А нас вылечат Телемедицина как она есть

1. Где я могу получить консультацию врача по Интернету?

Если вам требуется общая информация (не связанная с вашими жалобами) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней и организации медицинской помощи, можно обращаться в любой сервис, который оказывает информационные услуги. К примеру, услуги такого типа оказывают медицинские помощники сервисов Medical Note, и многие телемедицинские сервисы, в том числе «Мобильный доктор».

Если вы хотите обсудить какие-то жалобы или историю своей болезни, нужно, чтобы консультация считалась медицинской услугой. Оказывать такие услуги имеют право сервисы, в пользовательском соглашении которых написано, что платформа оказывает медицинскую помощь. На 11 января 2018 года медицинские услуги оказывают «Яндекс.Здоровье», «Док » и «Онлайн доктор». В феврале к ним добавится сервис «Мобильный доктор».

Все платные телемедицинские сервисы имеют право устанавливать длительность консультации. Обычно время консультации не превышает 15 минут. В некоторых сервисах консультация займет столько времени, сколько потребуется для решения проблемы пациента.

Обратите внимание, что во время дистанционной консультации вам не должны ставить диагноз. Зато доктор вправе подробно рассказать, с чем может быть связано ваше состояние.

Возможности врача на консультации зависят от того, был ли пациент до этого на очном приеме в любой клинике — причем не обязательно в той клинике, с врачом из которой пациент общается в данный момент.

  • Если пациент был на очном приеме, врач имеет право изменить лечение, выписать рецепт, назначить дополнительное обследование, выдать справку или заключение в форме электронного документа.
  • Если пациент не был на очном приеме, врач может только направить его к специалисту, и рекомендовать предварительное обследование или сдачу анализов.

Во время телемедицинской консультации врач имеет право корректировать лечение и выписывать новые рецепты в электронной форме, не изменяя диагноза.

Правда, электронных рецептов придется подождать до тех пор, пока Минздрав не примет изменения в законодательстве. Поле того, как будет принята нормативная база, электронный рецепт будут обязаны принять в аптеке — так же, как и привычный «бумажный» рецепт.

To be – каким будет неизбежное будущее?

Телемедицина – часть будущего. И поэтому она неизбежна. Вопрос только в том, какая часть медицинского сообщества будет пытаться плыть против течения, а какая начнет проактивно формировать контуры новой реальности. Тактика сопротивления или стратегия опережения?

Хотим мы этого или не хотим, но будет так: пациенты распробуют ТМ на вкус и привыкнут, что медицинскую помощь можно получать удаленно. Это сделает медицинский сервис более комфортным, а медицинскую помощь менее избегаемой. Также, как когда-то распространение анестезии постепенно отучило нас бояться стоматолога. Пациенты станут активно хотеть возможности ТМ в своих клиниках и в своих ДМС-страховках.

Схема B-to-B развернет телемедицинскую пропаганду. Крупные корпорации будут настойчиво требовать ТМ в условия страхования персонала. Страховые компании сделают ТМ необходимым условием участия клиники в тендере. Новые условия конкурентной среды не оставят выбора для клиник. Все крупные игроки встроят Телемедицину в свои бизнес-процессы.

Для врача Телемедицина станет одной из рутинных частей профессии, как стала недавно электронная карта. Врач, как и во все времена, будет прежде всего лечить. Но теперь границы его возможностей существенно расширятся. И профессионал сможет реализовывать свое призвание так и тогда, как и когда в наше время еще пока невозможно.

Телемедицина найдет свое место. И с ней вырастет культура здорового образа жизни, профилактики и адекватного лечения. Масштабы самолечения/google-лечения снизятся. Пациент начнет реализовывать свое право на второе мнение с помощью удаленных консультаций. А не под покровом ночи в поисковиках, один на один с собственным незнанием.

Предлагаем ознакомиться:  В доме завелась плесень,мы подскажем куда можно обратится

Как помочь телемедицине встретиться с осознанностью?

Информационный шум вокруг Телемедицины затрагивает многое. Мобильные приложения. Качество медицинской помощи с ограниченными возможностями. Рейтинги и оценки врачей. И т.д. и т.п. Но про обучение не слышно почти ничего.

Врача не нужно заново делать врачом. Телемедицина – это точно не та площадка, где молодой неопытный врач должен наращивать профессионализм. Если рассуждать об осознанном вступлении в Телемедицину коммерческой клиники, то обучение – это один из неотъемлемых и важных этапов плана интеграции. Но чему конкретно стоит обучать врачей?

Самое очевидное – это обучение техническим навыкам. Врачей нужно научить работать в IT-решении. И научить объяснять пациентам, как устранять проблемы – включение видео-, вложение документов, правила ведения чата и т. п.

Коммуникативная компетентность врача в Телемедицине? Нужно ли с этого начинать?

Значимость момента состоит в том, что впервые клиника может начать оценивать реально коммуникативные компетенции своих врачей. Телемедицина дает такие возможности. HRD сколько угодно может гордиться каскадом коммуникативных тренингов в собственном учебном центре. Но до Телемедицины отслеживать эффективность такого обучения, встроенность навыков в реальные приемы – почти невозможно.

В частности, коммуникативные стратегии хорошо интегрируются в «СТАНДАРТЫ ПРИЕМА». Именно эта часть обучения напрямую препарирует «публичность» приема, которой не без оснований боятся врачи. Но, по моему опыту, стандартизацию приема разумнее внедрять не на этапе запуска Телемедицины. Начинать нужно не с навыкового обучения, а с ценностного ориентирования врача.

Это то, что я называю «Вовлекающим тренингом». Мое абсолютное убеждение, что врач не стюардесса. Его нельзя обучать определенной ширине улыбки и сервису. Но врача можно и нужно ценностно ориентировать. Помогать трансформировать страхи в возможности. Учить не подскальзываться на новой телемедицинской площадке – давать шаблоны/алгоритмы, полезные на первом этапе телемедицинских консультаций – пока не выработан навык.

Главная цель ВОВЛЕКАЮЩЕГО ТРЕНИНГА – привлечь врачей к совместному созданию контуров будущего. И начать Телемедицинские консультации не в лагере партизанского сопротивления, а с командой единомышленников.

Стандартизация телеконсультации нужна и полезна. Но после накопления минимального опыта реальных online-консультаций. Если коммерческая клиника по-взрослому вступает в Телемедицину, и это серьезный проект с адекватными инвестициями, то обучение может оказаться Сизифовым трудом. Если в самом начале недооценить важность «Геолокации» – определения стратегического места и целей Телемедицины в большой стратегии клиники.

Почему без «Геолокации» нельзя? Как сказал один врач, имеющий беспрецедентный для отрасли опыт реального online-консультирования пациентов: «Первая телемедицинская консультация для врача – это как первый выход человека в открытый космос». Удивительно точная метафора. Бесчеловечно и неэффективно выпускать группу космонавтов без понимания всех участников процесса в клинике – что для нас будет Телемедицина, зачем мы в нее идем, какие цели ставим в средне- и долгосрочном периоде?

Предлагаем ознакомиться:  Какие есть гос выплаты при смерти пенсионера

«Геолокация» – это, фактически, фасилитационная сессия для всех руководителей, участвующих в Телемедицине. IT, маркетинг, медицинский директор, ключевые главврачи, HR, продажи и др. Все стороны проекта должны прийти к единому видению и определить стратегические контуры Телемедицины в данной конкретной клинике.

На выходе – концентрат осознанной Телемедицины. Это те договоренности, которые позволят в дальнейшем всем смотреть в одну сторону и в эту же сторону сориентировать врачей пилотной группы ТМ. Чтобы не было как в анекдоте про ежиков, которые сначала за Главным Ежом-предводителем бежали 7 верст на юг.

Это правда. Минздрав планирует сделать доступной дистанционную консультацию по полису ОМС к 2019 году. Однако в некоторых регионах (например, в Липецкой области) возможность пользоваться телемедициной есть уже сейчас.

Чтобы телемедицинская консультация появилась в списке услуг по полису ОМС, ее должны включить в программу государственных гарантий вашего региона. При этом одна (или несколько) государственных клиник в вашем регионе должны получить плановый объем медицинской помощи по телемедицине. Получив такой объем, клиника сможет оказывать бесплатные услуги по телемедицине по полису ОМС.

Клиники имеют право оказывать телемедицинские услуги за деньги. Для этого пациент должен будет заключить с клиникой договор на оказание телемедицинских услуг. Правда, заключить такой договор дистанционно нельзя — на 11 января 2018 требования таковы, что требуется личная подпись пациента на договоре.

Как перепрыгнуть эту пропасть с наименьшими потерями?

Между AS IS и TO BE – пропасть. Как коммерческая клиника может ее преодолеть? Я – за осознанность и обучение врачей через вовлечение. Можно ли без обучения? Можно ли шагнуть в будущее без помощи?

Да, можно. Есть субординация, порядок, приказы и распоряжения. Заставим, оснастим, начнут консультировать. Какое-то время потратится на то, что врачи будут невнятны и неубедительны для пациента. Будут мяться, бормотать что-то про новый сервис, в который сами не верят. Кто-то станет потешной говорящей головой, кто-то будет казаться недостаточно профессиональным.

Телемедицинская консультация самоорганизуется так, что практически все пациенты после нее будут направляться на очный прием. Пациенты будут чувствовать неуверенность врачей в сервисе. Сопротивление заразительно. Телемедицина дискредитирует сама себя в глазах пациентов. Заработает сарафанное радио – это очередной фейк, реальной медицины тут нет.

В итоге произойдет антиселекция пациентов. Все кейсы, реальные для ТМ-сервиса, будут сходить на нет. Консультации наводнят любители использовать врача как справочное бюро или провизора в аптеке. Любители поболтать и переливать из пустого в порожнее.

Врачи, решившиеся на эксперимент, будут наказаны. Невостребованностью, эмоциональным выгоранием, вопросами к своему профессионализму. Но будущее неизбежно. И Телемедицина приживется. Позднее, с большими потерями и нарастающим сопротивлением, но найдет свое место.

5. Может ли врач консультировать только по медицинским документам пациента?

По медицинским вопросам вас должен консультировать врач с действующим медицинским дипломом и сертификатом по специальности. Сертификат действителен 5 лет.

Предлагаем ознакомиться:  Траст банк долги по кредиту

А нас вылечат Телемедицина как она есть

Чтобы удостовериться в качестве медицинских услуг, проверьте документы врача на сервисе, где вы будете получать консультацию. Согласно закону, скрывать информацию о квалификации и опыте врача сервис права не имеет.

Существует два типа консультаций: отложенные и в режиме реального времени.

  • При отложенных консультациях врач изучает медицинские документы без непосредственного общения с пациентом, и после этого готовит свое медицинское заключение.
  • При консультациях в режиме реального времени врач непосредственно взаимодействует с пациентом.

Закон не ограничивает форматы консультаций в режиме реального времени. Это значит, что для связи с врачом можно использовать как телефонные звонки и видеосвязь, так и чат-переписку в мессенджерах.

Помните: врач имеет право ставить диагноз только на очном приеме. Удаленно можно корректировать лечение, но нельзя изменять диагноз.

Врач имеет право высказать предположение о причинах вашего состояния, но это нельзя назвать диагнозом.

Дискуссия to be continued…

Паттерналистская модель в медицине – это свое, родное, привычное. Когда ассиметрия информации между врачом и пациентом. Когда врач – единственный источник чуда. А пациент – «послушный». Но в современной коммерческой медицине паттерналистская модель с порога плохо работает. Практически всегда врач сначала должен побыть в пациент-центричной парадигме. Помочь доверию пациента сформироваться. И только потом пациент станет послушным, и можно эффективно продолжить уже в паттерналистских реалиях.

А нас вылечат Телемедицина как она есть

Я за то, чтобы «хороший врач» не был привычно «плохим коммуникатором».

Я за то, чтобы IT-компании продолжали также активно формировать новую телемедицинскую среду. Но с ответственностью за тех, кого приручили. С оглядкой на важность обучающего сопровождения и осознанность инноваций.

Я за то, чтобы технологии в итоге помогали медицине и способствовали соблюдению клятвы Гиппократа.

Я за то, чтобы вступление в будущее было осознанным. Это возможно с помощью вовлекающего обучения.

6. Какое образование должно быть у телемедицинских врачей?

Право консультировать пациентов удаленно (в рамках своей специальности) имеет абсолютно любой врач, у которого есть действующий сертификат специалиста. Особые сертификаты и дополнительная переподготовка телемедицинскому врачу не требуются.

Телемедицинские сервисы также проводят внутренние тренинги для своих врачей, в том числе по доказательной медицине, но в законе такого требования нет.

6. Какое образование должно быть у телемедицинских врачей?

Контроль качества медицинских услуг отличается для государственных и частных клиник. Телемедицинские услуги контролируются так же, как и очные медицинские услуги.

В клиниках, работающих в системе ОМС или ДМС, существует 4 уровня контроля:

  1. Контроль внутри клиники (за него отвечают сотрудники клиники)
  2. Контроль страховой компании
  3. Контроль ОМС (территориальный фонд ОМС)
  4. Контроль Росздравнадзора

Если клиника не работает с ОМС или ДМС, то существует 2 уровня контроля:

  1. Контроль частной клиники (за него отвечают сотрудники клиники)
  2. Контроль Росздравнадзора

У Росздравнадзора есть план проверок организаций. Телемедицинская клиника может попасть в план проверок, также как и обычная клиника.

12. А можно как-то самому понять, что врач достаточно квалифицированный?

Спросите врача во время консультации, какие источники информации он использовал, когда давал рекомендации. Уточните, какая система контроля качества использовалась при консультациях.

По опыту сервиса «Мобильный доктор», лучшие результаты дает комплексная система улучшения качества. Комплексная система контроля качества должна включать вспомогательную проверенную информацию для врача, возможности для обсуждения клинических случаев (консилиумы врачей) и регулярные проверки рекомендаций телеврача специалистами по качеству.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector