Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

Пенитенциарная
система как социальная среда воспитания,
ее специфика. Субъекты в сфере исполнения
наказаний: сотрудники уголовно-исполнительной
системы и осужденные. Необходимость
осуществления правового воспитания и
обучения субъектов в сфере исполнения
наказаний.

Осужденные
как социальная группа. Сущность правового
воспитания и обучения осужденных.
Нравственная перестройка сознания и
поведения личности в условиях отбытия
уголовного наказания. Понятие
ресоциализации. Особенности правового
воспитания, обучения и организации
данных процессов с позиции исправления
осужденных.

Социологический
портрет сотрудников уголовно-исполнительной
системы. Профессиональное пенитенциарное
правосознание сотрудников
уголовно-исполнительной системы как
объект правового воспитания. Обучающее
воздействие и профессиональная культура
сотрудников уголовно-исполнительной
системы.

Тематический
план дисциплины «Методика правового
воспитания и обучения»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Казанский
филиал

Кафедра
теории и истории права и государства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИКА
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

по
направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

Магистерская
программа:
«Юрист в сфере административных и иных
публичных правоотношений»

Курс:
1

Семестр:
2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Форма
обучения: очная, заочная

Срок
освоения ООП по форме обучения: 2 года

Квалификация
выпускника: магистр

Казань,
2015

Составитель:
Губаева Тамара Владимировна, д.ю.н.,
профессор

Рецензент:
Гумеров Ленар Асхатович, к.ю.н., доцент

Программа
разработана в соответствии с ФГОС ВПО
по направлению подготовки 40.04.01
«Юриспруденция» (квалификация (степень)
«магистр»)

Утверждена
на заседании кафедры теории и истории
права и государства протокол № 14 от
11.06.2014 г.

Зав.
кафедрой Гумеров Ленар Асхатович,
к.ю.н., доцент

Рабочая
программа одобрена Учебно-методическим
советом КФ ФГБОУВО «РГУП»
№ 10 от 25.06.2014 г.

Казанский
филиал

ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Учебно-методический
комплекс по дисциплине

Учебно-методические
материалы по освоению дисциплины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

(учебно-методические
рекомендации для студентов

по
изучению дисциплины)

Курс:
1

Семестр:
2

Форма
обучения: очная, заочная

Срок
освоения ООП по форме обучения: 2 года

Квалификация
выпускника: магистр

Казань,
2015

Составитель:
Губаева Тамара Владимировна,
д.ю.н.,профессор кафедры
теории и истории права и государства
КФ
ФГБОУВО «РГУП»

Рецензент:
Гумеров Ленар Асхатович, к.ю.н., доцент
кафедры
теории и истории права и государства
КФ
ФГБОУВО «РГУП»

Зав.
кафедрой Гумеров Ленар Асхатович,
к.ю.н., доцент

Программа
одобрена Учебно-методическим советом
КФ ФГБОУВО «РГУП» № 10 от 25.06.2014 г.

Основная литература

Изучение теоретических
аспектов права и вопросов конституционного
права предусмотрено государственным
стандартом знания для обучаемых системы
общего образования. Знания данных
областей права являются тем фундаментом,
на базе которого выстраивается вся
система других правовых знаний.

Изучение
теоретического материала на уроках
права имеет некоторые особенности.
Несмотря на то, что многие специалисты
считают, что в учебный курс по праву
необходимо как можно больше включать
практического материала, изучение
теории права необходимо.

1. Знакомство с
абстрактными, обобщенными дефинициями
должно сопровождаться конкретными
примерами с опорой на социальный опыт
ученика.

2. Не стоит заучивать
сложные юридические конструкции,
необходимо добиться их понимания.

3. Следует использовать
возможности межпредметных связей.
Важным методом изучения теории права
в юриспруденции является
сравнительно-юридический метод. С его
помощью можно сопоставлять различные
нормы права, правовые системы страны и
проч. В области методики обучения праву
используется прием сравнения.

В процессе изучения
теории права используется проблемное
изложение. Однако оно вполне преемлимо
и при рассмотрении
норм отраслевого законодательства. Как
реализовать это на уроке права?

Учитель может
поставить перед учениками определенный
вопрос, на который они пока не смогут
дать ответ. Возникает необходимость
что-то изучить, познать, над чем-то
поразмышлять. Так побуждается
познавательная активность ребенка,
который ищет путь разрешения противоречия.
Школьникам можно представить
противоположные взгляды на определенную
ситуацию и попросить их предложить свой
вариант решения.

Когда не рекомендуется
применять проблемный метод обучения
праву?

1. Если тема урока
очень сложная.

2. Если у школьников
слишком слабая подготовка и знаний не
достаточно для решения проблемы.

3. Если на уроке
мало времени, возникает потребность
изучить большой блок правовой информации.

4. Если не достигнуто
взаимопонимание учителя и учеников, в
классе наблюдается слабая дисциплина,
школьники не выполняют требований
педагога.

При изучении
теоретических правовых тем необходимо
обратить внимание на формирование
умений и навыков школьников. В методической
литературе нет однозначного подхода к
определению этих понятий. Вот одна из
существующих точек зрения. Если школьник
научился осуществлять определенный
прием учебной деятельности (например
работать с нормативноправовым актом),
то можно говорить о том, что у него
сформированы умения. Но умение, которое
доведено до автоматизма, свидетельствует
о навыке ученика.

— речевые. В
процессе
обучения теории права необходимо
обратить внимание на формирование таких
умений школьников: отвечать на вопросы,
пересказывать юридическое содержание
проблемы, конфликтную ситуацию, требующую
правового вмешательства, критически
анализировать выступление других
обучаемых.

— организационные.
Школьник должен
уметь правильно распределить свой день,
выполняя самостоятельные домашние
задания, планировать ту или иную форму
деятельности и проч.;

— информационные.
Ученик в
процессе обучения праву приобретает
умения работать с учебником, правовыми
текстами, хрестоматией, юридическими
документами, справочниками;

— интеллектуальные.
К ним относят
умения решать задачи, воспринимать и
воспроизводить правовой материал,
осуществлять самоконтроль.

1. Формирование
ориентировочной основы умения. Учитель
раскрывает суть мыслительной операции,
составляет памятку выполнения этой
операции.

2. Ученики приступают
к самостоятельному выполнению задания
и применяют впервые показанную им
операцию.

3. Выполняются
тренировочные задания, чтобы прочно
закрепить и углубить знания, навыки
обучаемых.

4. Применяют умение
по типу все более отдаленного переноса.

Поясним это на
основе формирования умений давать
юридическую консультацию конфликтующим
сторонам правовой ситуации и решать
правовую задачу.

1. Внимательно
прочти условие задачи полностью.

2. Определи
область права, которая регулирует
предложенную ситуацию.

3. Выдели возникшее
правоотношение, его составляющие
элементы.

4. Определи правовые
нормы, которые устанавливают правомерные
модели поведения субъектов права.

5. При необходимости
найти правовые нормы в нормативно-правовых
актах прочитай соответствующий раздел
учебника по теме.

Определи, кто из участников
правового отношения нарушил норму
права, что необходимо сделать, чтобы
защитить права, и т. д.

7. Сделай вывод.

Во-вторых, учитель
права предлагает школьникам решить
другую задачу по образцу, при этом он
руководит этой работой.

В-третьих, запомнив
прием, школьники начинают его применять
самостоятельно при решении других
задач. Многократно повторяя одни и те
же этапы своей деятельности, школьники
усваивают их и начинают использовать
в нестандартных ситуациях, при изучении
нового материала.

Однако, если
школьник просто усвоил способ действия,
прием, этого мало для формирования
умений. Необходимо, чтобы ученик был
инициативным, находил новые варианты
решения задач, осуществлял перенос
умения.

Рассмотрим примеры
модельных уроков по темам теоретического
характера и вопросам изучения
конституционного права. При этом обратим
внимание начинающего учителя на
следующее. При подготовке к уроку
необходимо определить цель, соотнести
ее с прогнозируемым результатом (это
лучше прописать в разделе «Что должен
знать, уметь школьник после изучения
темы»). Обязательно составляем план
урока, выделяем основные понятия, которые
необходимо усвоить.

Учителю необходимо
разнообразить урок различными формами
деятельности. Например, в ниже приведенном
уроке используется прием «путешествия
во времени». Педагог должен показать
школьникам существование разнообразных
подходов к пониманию права, а чтобы
суметь их понять и проанализировать,
ученики знакомятся с первоисточником
(извлечениями из высказываний юристов,
общественных деятелей и проч.).

При решении задач,
анализе жизненных ситуаций ученики
высказывают свою позицию и аргументируют
ее.

Вот модель
конкретного урока по теории права для
старшеклассников.

УРОК «ЗНАКОМИМСЯ
С ПРАВОМ» Тема: Право

Разъяснить учащимся
сущность понятия «право», показать его
важность в жизни общества, сформировать
умения анализировать социальные нормы
и определять необходимость их соблюдения.

знать, что
представляют собой социальные нормы и
каково их видовое разнообразие;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

разъяснять сущность
права, а также различные его значения;
уметь правильно употреблять понятие
«право» в вариативных контекстах;

разъяснять сущность
таких понятий, как «правосознание» и
«правовая культура» личности;

уметь пояснить
систему права, раскрывая сущность
основных отраслей российского права;

уметь определить,
нормами каких отраслей права регулируется
определенная жизненная ситуация и куда
следует обратиться, чтобы узнать модель
верного поведения участников
правоотношений;

— давать определения
следующим понятиям: право,
источник права, правовые нормы, отрасли
права, система права, юридическая
ответственность.

1. Что регулирует
поведение людей в обществе?

2. Знакомимся с
правом. Право и правовая норма.

3. Система права.

— «Право существует
для пользы человечества».

(Hominum causa ius constitum
est.)

— «Право есть
искусство добра и справедливости».

(Ins est ars boni et bequi.)

На доске можно
вывесить ромашку, на лепестках которой
записаны основные виды социальных норм.
Один лепесток следует выделить по цвету
(на нем записаны правовые нормы).

Ребятам предлагается
по группам придумать любые жизненные
ситуации, которые бы регулировались
конкретными социальными нормами (обычаем
— в автобусе молодой человек уступил
место пожилой даме, соблюдая древний
обычай почитания старших; религиозными
нормами — при входе в православный храм
женщина надела косынку на голову;
правовыми — при покупке хлеба в магазине
Вася заплатил деньги, . а продавец отдал
ему хлеб и т. д.).

Ученик, выступающий
от имени группы, рассказывает ситуацию
и поясняет суть общественных правил,
которые ее регулируют. (Религиозные
нормы — правила поведения верующих
людей, связанные с божественными
началами; моральные нормы — правила,
основанные на представлениях о добре
и зле, плохом и хорошем; и т. д.)

Предлагаем ознакомиться:  Является ли договор правовым актом

Содержание

2.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРАВОВОГО
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для изучения методики правового
воспитания и обучения в соответствии
с настоящей программой необходимо
параллельное освоение содержания таких
дисциплин общенаучного и профессионального
цикла, как «Правовая догматика»,
«Актуальные проблемы общей теории
права», «История политических и правовых
учений». 6

основными
приемами методологии правовой науки; 7

методикой
самостоятельного изучения и анализа
политико-правовых доктрин, исторического
процесса становления и развития
политико-правовой идеологии, современных
правовых явлений в сфере правотворчества
и применения права; 7

Понятие
воспитания. Воспитание как социальное
явление. Взаимосвязь воспитания,
формирования, становления и социализации.
Разграничение понятий «индивид»,
«личность», «субъект», «индивидуальность». 11

Взаимосвязь
процессов воспитания и обучения.
Особенности воспитания обучаемых
различных возрастных групп. 11

Зав.
кафедрой__________________ 19

Изменения 20

ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 36

1.ЦЕЛИ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 6

2.МЕСТО
ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОвНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…………………………………..……..6

3.тРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 7

4.оБЪЕМ
ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 10

5.сОДЕРЖАНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ 11

6.Критерии
оценки знаний, умений, навыков и заявленных
компетенций 15

7.Учебно-методическое
и информационное обеспечение дисциплины 16

Тема
1. Основы теории воспитания и обучения

Понятие воспитания. Воспитание как
социальное явление. Взаимосвязь
воспитания, формирования, становления
и социализации. Разграничение понятий
«индивид», «личность», «субъект»,
«индивидуальность».

Сущность
воспитания. Цели и виды воспитания.
Критерии воспитанности.

Основные
закономерности воспитательного процесса.
Принципы воспитания. Стили воспитания.

Методы
воспитания и их классификация по
направленности. Характеристика методов
формирования сознания личности.
Характеристика методов организации
деятельности и формирования опыта
поведения. Характеристика методов
стимулирования и мотивации.

Формы
воспитания и их функции: организаторская,
регулирующая и информативная.

Взаимосвязь
процессов воспитания и обучения.
Особенности воспитания обучаемых
различных возрастных групп.

Тема
2. Правовое воспитание и его структура

Правовое
воспитание в широком и узком понимании.
Цель и принципы правового воспитания.
Правовая социализация личности. Связь
правового и нравственного воспитания.

Структура
правовоспитательного процесса и ее
элементы. Характеристика субъектов
правого воспитания. Объекты правового
воспитания, их классификация. Содержательная
направленность правового воспитания.

Формирование
ценностно-правовой ориентации личности
в процессе правового воспитания.
И.А.Ильин об аксиомах правосознания:
чувство собственного достоинства,
способность к самообязыванию и
самоуправлению, взаимное уважение и
доверие людей друг другу. «Здоровое» и
«недужное» правосознание.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Критерии
правовой воспитанности. Правовое
воспитание, правовая культура и правовое
поведение.

Состояние
и проблемы правовоспитательной работы
в современной России.

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

Понятие бюджета.
Личный, семейный, местный, государственный
бюджет. Финансовые учреждения и финансовые
услуги. Предмет, страхование/кредитный
союз, кредитные карточки.

Понятие о ценных
бумагах: долевые и ценные бумаги (акции),
долговые ценные бумаги (облигации,
векселя, сберегательные сертификаты).
Обыкновенная и привилегированная акция.
Сертификат акции. Цель покупки ценных
бумаг. Банки. Доход: процент, дисконт,
дивиденд. Эмитент и условия доверия к
нему.

«Им может стать
каждый, кто имеет опыт и не ленится».

Анализ
опытно-экспериментальной работы школ
позволил доказать влияние четырех
факторов на формирование личности
учителя. К ним мы относим наследственность,
воспитание, социальную среду и личное
стремление педагогов к самоусовершенствованию.
Рассмотрение ретроспективы указанной
проблемы позволяет констатировать
кардинальное изменение
профессионально-личностной характеристики
учителя к концу XX в.

В этом немалую
роль сыграла государственно-правовая
политика России в образовании, определяющая
юридический статус учителя. Так, в XIX в.
учителя считались государственными
служащими и должны были иметь
университетское образование. Существовали
строгие требования к профессиональному
облику педагога.

При поступлении на
службу он произносил присягу и подписывал
присяжный лист, который хранился в
Сенате. Большое влияние на личность
учителя оказывал усиленный контроль
директоров и инспекторов гимназий (по
штатному расписанию, приложенному к
Уставу 1871 г., в школе насчитывалось 12
учителей)1.

1. Педагоги-новаторы.
Так мы определили
учителей, вносящих новизну во все
элементы педагогической системы (0,8% по
отношению к общему числу педагогов
школ.) Их деятельность была связана с
введением локальных инноваций,
выразившихся в изменении содержания
обществоведческих курсов.

2. Творческие
учителя (20%).
Так мы обозначили педагогов, вносящих
новизну в способы профессиональной
деятельности. Изменения методических
приемов, способов обучения детей
доминируют в профессиональных способностях
этой категории учителей.

3. Большинство
учителей (62%)
отнесены к категории добросовестно
работающих. Их роль не менее значима
при переходе от традиционной модели
функционирования школы к инновационной.

4. Учителя-формалисты,
составляющие
15% педагогов, как правило, отторгаются
новой системой обучения и оказываются
неспособными работать в инновационном
режиме.

5. Случайные
люди — 2,2%.

Многолетний
эксперимент подтвердил, что в школе
нового типа может адекватно существовать
учитель, ставящий во главу угла собственное
профессиональное саморазвитие. У таких
педагогов есть своя педагогическая
позиция, позволяющая грамотно определять
образовательные цели. В этой связи
особую актуальность приобретает
ценностное образовательное самоопределение.

Под этим понятием мы понимаем процесс
постоянного наращивания педагогических
средств для решения образовательных
проблем, приводящий к становлению
педагогического мастерства. Оно
определяется многоаспектной деятельностью
учителя в сферах исследовательской,
профессионально-нравственной,
воспитательной и диагностической
культур.

Таким образом,
деятельность современных образовательных
учреждений, уделяющих особое внимание
обществоведческой подготовке детей,
позволила выявить личностные и
профессионально значимые качества
педагога-мастера, способного работать
в российских школах нового типа.
Рассмотрим эти качества. Учитывая, что
доминирующей формой деятельности
учителей в школе является организация
учебных занятий, мы решили рассмотреть
некоторые характеристики модели
учителя-мастера через призму системы
организации учебно-воспитательной
деятельности преподавателя в единстве
с учебно-познавательной деятельностью
обучаемых.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Важной особенностью
профессионализма учителя-мастера
является знание предмета и эрудиция. В
этой связи особую актуальность приобретают
умения не просто воспроизведения заранее
обозначенной программой информации,
но и способности переноса этой информации
в нестандартную ситуацию. Авторитарная
педагогика ориентировала все дидактическое
обеспечение учебного процесса на типовое
образование начиная от целей, содержания
и методического построения учебного
процесса.

В инновационной школе нельзя
не учитывать, что потребности и установки
человека определяют избирательность
восприятия и мышления. Личностно
ориентированная образовательная
концепция, о которой говорят современные
ученые, требует от педагога высокого
уровня знаний, в том числе и по различным
аспектам психологии личности.

Особенностью новой
школы является наличие исследовательского
компонента в системе обучения и
научно-методической деятельности
учителя. Большинство ученых (И.Д. Чечель
и др.) считают, что исследователей-педагогов
создают в собственном коллективе. Этому
способствуют методические объединения,
предметные ассоциации (межшкольные,
городские), вовлечение учителей в рабочие
группы по разработке насущных школьных
проблем, педсоветы и т. д.

Учитель права
должен обладать высоким уровнем
методического и педагогического
мастерства. Под этим понятием мы понимаем
следующие характеристики педагога:
умение донести учебный материал до
уровня понимания каждым учеником
(способность работать в системе
индивидуального и дифференцированного
режима обучения детей);

Изучая роль таких
качеств личности педагогов, как юмор и
оптимизм, исследователи пришли к выводу,
что шутки, оказывающие положительное
воздействие на один класс, по отношению
к другому или в иной ситуации могут не
дать ожидаемый результат. В любом случае
следует соблюдать такие правила: не
подвергать осмеянию личность человека,
не смеяться над тем, что человек не может
исправить (по поводу фамилии, физической
слабости), нельзя допускать пошлые и
грубые шутки.

Учитель права
должен обладать хорошими знаниями
стилей управления детским коллективом
и умело применять к конкретной ситуации
соответствующий уровень требований.
Опыт показал, что наибольшая результативность
обучающего процесса обеспечивается
демократическим стилем общения педагога
с детьми.

Это характеризуется доступностью
учителя, образцовым выполнением тех
требований, которые он предъявляет
учащимся, исключением повелительного
наклонения в разговоре, учетом мнения
коллектива при поощрении и наказании
его членов. Вместо приказов используются
предложения, советы, просьбы, учитываются
индивидуальные особенности членов
коллектива. Появление этих особенностей
носит закономерный характер и может
быть показано в следующей таблице.

Темперамент

Можно
повысить голос

Быстро
овладевает новым учебным материалом

Любит
однообразную работу

1.
Сангвиник

2.
Флегматик

3.
Холерик

4.
Меланхолик

1

Ученые доказали,
что темперамент самого педагога не
фатально обусловливает стиль управления.
Он только благоприятствует формированию
того или иного стиля. Сознание, воля,
самовоспитание позволяют любому
преподавателю выработать у себя наиболее
эффективный демократический стиль
руководства. Опыт показал, что учителя
эффективных стилей управления детским
коллективом лучше ориентируются в
межличностных отношениях школьников.

В классах, где работают эти учителя,
самый высокий коэффициент удовлетворенности
в общении, максимальные коэффициенты
сплоченности коллектива. Это позволило
сделать вывод, что взаимоотношения
школьников формируются под непосредственным
влиянием личности педагога, применяемого
им стиля управления, а овладение успешным
стилем руководства — серьезный и
длительный процесс самовоспитания.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Универсальным
средством коммуникации является речь.
Для учителя она приобретает особую
значимость. На результативность
обучающего процесса влияют такие
параметры, как темп, дикция, интенсивность,
образность, грамотность и эмоциональность
речи. Темп речи определяется количеством
слов, сказанных учителем в минуту.

Дикция
показывает четкость произношения
учебной информации с обязательным
написанием каждого нового термина.
Интенсивность речи — это ее громкость.
Она определяется умением концентрировать
внимание на самом главном. Важной
характеристикой речи является ее
образность, под которой понимается
умение учителя делать сравнения,
использовать метафоры. И, наконец, общая
и специфическая грамотность речи
становится необходимым элементом
характеристики учителя.

Весьма значимым
компонентом является внешний облик
учителя, который оказывает целенаправленное
воздействие на формирование личности
ученика. Эксперимент подтвердил, что
внешность педагога на 40% предопределяет
отношение учеников к учебному предмету
(в процессе исследования анализировались
результаты обучения 127 человек пятью
Педагогами).

Заочная форма

Вид
учебной работы

Трудоемкость

зач.

ед.

час.

по

семестрам

2
семестр

Общая
трудоемкость

дисциплины по учебному плану

2

72

72

Аудиторные
занятия

10

10

Лекции

2

2

Семинарские
(практические) занятия

8

8

Интерактивные
занятия

4

4

Самостоятельная
работа
(СРС)

62

62

Форма
промежуточной аттестации — экзамен

зачет
с оценкой

зачет
с оценкой

Предлагаем ознакомиться:  Существенные условия договора аренды в 2019

Раздел

дисциплины,
тема

Всего
часов

В
том числе

Образовательные
технологии, используемые при проведении
занятий

лекции

практиче-

ские
занятия

1

Тема
1. Основы теории воспитания и обучения

4

2

2

Лекция-дискуссия;
защита информационных проектов,
подготовленных студентами самостоятельно

2

Тема
2. Правовое воспитание и его структура

4

2

2

Лекция-дискуссия;
защита информационных проектов,
подготовленных студентами самостоятельно

3

Тема
3. Формы и методы правового воспитания
и обучения

2

2

семинар-дискуссия
на основе кейс-метода

4

Тема
4. Правовое воспитание и обучение в
контексте исполнения наказаний

2

2

семинар-дискуссия
на основе кейс-метода

ВСЕГО

12

4

8

%
занятий, проводимых в активных и
интерактивных формах

4
часа,

50%

Раздел

дисциплины,
тема

Всего
часов

В
том числе

Образовательные
технологии, используемые при проведении
занятий

лекции

практиче-

ские
занятия

1

Тема
1. Основы теории воспитания и обучения

4

2

2

Лекция-дискуссия

2

Тема
2. Правовое воспитание и его структура

2

2

защита
информационных проектов, подготовленных
студентами самостоятельно

3

Тема
3. Формы и методы правового воспитания
и обучения

2

2

семинар-дискуссия
на основе кейс-метода

4

Тема
4. Правовое воспитание и обучение в
контексте исполнения наказаний

2

2

семинар-дискуссия
на основе кейс-метода

ВСЕГО

10

2

8

%
занятий, проводимых в активных и
интерактивных формах

6
часов,

60%

В
процессе изучения методики правового
воспитания и обучения студенты выполняют
также самостоятельную работу,
внеаудиторные формы и технологии которой
в соответствии с темами дисциплины и
утвержденными нормами времени приведены
в таблице 3.

темы

дисципли-ны

Формы
внеаудиторной самостоятельной работы

Трудоем-кость

в
часах

Тема
1

Поиск,
отбор и систематизация информации;
анализ и обобщение материалов,
подготовка их презентации на семинарском
занятии в форме защиты информационного
проекта

14

Тема
2

Поиск,
отбор и систематизация информации
по вопросам изучаемой темы; анализ и
обобщение материалов с целью подготовки
к дискуссии в ходе семинарского занятия

16

Тема
3

Поиск,
отбор и систематизация информации
по вопросам изучаемой темы; анализ и
обобщение материалов в целях подготовки
к обсуждению и решению ситуативных
задач на семинарском занятии

16

Тема
4

Поиск,
отбор и систематизация информации
по вопросам изучаемой темы; анализ и
обобщение материалов в целях подготовки
к обсуждению и решению ситуативных
задач на семинарском занятии

16

Итого:

62

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

В области правового
обучения выработалась своя система
методов, позволяющая решать основные
задачи правового образования и воспитания
граждан страны. В этой связи методы
обучения праву рассматриваются как
способы
взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на достижение целей
правового образования, воспитания и
развития школьников.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

1. Методы стимулирования
и мотивации учебной познавательной
деятельности.

2. Методы организации
и осуществления учебно-познавательной
деятельности.

3. Методы контроля
и самоконтроля эффективности
учебнопознавательной деятельности

В связи
с тем, что в реальной практике сложилось
большое разнообразие методов обучения,
специалисты предложили классифицировать
их по различным основаниям. Этот прием
известен и самой юридической науке:
так, например, нормы права могут быть
классифицированы по исходящему субъекту,
методу правового регулирования или по
отраслевому принципу.

Однако даже единое
основание позволило ученым спорить и
предлагать свои подходы к классификации
методов обучения. Известные дидакты
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, исходя из
уровней познавательной деятельности
учеников, выделили: информационно-рецептивный,
репродуктивный, эвристический и
исследовательский метод (или
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный), проблемного изложения,
частично-поисковый, исследовательский.

В случае выбора учителем чисто
репродуктивного
метода изучения
темы ученики превращаются в пассивных
слушателей своего педагога, который в
готовом виде поясняет все правовые
вопросы и заставляет детей их запомнить.
В условиях проблемного
обучения перед
учеником ставится определенный вопрос
(проблема), который он должен разрешить,
пытаясь самостоятельно отыскать ответ.
Противоречие, складывающееся между
знанием и незнанием, стимулирует
познавательную активность школьника.

1.
Объяснительно-иллюстративный.
Его сущность
состоит в том,
что учитель сообщает готовую информацию
разными средствами, а ученики воспринимают,
осознают и фиксируют в памяти правовую
информацию.

2.Репродуктивный
метод. Системойлогически
взаимосвязанных вопросов учитель права
организует деятельность школьников по
неоднократному воспроизведению
сообщенных им знаний и показанных
способов деятельности.

Несмотря на
многочисленную критику специалистов
относительно использования этого метода
в правовом обучении, следует заметить
его важность в плане формирования у
школьников прочной основы знаний,
необходимых для творческой работы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

3. Метод
проблемного изложения. При
организации правовых занятий учитель
ставит определенную проблему, сам ее
решает и показывает путь решения,
предлагая образцы научного познания
правовых явлений.

4. Частично-поисковый,
или эвристический метод. При
применении этого метода учитель права
ориентирует школьников на выполнение
отдельных шагов поиска ответа на
проблемный вопрос или задание.

5. Исследовательский
метод. Он
обеспечивает творческое применение
знаний, способствует овладению методами
научного познания. Развивает интерес
к предмету.

В современном
правовом обучении необходимо обратить
внимание на организацию самостоятельной
деятельности школьников. Это может
осуществляться при: решении практических
задач, работе с юридическими документами
и проч.; проведении специального
исследования по определенной теме под
руководством учителя права. Важным
методом закрепления знаний, выработки
умений, навыков являются упражнения.

ТА. Ильина предлагает
учителю права использовать методы
сообщения новых знаний: объяснение,
рассказ, лекция; методы
приобретения новых знаний: экскурсия,
самостоятельная работа с книгой,
упражнения; методы
работы с техническими средствами;
самостоятельную работу.

Классификация
методов по источникам получения учебной
информации позволяет обратить внимание
педагога на
словесные, наглядные и практические
методы.

Рассмотрим некоторые
их особенности применительно к современной
системе правового обучения.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Словесные методы
обучения праву связаны с устным изложением
материала или печатным способом передачи
информации (в этом случае в обучении
используют тексты нормативно-правовых
актов; газетный материал по правовым
вопросам и т. д.). Работая вместе, учитель
и ученик постоянно общаются друг с
другом именно с помощью слова,
устного
изложения материала.

«Подойди ко мне»
— с десятками нюансов в голосе. Умение
использовать возможности паралингвистики
(вокализация речи, ее тональность, тембр)
и экстралингвистики (громкость речи,
ее темп, паузы) оказывает большое влияние
на плодотворность словесных контактов
в правовом обучении.

Чаще всего обижаются
не на смысл слов учителя, а на то, каким
тоном они произносятся. Это особенно
важно, когда исправляется ошибка,
делается замечание. То и другое нельзя
произносить мимоходом, беспристрастным
тоном. Замечание не должно звучать
обидно. Его следует сделать вежливым и
ободряющим тоном. А чтобы закрепить
модель верного поведения ученика,
последнему предлагается выполнить
определенное задание.

Словесное общение
дополняет контакт глазами между учителем
и учениками. Очень часто на уроке права
учитель вынужден разъяснять сложные
юридические дефиниции в форме минилекции,
которая занимает от 15 до 20 минут. В этом
случае, объясняя школьникам тему,
целесообразно переводить взгляд от
одного слушателя к другому (спереди —
назад, слева — направо и обратно),
стремясь создать впечатление у каждого,
что именно его избрали объектом внимания.

С одной стороны, так поступать предписывают
правила этикета, с другой стороны, такое
поведение учителя права стимулирует
каждого ученика. При этом школьник не
станет заниматься посторонним делом,
отвлекаться. Таким образом обеспечивается
так называемая «обратная связь» учителя
и учеников. Учитель права сразу замечает,
кто его внимательно слушает и охотно
работает на уроке.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Культура речи
проявляется не только в том, что сказано,
но и в том, как сказано. Учителю права
следует уметь приводить в пример
различные казусы, правовые ситуации из
реальной жизни. Они должны носить
обобщенно-типичный характер, но в тоже
время яркий и производящий определенное
впечатление на слушателей. Разъяснение
правовых конструкций только на
теоретическом уровне не целесообразно
хотя бы и потому, что их запоминание
будет усложнено.

Школьники крайне
негативно воспринимают любые погрешности
в речи педагога, резко отрицательно
относятся к штампам (речевым фразам),
которые учитель постоянно повторяет.
Одного педагога, который заканчивал
каждый урок права одним и тем же
словосочетанием с неправильным ударением,
так и прозвали: «Задом на дом».

На уроках права
необходимо соблюдать основные правила
кинетики: умело применять жесты, мимику,
пантомимику (движение всего тела).
Специалисты доказали, что жест хорош в
том случае, когда он подкрепляет слово.
Неопределенно хаотичные жесты создают
впечатление нервного возбуждения и
рассеивают внимание слушателей. А.С.

Макаренко называл «кустарными
педагогическими приемами» стремление
учителя увеличить эмоциональное
воздействие от своей собственной персоны
с помощью злого взгляда, на хмуривания
лба, бровей. Педагог должен передавать
своим воспитанникам заряд бодрости,
оптимизма. Но хуже всего, когда на лице
говорящего школьники видят скуку и
полное безразличие к тому, что он
объясняет.

Ученики привыкают очень
быстро к безразличию и начинают копировать
поведение педагога. Передавая правовую
информацию, учитель не должен ходить в
аудитории из одного угла в другой. У
обучаемых в таких условиях будет
рассеиваться внимание. На усвоение слов
учителя влияет и его внешний вид.
Установлено, что человек, умеющий хорошо
одеваться и следить за собой, имеет
лучшие личностные характеристики в
сравнении с тем, кто за собой не следит.

Таким образом,
фундаментом вербального общения
выступают положительные эмоции.
Большинство учеников не могут заниматься
успешно в условиях недоброжелательной
критики, угрозы, ненависти или даже
осмеяния. Стремясь избежать этого, они
применяют любые меры защиты. Обучаемые
начинают испытывать подавленность,
утомление и скуку.

Декларирование
общеизвестных истин не способствует
вербальному общению в процессе
преподавания права. Так, малоэффективны
наставления типа: «Ты учишься в гимназии,
а потому обязан знать право», «Ты
отличница, а значит, должна выучить
правовые нормы», «Вы обязаны соблюдать
предписания закона, даже если не понимаете
их».

Раздел 3. Современный урок по праву

Особенности
личности учителя-мастера обусловлены
обстоятельствами его профессиональной
деятельности. В основе массовой школы
лежит знаменитый принцип Я.А..
Коменского:
«обучение всех всему». Это, на наш взгляд,
позволяет констатировать отсутствие
у педагога традиционной системы обучения
своих собственных образовательных
целей.

Предлагаем ознакомиться:  Иск к наследникам по долгам наследодателя образец

В основе появления
педагогической мастерской в современных
школах лежит иной принцип: «учить тому,
что умеешь делать сам». В этом смысле
учитель-мастер транслирует ученику
нормы и способы своей культуры в
совместной деятельности и коммуникации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Пытаясь научно
оценить профессионально значимые
качества, умения учителя права, мы пришли
к выводу о доминировании следующих черт
у учителя-мастера: доброжелательность,
справедливость, моральная ответственность,
профессиональная ответственность,
эмпатия, толерантность, эрудиция, умение
понять ученика, доходчиво объяснить
материал, культура речи, педагогический
оптимизм, организаторские умения,
эмоциональность, умение владеть собой,
знание современных технологий обучения.

6.Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций

Критерии
оценки знаний, умений, навыков и заявленных
компетенций в
рамках настоящей программы
– это
показатели, позволяющие определить
степень соответствия фактической
подготовленности студента по дисциплине
«Методика правового воспитания и
обучения» установленным программным
требованиям.

групповой
или индивидуальный устный опрос;

тематический
контроль-провокация по результатам
самостоятельной работы студентов
(изложение материала с заранее
запланированными ошибками, которые
студент должен заметить и исправить);

решение
ситуативных задач;

защита
информационного проекта (подготовка и
проведение презентации по определенным
темам, изученным самостоятельно).

Промежуточный
контроль осуществляется в форме зачета
с оценкой, в ходе которого студент
письменно решает две ситуативные задачи,
составленные на основе функционирования
современного российского права.

Оценка
профессиональных способностей, знаний,
навыков и умений проводится в соответствии
с параметрами, представленными в таблице
4.

Требования
к результатам освоения дисциплины

Оценка
или зачет

Превосходное
знание вопросов, входящих в программу
дисциплины, и образцовое умение
применить их при решении ситуативных
задач; свободное оперирование
терминологией и высокая культура
письменной научной речи, демонстрируемая
при решении задач

отлично

В
целом достаточный уровень подготовки
по актуальным проблемам общей теории
права в пределах программы;
доброкачественное решение задач с
отдельными содержательными и формальными
недочетами, обусловленными поверхностным
знанием некоторых вопросов и нетвердыми
навыками практического применения
теории

хорошо

В
целом положительное, но весьма
примитивное знание актуальных проблем
общей теории права в пределах изученной
программы, непонимание отдельных тем;
поверхностный, слабо выраженный навык
применения теории к решению ситуативных
задач

удовлетворительно

Недостаточный
уровень теоретических знаний по
изученным темам дисциплины, явные
пробелы в понимании отдельных вопросов,
отсутствие практических навыков,
отчетливо демонстрируемое при решении
ситуативных задач

неудовлетворительно

5.1. Инновации в обучении праву

О сочетании
традиционных и инновационных технологий
в правовом обучении

Слово «инновация»
появилось в исследованиях ученых XIX в.
и означало введение
отдельных элементов культуры в другую
среду.
Такое значение этого понятия сохранилось
в современной этнографии. Педагогические
инновации стали предметом пристального
внимания наших западноевропейских
коллег еще в 50-е годы XX в.

и лишь в конце
XX столетия стали активным компонентом
всех процессов, происходивших в
отечественной системе образования.
Педагогические нововведения затронули
и правовое образование, в том числе
методы и средства обучения. В первую
очередь они стали ассоциироваться с
различными формами интерактивного
обучения.

переход системы
из одного состояния в другое. Однако,
внедряя правоведческие курсы, мы не
всегда способствуем прогрессивному
развитию школы. Есть правило, о котором
следует помнить педагогу: прогрессивно
только то, что эффективно! Если новые
юридические курсы не играют эффективной
роли в повышении правовой культуры
личности (это можно диагностировать с
помощью специальной методики), их не
следует рассматривать как прогрессивные.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Инновации в содержании
правовых курсов. Так, в образовательном
учреждении апробируются новые юридические
учебные дисциплины, содержание которых
соответствует духу времени, новому
законодательству, носит практико-ориентированный
характер.

2. Инновации в
технологии обучения. Появление новых
методических приемов, в том числе тех,
которые не использовались в данной
школе. В первую очередь это связано с
проведением деловых игр и различных
форм интерактивного обучения.

3. Инновации в
управляющей системе школы. Так, появляются
новые должности (имеется в виду те,
которые ранее не были в школе): замдиректора
по правовому воспитанию, замдиректора
по научно-методической работе и другие.
Изменяется система методической работы
педагогов. Предположим, они объединяются
в методические секции или цикловые
кафедры, выбирают тему проведения
определенного исследования, осуществляют
общее руководство исследовательской
деятельностью обучаемых.

4. Инновации в
воспитательной работе школы. Правовое
воспитание представляет
собой важный процесс целенаправленного
воздействия на личность с целью
формирования в ней положительных
человеческих качеств. Это способствует
становлению личности, которая уважает
права человека, законы страны и исполняет
предписания права.

Специалисты
выделяют частные, модульные и системные
инновации. Применительно к процессу
обучения праву это можно объяснить так.
Внедряя отдельный правовой курс, например
в девятом классе, учитель осуществляет
частные инновации. Они имеют локальный
характер и пока не связаны с другими
серьезными нововведениями в школе.

Однако пройдет время, и данные изменения
несомненно повлекут за собой комплекс
других: так появится потребность
применить новые технологии в области
правового обучения, выстроить другую
систему воспитательной работы и проч.
Здесь можно уже говорить о модульных
инновациях, захватывающих несколько
элементов системы.

И наконец возникает
насущная потребность изменить всю
систему: воспитание, технологии обучения,
управление школой. Речь идет о системных
инновациях. Последние были ярко выражены
при создании в конце XX столетия
образовательных учреждений с инновационной
моделью развития, где осуществлялась
дифференциация профильного характера.
В школах появились юридические классы.

Инновационное
правовое обучение представляет
собой совокупность нововведений,
выраженных в системе действий и операций
учебной деятельности, которые позволяют
быстро и эффективно достичь прогнозируемого
и диагностируемого результата правовой
обученности. Они становятся весьма
результативными в школах и образовательных
учреждениях нового типа, где проводятся
многочисленные эксперименты, осваиваются
незнакомые для массового обучения
педагогические технологии.

Новизна в
правовом образовании носит относительный
характер. Зачастую те методические
приемы, которые предлагают специалисты
современному учителю права вовсе не
являются новыми. Это могут быть хорошо
забытые педагогические методики, которые
использовались в прошлом; те, что
используются сейчас, но в системе
обучения другим наукам;

Традиционными
технологиями правового обучения называют
совокупность
педагогических технологий, существующих
в правовом образовании на протяжении
многих лет. Они являются устоявшимися
и общепринятыми. По мнению М.В. Кларина,
«традиционным является урок —
одновременное занятие с целым классом.

Учитель сообщает, передает знания,
формирует умения и навыки, опираясь на
предъявление нового материала (сообщение,
изложение), его воспроизведение учениками,
и оценивает результаты этого
воспроизведения. Традиционное обучение
носит репродуктивный характер, знания
и способы действий передаются учащимся
в готовом виде, т. е.

Динамичность
общественной жизни тем не менее диктует
потребность в изменениях даже казалось
бы универсальных форм обучения. Например,
с течением определенного времени
специалисты, анализирующие опыт
преподавания права, пришли к выводу о
недопустимости однообразия методических
приемов и средств обучающего воздействия
на школьника, осваивающего азы юридической
науки. Поэтому в современной практике
необходимо сочетать традиционные и
инновационные технологии обучения.

Таким образом,
педагогические технологии — это
упорядоченная
совокупность действий, операций и
процедур, инструментально обеспечивающих
достижение диагностируемого и
прогнозируемого результата в изменяющихся
условиях образовательного процесса.
Технологии обучения позволяют учителю
добиваться запланированного результата
в правовом обучении школьников.

— существуют ли
закономерности в обучении праву;

— возможно ли
выработать педагогическую метасистему
формально-выраженных приемов, методов
и средств обучения, адекватных правовому
обучению и воспитанию?

В учебниках по
праву конца XX в. присутствовали вопросы
типа: «сравни», «объясни», «почему»,
«зачем», «сделай вывод» или «определи
цель». В таких случаях юридический
материал «проходил» через сознание
учеников и оставался в их памяти. Однако
современные тенденции правового обучения
требуют активизировать познавательную
деятельность школьника, а потому
появились вопросы типа:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Пытаясь подвергнуть
системному анализу зарубежный и
отечественный опыт, автор исследовала
практику работы отечественных
образовательных учреждений и позиции
специалистов по проблеме. К настоящему
времени нет обобщенных трудов по вопросам
методологии правового образования, а
потому данная тема представляется
малоисследованной. Обратим внимание
на некоторые результаты проделанной
работы.

Современная система
педагогических технологий правового
образования характеризуется отказом
от авторитарной педагогики в пользу
личностно-ориентированной. Таким
образом, ведущая цель диверсификации
правового образования заключается в
создании условий для обучения и
совершенствования знаний, умений,
навыков каждого школьника с опорой на
принципы уровневой дифференциации, в
том числе учет их индивидуальных
особенностей и способностей.

К настоящему
времени доказано, что усвоение внешней
информации обучаемым осуществляется
многоканально при существенном
доминировании одного из каналов, что
предопределено генетическими факторами
и несовершенством школьного обучения.
У кого-то развит звуковой канал восприятия
юридической информации (для аудиалов
желательны беседы, аудиозаписи, подача
материала в монологичной форме
преподавателем и проч.

), у других же
большую роль играет зрительное восприятие
(следовательно, в процессе организации
учебных занятий желательно использовать
наглядные средства обучения, в том числе
рисунки, графики, схемы, таблицы, опорные
сигналы, содержательные модели
определенной темы курса). Кинестетики
нуждаются в пространственно-двигательных
формах работы, а потому участие в
минигруппах, в ролевых, сюжетных, деловых
играх на занятиях становится весьма
результативным.

Задача преподавателя
заключается в том, чтобы выбрать
полимодальные методы воздействия на
процесс усвоения юридических конструкций
школьниками. Однако сделать это без
предварительной подготовки сложно. В
профильных образовательных учреждениях,
а также там, где преподавание права
осуществляется с первого класса, должна
быть создана грамотная система правового
обучения на базе индивидуального подхода
учителя к каждому ученику (школьные
учителя должны быть знакомы с особенностями
психолого-физиологического развития
каждого ребенка, используя это в своей
работе).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector