— истребование документов и предметов, изъятие их в установленном порядке;

— возможность назначения судебной экспертизы и принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;

— производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование;

— требования о производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов;

— возможность давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Полученные в процессе данных следственных действий сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 УПК РФ, т.е. они должны отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

В УПК РФ детально регламентирован порядок проведения проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. Проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

В настоящее время лица, участвующие в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении наделяются правовым статусом. Так, им разъясняются права и обязанности, обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц.

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

4. Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма, а также способа информирования (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector