Ст 46 НК РФ от 31.07.1998 — запрещено взыскание налога с какого счета

«налоговый кодекс российской федерации (часть первая)» от 31.07.98 n 146-фз

Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873). 1-1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.

Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; (в ред.

Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; (в ред.

Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 5) формы и методы налогового контроля; (в ред.Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. 5. Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов. См.

Письмо МНС РФ от 20 марта 2000 г. N АС-6-09/203 «О проведении расчетов по погашению задолженности за прошлые периоды по налогам и сборам» Статья 46.Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации в банках 1.

Ст 46 НК РФ от 31.07.1998 — запрещено взыскание налога с какого счета

Один из самых спорных вопросов, касающихся процедуры, предусмотренной ст. 46 НК РФ, — взыскание задолженности по налогам и страховым взносам с организаций, которые находятся в стадии ликвидации. Какова позиция судов относительно подобных ситуаций?

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ взыскание долга в части налогов с ликвидируемых организаций должно осуществляться в третью очередь. Таким образом, пока точная очередность не определена и предыдущие долги фирмы не погашены, ФНС, если следовать положениям ГК РФ, не вправе инициировать взыскание налоговых задолженностей в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ.

Подобной позиции долгое время придерживался Минфин России. В письме от 29.07.2008 № 03-02-07/1-319 ведомство высказало мнение о том, что взыскание долгов с ликвидируемых фирм следует связывать с моментом формирования их ликвидационных балансов, которые составляются специальными комиссиями. Налоговики, как полагает Минфин, не вправе направлять инкассовые поручения в банк, который обслуживает фирму, имеющую долг, пока ликвидационная комиссия не утвердит соответствующий баланс, а долги, стоящие в очереди первыми, не будут погашены.

Позже Минфин несколько скорректировал свою позицию. В целом ведомство признает, что фактическое списание денежных средств с банковских счетов должника в соответствии с инкассовыми поручениями ФНС, будет незаконным, если не соблюдены ликвидационные процедуры, предусмотренные законодательством. Вместе с тем в Письме от 24.08.

О том, какую бухотчетность придется делать при ликвидации, читайте в материале «Ликвидационный баланс — пример нулевого баланса по новой форме».

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ ФНС должна вынести решение о взыскании долга в течение 2 месяцев после того, как истечет срок погашения задолженности, указанный в требовании. Если ведомство пропустит его, решение исполнению не подлежит. Однако законодатель дает ФНС право обратиться в суд с тем, чтобы так или иначе взыскать с плательщика недоимку. Каковы перспективы подобных обращений?

ВАС РФ в вышеупомянутом постановлении № 57 установил, что в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ ФНС может обратиться в суд с заявлением о признании права на взыскание долга с плательщика, даже если 2 месяца с даты, указанной в требовании ФНС об уплате налога, прошли. Суд, как считает высшая арбитражная инстанция, обязан рассмотреть соответствующее заявление по существу.

В п. 3 ст. 46 НК РФ указано, что ФНС вправе обратиться в суд по поводу пропуска срока инкассирования долга в течение 6 месяцев после истечения срока погашения, зафиксированного в требовании. Но если и эту возможность налоговики вовремя не используют, они вправе направить в суд обращение о восстановлении указанного срока.

запрещено взыскание налога с

ВАС РФ придерживается мнения, что соответствующее восстановление сроков действительно может быть осуществлено судом, однако условием такового должно быть ходатайство ФНС. Если оно не будет предоставлено либо в его удовлетворении будет отказано, суд должен отказать налоговикам в восстановлении срока взыскания долга.

Другой фактор, обуславливающий вынесение судом решения в пользу ФНС, — наличие уважительной причины, которая привела к тому, что сроки обращения в суд в течение 6 месяцев после крайнего срока, указанного в требовании, оказались пропущены. Как отмечает ВАС РФ, уважительной причиной не может быть, в частности, необходимость согласования территориальным органом ФНС своих действий с вышестоящими структурами, нахождение руководителя в командировке, кадровые перестановки — в общем, любые причины внутриведомственного характера.

В положениях ст. 46 НК РФ, равно как и в других разделах кодекса, не зафиксирована минимальная величина налоговой задолженности, которая служит поводом для инициирования ФНС процедуры взыскания долга. Означает ли это, что налоговики вправе инкассировать даже самую незначительную задолженность?

Подобный вопрос актуален в связи с тем, что некоторые банки рассматривают появление инкассовых поручений на расчетных счетах ИП и организаций как негативный критерий при оценке платежной дисциплины фирмы в случае оформления кредитов. Хотя долг может быть минимальным — бухгалтерия фирмы или ИП может совершенно случайно недоплатить в ФНС несколько рублей.

Некоторые послабления для таких должников законодатель, однако, устанавливает. Так, в п. 1 ст. 70 НК РФ сказано, что требование о перечислении налога в бюджет должно направляться плательщику в общем случае в течение 3 месяцев с момента выявления ФНС соответствующей недоимки. Но если сумма долга меньше 500 руб.

Но что, если бухгалтеру или ИП было некогда заниматься подобными проверками или они провели их не вполне внимательно? В п. 1 письма ФНС России от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673 высказывается мнение о том, что положения ст. 46 НК РФ не предусматривают ограничений по взысканию незначительных величин долга по обязательным платежам.

Таким образом, ФНС вправе взыскать с налогоплательщика даже самый небольшой долг. Как считает ФНС, компетенцией по установлению минимального порога задолженности по налогам обладает только Минфин России. Но пока он не вынес каких-либо публичных решений по данному вопросу.

Подобная ситуация чаще всего может возникать в двух случаях — если бизнес ведется в форме инвесттоварищества либо в виде консолидированной группы плательщиков. Каким должен быть алгоритм списания долга с соответствующих структур в порядке ст. 46 НК РФ?

Относительно долга товарищества в п. 1.1 ст. 46 НК РФ говорится, что налоговые недоимки, возникшие в ходе его деятельности, в первую очередь взимаются с его счетов. Но если денежных средств, располагаемых на них, для погашения долга недостаточно, ФНС может начать взыскивать их со счетов товарищей. В первоочередном порядке инкассируется счет управляющего, который отвечает за налоговый учет.

Теперь о консолидированных группах плательщиков. ФНС России в письме от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673 со ссылкой на п. 11 ст. 46 НК РФ поясняет, что долг консолидированной группы плательщиков в первоочередном порядке взыскивается с ответственного участника. Если средств на его банковских счетах недостаточно, ФНС вправе начать взыскание за счет других участников консолидированной группы в порядке, определяемом ведомством, исходя из имеющейся у ФНС информации о плательщиках.

Подробнее о том, что такое консолидированная группа плательщиков налога, читайте в материале «Консолидированная группа налогоплательщиков — это…».

Запрещено взыскание налога с депозитного счета

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган на основании соответствующего решения вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Предлагаем ознакомиться:  Возмещение электроэнергии по договору аренды

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

* * *

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика.

А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

О правилах взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов пойдет речь в статье

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Самостоятельность означает, что данная обязанность исполняется от имени и за счет налогоплательщика.

Одним из исключений является механизм уплаты налога налоговым агентом, который, однако, предполагает перечисление исключительно в рамках сумм налога, удержанного у налогоплательщика, то есть за его счет, но от имени налогового агента.

Например, запрет уплаты НДФЛ за счет налогового агента сформулирован в пункте 9 статьи 226 НК РФ.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, при этом налогоплательщик наделен правом исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Порядок изменения срока уплаты налога и сбора предусмотрен в главе 9 НК РФ.

Самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога также предполагает инициативу налогоплательщика по ее исполнению. Если обязанность по уплате налога не выполнена налогоплательщиком в срок, она исполняется принудительно.

То есть принудительное взыскание является исключением из общего правила о самостоятельном исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

с уплатой налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора); ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со статьей 49 НК РФ; возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Важно

НК).

Особые правила

Собственно говоря, особенность депозитных счетов диктует и правила, по которым производится принудительное взыскание налоговой недоимки за счет этих средств. В п. 5 ст. 46 НК сказано, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора.

А налог за счет данных средств будет списан только в том случае, если к этому моменту инкассовое поручение налогового органа еще не будет исполнено в полном объеме. Тем самым исключается списание одного и того же долга дважды.

Итак, налоговый орган для того, чтобы «депозитные» средства должника-налогоплательщика (налогового агента) в счет погашения налоговой недоимки были перечислены в бюджет, должен направить в банк два поручения.

Во-первых, это поручение на перечисление средств с депозитного счета на «расчетник» должника по окончании срока действия депозитного договора.

Форма этого поручения утверждена Приказом ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (в ред. Приказа ФНС России от 20 марта 2015 г.

Ст. 46 НК РФ : вопросы и ответы

Ст. 46 НК РФ регулирует процедуру принудительного взыскания с российских налогоплательщиков налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за счет средств, размещенных на банковских счетах, а также аккаунтах электронных платежных систем. Некоторые из положений данной статьи, а также специфика самой процедуры взыскания порождают острые вопросы в адрес законодателя со стороны российского бухгалтерского и налогового сообщества.

Какие механизмы устанавливает ст. 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)?

Какие счета ФНС не имеет права рассматривать как источники погашения долга по статье 46 НК РФ?

Законно ли формирование инкассового поручения до истечения срока погашения долга?

Можно ли плательщику обжаловать требования ФНС и инкассовые поручения?

На каком основании можно оспорить требование ФНС об уплате налога?

Как взыскивается долг с плательщика, входящего в группу компаний?

Что приоритетнее для ФНС — взыскание долга через банк или за счет имущества плательщика?

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

* * *

Прежде чем изучать сложные вопросы из области правоприменительной практики, исследуем сущность алгоритма, предусмотренного ст. 46 НК РФ, в соответствии с которым ФНС взимает долги по платежам в бюджет.

Статья 46 НК РФ устанавливает механизм, посредством которого ФНС может взыскивать с плательщиков долги по налогам, страховым взносам и штрафным санкциям посредством безакцептного (не требующего согласия) взимания соответствующих денежных сумм с банковских и электронных счетов должников в статусе юрлиц, ИП либо налоговых агентов.

Процедура, о которой идет речь, инициируется ФНС посредством отправки в банк инкассового поручения на списание со счета плательщика денежных средств в установленной сумме и их перечисление в бюджет. Однако этому предшествует ряд иных действий налоговой службы.

Подробнее об инкассовом поручении — в материале «Инкассовое поручение — это…».

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для выписки из квартиры через суд

Выявив налоговую недоимку, ФНС прежде всего обязана информировать налогоплательщика о данном факте и потребовать уплаты долга без инициирования процедуры принудительного взыскания. Ведомство должно сделать это, направив плательщику требование по установленной форме и указав в нем предельный срок расчета с бюджетом.

Подробнее о последствиях выявления ФНС налоговых недоимок читайте в статье «Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?».

Перед тем как направлять в кредитно-финансовую организацию инкассовое поручение, ФНС обязана вынести решение о взыскании по установленной форме, утвержденной приложением 4 к приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662.

В общем случае инкассовые поручения направляются на расчетные счета плательщиков. Если денежных сумм на них для погашения долга недостаточно, ФНС может инкассировать также и лицевые счета налогоплательщиков. Но есть счета, которые налоговики не вправе рассматривать как ресурс для погашения долга.

Положения ст. 46 НК РФ прямо не запрещают ФНС направлять в банк распоряжения о взимании денежных средств со счетов должника до того, как истечет срок погашения задолженности, установленный в требовании ФНС. Многие территориальные представительства ведомства, к неудовольствию налогоплательщиков, делают это. Считают ли суды подобные действия налоговиков правомерными?

ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.08.2012 № А78-10449/2011, а также ФАС Московского округа в постановлении от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24 установили, что подразделения ФНС, направляющие в кредитно-финансовые организации инкассовые поручения до того, как истечет установленный срок погашения, действуют незаконно, поэтому досрочно направленные в банк решения о взыскании долга являются недействительными.

Вместе с тем в вопросе признания указанных действий ФНС незаконными могут прослеживаться нюансы. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 01.03.2013 № А66-5703/2010 указывает, что формирование инкассовых поручений налоговой службой до истечения срока уплаты долга само по себе не может считаться незаконным, если оно не привело к фактическому списанию со счетов налогоплательщика каких-либо денежных средств.

На каком основании можно оспорить требование ФНС об уплате налога?

Как мы отметили выше, в ст. 46 НК РФ указаны конкретные типы счетов, на которые ФНС может направлять инкассовые поручения с целью взыскания задолженности налогоплательщика: расчетные, а в некоторых случаях личные. Означает ли это, что ФНС не вправе задействовать как ресурс для взимания долга иные счета?

Да, это так. В числе счетов, не подлежащих инкассированию в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, — металлические, которые используются с целью учета операций с различными ценными металлами. Данные счета не предполагают размещения собственно денежных средств.

Другой тип счетов, которые не могут быть использованы в качестве источника средств при взыскании долга, — ссудные. Они задействуются с единственной целью — для расчетов с банком, в котором открыты данные счета, по кредиту.

Еще один тип счетов, взимание налоговых задолженностей с которых невозможно, — транзитные. Их банки открывают налогоплательщикам исключительно в дополнение к валютным счетам — главным образом с целью временного размещения средств перед конвертацией в нужную национальную денежную единицу. Транзитные счета, как правило, открываются без заключения с клиентом каких-либо договоров и уведомления ФНС. Налоговики, таким образом, могут и не располагать данными о них.

Отметим, что ФНС также не вправе направлять инкассовые поручения на действующие депозиты (п. 5 ст. 46 НК РФ). Но как только срок размещения денежных средств плательщика на депозитах заканчивается, налоговики могут обязать банк перечислить их на расчетный счет, после чего распорядиться о зачислении средств в бюджет в счет погашения долга.

В ходе реализации процедуры взимания налоговых долгов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, ФНС задействует два основных правовых механизма: направление в адрес должников требований о скорейших расчетах с государством и, если эта мера не подействует, инициирование взимания денежных средств с банковских счетов плательщиков посредством выдачи банку инкассовых поручений. Может ли должник каким-либо образом обжаловать действия ФНС в этих случаях?

В положениях п. 2 ст. 138 НК РФ сказано, что акты, действия (к таковым относится направление требований об уплате налогов и формирование инкассовых поручений) либо бездействие сотрудников ведомства могут быть обжалованы налогоплательщиком посредством обращения в вышестоящую структуру аппарата ФНС. И только если эта мера не приведет к желаемому результату, возможно обжалование в судебном порядке.

Перспективы вынесения судебного решения в пользу налогоплательщика определенно есть.

Так, ВАС РФ в постановлении пленума от 30.07.2013 № 57 устанавливает, что оспаривать инкассовые поручения плательщик может посредством подачи иска о признании данного документа не подлежащим исполнению. Предметом иска, как считает ВАС РФ, может быть, в частности, необоснованность начисления сумм платежей в бюджет.

В свою очередь, варианты оспаривания другого действия ФНС — вынесения требования об уплате налога, невыполнение которого может привести к взысканию долга с банковского счета, — могут быть самыми разными. Их сущность стоит рассмотреть отдельно.

Получив требование о скорейшей уплате долга по налогу, субъект уплаты может посчитать его несправедливым и оспорить. Поскольку данная процедура не регулируется положениями НК РФ, равно как и другими нормативными актами, результаты подобных действий полностью зависят от позиции суда. Вместе с тем практика таких слушаний в РФ широко распространена. Российские арбитражи определяют самые разные основания для отмены налоговых требований.

Так, суд может удовлетворить иск налогоплательщика, если в резолютивной части решения ФНС, предшествующего вынесению требования, не указана величина долга, приведенная в требовании, направленном налогоплательщику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011). То же самое касается расчета пеней (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010).

Важно, чтобы в требовании, присланном ФНС, было корректно указано название налога. В противном случае действия налоговиков могут быть признаны судом незаконными, даже если в решении ФНС, предшествующем составлению требования, наименование налога зафиксировано верно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.

ВАС РФ еще в 2004 году в п. 13 информационного письма от 11.08.2004 № 79 высказал мнение, что в требованиях ФНС об уплате налогового долга должны присутствовать ссылки на положения законодательства, выступающие основанием для взыскания соответствующей задолженности. Если их нет или они некорректны, плательщик может оспорить действия ФНС.

Как показывает судебная практика, в ряде случаев налогоплательщикам не удается оспорить требование полностью, однако иск вполне может быть удовлетворен в части пеней. Арбитраж может признать начисление таковых незаконным, если в требовании некорректно указаны либо вовсе не содержатся важные параметры, формирующие величину пеней.

В числе таковых — срок уплаты налога, в течение которого пени начисляться не должны (постановление ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012). Другой параметр — ключевая ставка Банка России, по которой исчисляются пени в процентах годовых (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011).

Можно ли оспорить требование, если оно направлено обычным, а не заказным письмом, узнайте .

О том, какую величину имеет ключевая ставка в 2017 году, читайте в статье «Ставка рефинансирования — 2017: размер».

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Утрата права контролеров на взыскание недоимки сама по себе не является основанием для прекращения обязанностей налогоплательщика и, как следствие, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. До признания в установленном порядке недоимки по налогу безнадежной к взысканию ее суммы учитываются налоговым органом в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из ресурсов ФНС (Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386).

Предлагаем ознакомиться:  Расчет налога на квадроцикл

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Запрещено взыскание налога с валютного счета

Организация 1 сентября 2008 года получила требование об уплате налога.

Однако, так как оно не было исполнено, налоговым органом было принято решение о принудительном погашении задолженности.

6 октября 2008 года в банк, в котором у ООО «Сфера» открыт расчетный счет, было направлено поручение на перечисление налога на прибыль в бюджет.

7 октября в банк были предъявлены заполненный ООО «Сфера» чек на снятие с расчетного счета денежной суммы на выплату заработной платы работникам, платежные документы на уплату ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и перечисление НДФЛ, а также платежное поручение на оплату товара поставщику.

Все платежи, кроме последнего, относятся к третьей очереди списания, а выплаты поставщику — к шестой, то есть это платежное поручение будет исполнено в последнюю очередь.

Что касается требований, относящихся к третьей очереди, они исполняются в порядке календарной очередности их поступления, то есть первым будет произведено списание денежных средств на уплату недоимки по налогу на прибыль в полном объеме на основании поручения налогового органа. Потом при наличии денежных средств будут исполнены остальные требования третьей очереди. И только после этого банк переведет денежные средства поставщику.

Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога операции по счетам могут быть приостановлены налоговым органом в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса.

В случае взыскания налога за счет денежных средств организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, определяемого в общеустановленном порядке, то есть по правилам статьи 45 НК РФ, поскольку иное статьей 46 Налогового кодекса не установлено.

Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях — лицом, выписавшим исполнительный документ.

Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, в случае несоответствия его требованиям, предусмотренным ст. 8 указанного Федерального закона (п. 1 ст. 10);

судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию взыскателю, в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (п. 2 ст. 10);

в постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений, если основанием возвращения явилось невыполнение требований, предусмотренных ст. 8 указанного Федерального закона (п. 3 ст. 10);

в случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю (п. 4 ст.

Кодекса, формируются отдельно.

Налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о взыскании, направляет в банк на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (зарегистрирован Минюстом России 25.11.

2014 № 34911) поручение налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате.

В случае направления налоговым органом поручений на несколько счетов налогоплательщика, общая сумма указанных поручений налогового органа должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате и с учетом сумм, уплаченных по требованию об уплате).

При недостаточности средств на рублевых расчетных (текущих) счетах, налоговый орган, в соответствии с пунктом 5 статьи 46 Кодекса, вправе взыскать налог с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты.

Последним приказом утверждена форма решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика — организации, а также постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика — организации.

фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации);

наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;

резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

дату выдачи указанного постановления.

Постановление налогового органа подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

В соответствии с пунктом 2.2 Приказа №ВГ-3-10/265 (Приложение №56) постановление налогового органа направляется в службу судебных приставов сопроводительным письмом.

— расшифровку задолженности налогоплательщика с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации.

Как ФНС взыскивает долг с банковского счета ликвидируемой компании?

Вопрос, который волнует многих налогоплательщиков: может ли ФНС сразу инициировать взыскание недоимок с имущества должника по ст. 47 НК РФ, минуя процедуры, предусмотренные ст. 46 НК РФ?

Логика законодателя такова: в первоочередном порядке ФНС должна взыскивать долги по недоимкам именно со счетов плательщика. Только если средств, размещенных на банковских аккаунтах должника, будет недостаточно, налоговики могут приступать к взысканию долга за счет имущества плательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ). Таковым могут быть, в частности, наличные денежные средства.

Есть некоторые нюансы толкования соответствующих положений НК РФ судами.

ВАС РФ в постановлении № 57 установил, что взыскание долга с налогоплательщика за счет имущества возможно, только если ФНС до этого предприняла все надлежащие действия по взиманию денежных средств с банковских счетов субъекта. Более того, если ФНС не было вынесено решение о взыскании долга за счет денежных средств с банковского счета, ведомство не вправе взыскивать задолженность за счет иного имущества плательщика, полагает ВАС РФ.

Вместе с тем если к моменту текущего взыскания в отношении плательщика ФНС уже инициировано несколько судебных исков на предмет принудительного взимания налогов и в соответствии с ними погашение долга подлежит исполнению за счет иного имущества, поскольку инкассирование в возможных пределах уже осуществлено, то ведомство вправе произвести текущее взыскание за счет этого имущества, считают судьи.

Прекрасно, если у вашей фирмы нет налоговых долгов. Но иногда это необходимо подтвердить документально. Каким именно документом это делается, читайте в статье «Получаем справку об отсутствии задолженности из налоговой».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector