Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена. — Правоохранительные органы

Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ

Звено судебной системы — суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Значимость правового положения судебной ветви власти прослеживается в правовом регулировании: основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие структуру судебной системы, приняты в форме федеральных конституционных законов, особенностью которых является специфический порядок принятия, изменения и отмены (ст. 108 Конституции РФ).

Как видно из представленной схемы, помимо территориального принципа деления градация судебных инстанций происходит также по типу судопроизводства. Так, гражданское, уголовное и административное направления входят в сферу деятельности Верховного Суда РФ, а оставшаяся конституционная ветвь ограничивается Конституционным Судом РФ. Указанное деление на виды судопроизводства также прослеживается в структуре высших судов, о чем будет рассказано далее.

Некоторые особенности высших судов РФ

Наравне с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть самостоятельна и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу постановления любого из судов государства являются обязательными для исполнения на всей территории страны и для всех субъектов права. Неисполнение решений суда, а также проявление неуважения к суду влекут ответственность по ст. 297 Уголовного кодекса РФ.

Отличительной особенностью решений высших судов РФ является их окончательность и непреодолимость юридической силы. Ни решения Конституционного Суда, ни решения Верховного Суда обжалованию не подлежат, а потому имеют особую юридическую силу сродни силе закона. Именно поэтому судебная практика в зарубежных странах носит законодательный характер и применяется как источник права.

Помимо особого порядка создания и регулирования деятельности высших судов РФ специфику имеет также процесс их упразднения: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, в отличие от остальных элементов судебной системы, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ (ст. 17 закона о судебной системе).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 19 октября 2015 г.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Судебной коллегии по экономическим спорам О.М. Свириденко, изучив по материалам истребованного из Арбитражного суда Московской области дела № А41-42963/13 доводы жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пламя» на определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.

2015 № 305-ЭС15-5505 по иску открытого акционерного общества «Московская объединенная электросетевая компания» (далее – истец, компания) к обществу с ограниченной ответственностью «Пламя» (далее – общество, ответчик, заявитель) о взыскании 265 000 000 рублей за уступленное право требования, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Интерэлектромонтаж» (далее – третье лицо),

решением Арбитражного суда Московской области от 12.09.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014, в удовлетворении иска отказано.

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.02.2015 отменил указанные судебные акты и передал дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2015 № 305-ЭС15-5505 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном положениями части 8 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель выражает несогласие с оспариваемыми судебными актами, просит жалобу вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права.

В силу части 8 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Изучив изложенные в жалобе доводы и материалы истребованного дела, Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Судебной коллегии по экономическим спорам пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2011 по делу № А56-3491/2011 третье лицо объявлено несостоятельным, в отношении него введена процедура конкурсного производства.

Между компанией и обществом заключен договор уступки права (требования) от 23.01.2012 № 14691-409, по которому компания уступила обществу право требования долга и неустойки в размере 270 164 502 рублей 21 копейки к третьему лицу, а общество обязалось уплатить компании 265 000 000 рублей за уступленное право требования.

В соответствии с п. 3.1 дополнительного соглашения от 15.07.2012 № 2 к договору уступки общество было обязано произвести оплату в указанном размере в срок до 01.08.2012.

Общество оплату по договору уступки не производило, денежные средства от третьего лица в рамках производства по делу о банкротстве не получило.

В соответствии с заключением независимого оценщика о рыночной стоимости прав требования компании к третьему лицу на 22.01.2012 рыночная стоимость прав требования, переход которых является предметом договора уступки, составляла 4 651 000 рублей.

Согласно пункту 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации» при выяснении эквивалентности размеров переданного права (требования) и встречного предоставления необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела.

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена. - Правоохранительные органы

В частности, должны учитываться: степень платежеспособности должника, степень спорности передаваемого права (требования), характер ответственности цедента перед цессионарием за переданное право (требование) (ответственность лишь за действительность права (требования) или также и за его исполнимость должником), а также иные обстоятельства, влияющие на действительную стоимость права (требования), являющегося предметом уступки.

Исследовав указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно, с учетом статей 10, 166, 168, 170, 382, 384, 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пришли к выводу о наличии в договоре уступки признаков запрещенного в отношениях между коммерческими организациями дарения денежных средств в размере разницы между номинальной (265 000 000 руб.

) и рыночной (4 651 000 руб.) стоимостью права требования к третьему лицу, что свидетельствует о ничтожности договора уступки в полном объеме, так как оснований для предположения о совершении сделки по рыночной стоимости (без включения недействительной ее части) у суда первой инстанции не имелось (ст. 180 ГК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Образец заявления о выдаче судебного приказа по простой письменной сделке

Не представлено в материалы дела и доказательств того, что ответчик в результате заключения договора цессии получил какие-либо выгоды в рамках иных отношений между сторонами, в частности, по договору от 23.01.2012 относительно технологического присоединения энергопринимающих устройств общества к электрическим сетям компании для электроснабжения многофункционального торгового делового и развлекательного центра «Лотос- Сити», расположенного по адресу: Московская область, Ленинский р-н, Сосенский с.о., район пос. Мамыри, уч. 74/1.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявления компании и направляя дело на новое рассмотрение, основывался на том, что заключение независимого оценщика не авторизовано (отсутствуют сведения о предоставлении прав на составление заключения), не заверено в установленном порядке и не содержит печатей составившего его специалиста.

По мнению заявителя, у суда кассационной инстанции в настоящем случае не имелось оснований для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций, которые правильно применили нормы материального и процессуального права и выводы которых о применении норм права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также направления дела на новое рассмотрение.

Таким образом, у окружного суда не имелось предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены законных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.

В то же время статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, согласно которым арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся, в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса, основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими о том, какая норма материального права должна быть применена и какие решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в том числе в определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286–288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля

Высший суд РФ по вопросам конституционного контроля — Конституционный Суд РФ (далее — КС):

  • самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках своих полномочий;
  • решает исключительно вопросы права;
  • состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, при этом срок их деятельности не ограничен (ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);
  • правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей;
  • функционирует по самостоятельно разработанному и принятому внутреннему регламенту (последняя редакция от 10.10.2017).

В отличие от предшествующей редакции закона о КС, на настоящий момент КС структурно не разделяется на палаты. Однако помимо судей в КС функционирует аппарат КС, который осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности КС.

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена. - Правоохранительные органы

Аппарат КС состоит:

  • Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000). Общее руководство деятельностью секретариата возложено на председателя КС, текущее — на руководителя секретариата.
  • Управления государственной службы и кадров.
  • Финансового управления.
  • Управления делами.

Также в целях взаимодействия КС с научными организациями создается научно-консультативный совет (параграф 75 Регламента КС).

Выделим некоторые из многочисленных полномочий КС (ст. 3 закона о КС РФ):

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
    • федеральных законов, нормативных актов высших государственных органов;
    • региональных нормативных актов, изданных в сферах ведения РФ и совместного ведения РФ и регионов;
    • договоров между органами государственной власти;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:
    • между федеральными органами государственной власти;
    • федеральными и региональными органами государственной власти;
    • высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. Дает толкование Конституции РФ (например, постановление КС «По делу о толковании ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции…» от 11.07.2000 № 12-П).
  4. Дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  5. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Следует отметить, что право законодательной инициативы использовалось КС несколько раз — при инициировании принятия закона о КС и соответствующих изменений к нему.

Учитывая особую направленность своей деятельности, Конституционный Суд РФ не вправе отходить от заданных Конституцией РФ направлений устройства и функционирования государства. Так, разрешая споры о компетенции, КС обязан исходить из установленного Конституцией РФ разделения власти на судебную, законодательную и исполнительную, не допускать двойственности или смешения полномочий.

Предлагаем ознакомиться:  Кто такие присяжные заседатели

Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ (далее — ВС) является высшим судебным органом судов общей юрисдикции по делам по разрешению экономических споров, гражданским, уголовным, административным и иным делам, не отнесенным к компетенции КС (ст. 19 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ).

ВС осуществляет свою длительность в качестве суда надзорной, апелляционной и кассационной инстанций, а также суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кроме того, ВС дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в форме:

  • постановлений — обобщенного анализа судебной практики по специальной тематике без ссылки на конкретные дела (например, постановление Пленума ВС «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» от 26.06.2018 № 27);
  • обзоров — подборки актуальных, требующих особого внимания судебных дел с разъяснениями ВС (например, Обзор судебной практики ВС № 2 (2018), утв. Президиумом ВС 28.03.2018).

Деятельность ВС в части разъяснения и обобщения судебной практики направлена на приведение к единообразию позиции судов государства и минимизации двойственности толкования закона.

Разъяснения ВС РФ могут даже стать причиной пересмотра судебного акта, если точка зрения суда высшей инстанции на разрешенный судом вопрос разъяснилась, был сформирован иной подход (например, п. 5 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Всего в ВС работают 170 судей, которые назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ.

В целях слаженного функционирования ВС формируется аппарат ВС. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС действует научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС (постановление Пленума ВС от 03.10.2017 № 36).

Структура ВС выглядит следующим образом (ст. 3 закона о ВС):

  1. Пленум (постановление Пленума ВС «Об утверждении Регламента Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 2).
  2. Президиум.
  3. Судебные коллегии.
  4. Апелляционная коллегия.
  5. Дисциплинарная коллегия (постановление Пленума ВС «Об утверждении Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 5).

Как отмечалось ранее в настоящей статье, разделение полномочий КС и ВС происходит по типу судопроизводства. И если к ведению КС относится одно направление, конституционное, то ВС регулирует остальные направления, что без должной организации было бы проблематично.

В этой связи в структуре ВС выделены судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих. Именно они вправе рассматривать дела, отнесенные к ведению ВС в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, коллегии дают обобщения судебной практики по вопросам своего ведения и реализуют иные полномочия.

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена. - Правоохранительные органы

Апелляционная коллегия ВС выступает в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассматриваемых в судебных коллегия ВС в качестве суда первой инстанции, а также рассматривает дела по новым и вновь открывшимся фактам. Состоит из председателя, заместителя председателя и 10 судей ВС, избираемых Пленумом ВС по представлению председателя ВС сроком на 5 лет.

Пленум ВС состоит из председателя, первого заместителя председателя, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судей. При этом стоит отметить, что по приглашению председателя в заседаниях Пленума вправе принимать участие председатель КС, генеральный прокурор, министр юстиции и другие лица.

Помимо прочих Пленум осуществляет следующие полномочия:

  • рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;
  • обращается с запросами в КС РФ;
  • утверждает Регламент ВС.

Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума, при условии что присутствовало более 2/3 от числа действующих судей ВС, подписываются председателем и секретарем Пленума.

Президиум же состоит из председателя, его заместителей — председателей судебных коллегий и судей и выполняет следующие функции:

  • рассматривает дела в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, вступившие в силу судебные акты;
  • обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС;
  • утверждает положение об аппарате ВС, его структуру и штатное расписание;
  • рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
  • осуществляет иные полномочия.

Заседание Президиума проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.

Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ

Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.

Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2018 год ВС внес в Государственную думу РФ 9 проектов федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 21.06.2018 № 25). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.

Так, на основании постановления Пленума ВС от 15.03.2016 № 4 был принят ФКЗ «О внесении изменений в статьи 37 и 39 ФКЗ “О военных судах РФ”» от 03.07.2016 № 7-ФКЗ; на основании постановления Пленума ВС от 13.07.2017 № 28 — ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ.

Порядок обращения в Верховный Суд РФ

При подаче документов в ВС к ним предъявляются специальные требования для соответствующей категории дел:

  1. По административным делам — гл. 12, 21–23, 26, 27, 34, 35, 36, 37 Кодекса административного судопроизводства РФ.
  2. Гражданским делам — гл. 1, 39, 41, 41.1, 42 Гражданского процессуального кодекса РФ.
  3. Уголовным делам — гл. 45.1, 47.1, 48.1, 49, 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  4. Делам по разрешению экономических споров — гл. 35, 36.1, 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  5. Делам об административных правонарушениях — гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Как и при обращении в иные судебные инстанции, при обращении в ВС заявителем уплачивается госпошлина (ст. 333.17–333.22, 333.36–333.37, 333.40, 333.41 Налогового кодекса РФ).

В международной практике сложилось два подхода к формированию высших судов страны:

  • моносистемность — один высший суд для всех категорий дел (например, в США);
  • полисистемность — несколько высших судов, рассматривающих соответствующие категории дел (например, в Германии).

Судебная система РФ служит примером второго подхода. Высшие суды РФ разделены по сферам деятельности: ВС, рассматривающий споры, и КС, проверяющий законы на соответствие Конституции. А также существует структурное деление ВС на коллегии по характеру рассматриваемых дел.

Понятие судебной инстанции

Судебная инстанция — суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Предлагаем ознакомиться:  Трудовые споры: разъяснения пленума верховного суда РФ || Пленум верховного суда по трудовым спорам

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд — суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры.

По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе.

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

  • решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
  • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в  суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена. - Правоохранительные органы

Апелляционные инстанции судов общей юрисдикции

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):

  1. районный суд — на решения мировых судей;
  2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
  3. апелляционный суд общей юрисдикции — на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 23.10 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в ГПК РФ пока не упомянуты);
  4. Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
  5. Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  6. апелляционную инстанцию Московского городского суда — на решения данного суда по гражданским делам, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав.

Апелляционные инстанции арбитражных судов

Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).

Примечание:

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

Кассационные инстанции судов общей юрисдикции

Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):

  1. в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
  2. в кассационный суд общей юрисдикции — по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 23.2, 23.6 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»);

  3. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  4. в президиум окружного (флотского) военного суда;
  5. в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационные инстанции арбитражных судов

Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

  1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
  2. Суд по интеллектуальным правам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена. - Правоохранительные органы

На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел, а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций.

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • в системе судов общей юрисдикции — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
  • в системе арбитражных судов — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector